ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2003 года N 110
О введении в действие "Санитарных правил эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337-03"
(с изменениями на 10 июня 2016 года)
____________________________________________________________________
Отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631;
утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 30
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 50 (Российская газета, N 135, 23.06.2010);
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2016 года N 76 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.06.2016, N 0001201606230061).
____________________________________________________________________
На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31,ст.3295),
постановляю:
Ввести в действие с 30 июня 2003 года "Санитарные правила эксплуатации метрополитенов. СП 2.5.1337-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 мая 2003 года.
Г.Онищенко
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 июня 2003 года,
регистрационный N 4672
Дата введения: 30 июня 2003 года
Санитарные правила эксплуатации метрополитенов
(с изменениями на 10 июня 2016 года)
____________________________________________________________________
В документе учтены;
Изменения и дополнения N 1 от 30 апреля 2010 года (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2010 года N 50).
____________________________________________________________________
1. Область применения
1.1. Настоящие Санитарные правила распространяются на стационарные объекты и подвижной состав метрополитенов.
1.2. Настоящие Санитарные правила разработаны на основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650), Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295), Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта ЦУВС-782 от 14 сентября 2000 года (зарегистрировано Минюстом России 10 ноября 2000 года, регистрационный N 2447).
1.3. Настоящие Санитарные правила являются обязательными для всех юридических и физических лиц, осуществляющих строительство, ремонт, модернизацию и эксплуатацию стационарных объектов и подвижного состава метрополитена.
2.1. Настоящие Санитарные правила устанавливают основные санитарно-гигиенические требования к стационарным объектам и подвижному составу метрополитенов и предназначены для создания благоприятных и безопасных условий перевозки пассажиров, сохранения здоровья и поддержания высокой работоспособности персонала, защиты окружающей среды в процессе эксплуатации метрополитенов.
2.2. Проектная документация на строительство и модернизацию объектов метрополитена должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в установленном порядке.
2.3. Для всех видов отделочных и конструкционных материалов, сырья и продукции, используемых при строительстве, ремонте, модернизации и эксплуатации объектов метрополитена, обязательно наличие санитарно-эпидемиологического заключения, выданного Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту - заместителем Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (заместителем Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту) на основании экспертных заключений испытательных лабораторных центров при центрах Госсанэпиднадзора МПС России согласно области их аккредитации.
2.4. Контроль за соблюдением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте, а в г.Москве и г.Санкт-Петербурге - центрами Госсанэпиднадзора на Московском и Санкт-Петербургском метрополитенах.
3.1.1. В пассажирских помещениях станций должны быть обеспечены следующие параметры микроклимата (за исключением открытых наземных платформ и переходов):
в теплый период года (среднесуточная температура наружного воздуха выше +10 С): температура воздуха - от +18 до 28°С, относительная влажность воздуха - от 15 до 75%, скорость движения воздуха - от 0,5 до 2,0 м/с;
в холодный период года (среднесуточная температура наружного воздуха равна и ниже +10°С) с учетом нахождения пассажиров в верхней (сезонной) одежде: температура воздуха - от +10 до 16°С, относительная влажность воздуха - от 15 до 75%, скорость движения воздуха - от 0,1 до 1,0 м/с, на платформе при подходе и отправлении поездов - не более 2 м/с.
Допускаются перепады температуры воздуха по высоте (до 2 м от пола) не более 3°С, по горизонтали (в противоположных концах помещений) - не более 4°С в пределах нормируемых значений температур воздуха.
3.1.2. Содержание загрязняющих веществ в воздухе не должно превышать максимальных разовых предельно допустимых концентраций для атмосферного воздуха населенных мест, концентрация смешанной пыли - 0,5 мг/м, содержание двуокиси углерода - в летнее время - 0,1%, а в остальные сезоны года - 0,12% по объему.
3.1.3. Уровни звукового давления, уровни звука и эквивалентные уровни звука, а также максимальные уровни звука не должны превышать допустимых значений (приложение N 1).
Общий уровень звукового давления, колеблющегося во времени, и прерывистого инфразвука не должен превышать 120 дБ Лин.
3.1.4. Величины виброускорений и виброскоростей не должны превышать допустимых значений.
3.1.5. Уровни воздействия электромагнитных излучений РД по электрической и магнитной составляющим, по плотности потока энергии, а также напряженность электрического поля не должны превышать предельно допустимых величин.
3.1.6. Допустимые уровни ионизирующих излучений и радона внутри помещений: мощность эквивалентной дозы внешнего гамма-излучения не более 0,3 мкЗв/час; эквивалентная равновесная объемная активность радона и торона, среднегодовая (ARn.эkb.) не более 100 Бк/м.
3.1.7. Все технические устройства и технические системы перед установкой их в пассажирских помещениях должны проходить радиологический контроль. При мощности эквивалентной дозы внешнего гамма-излучения на расстоянии 0,1 м от любой доступной поверхности технического устройства более 1,0 мкЗв/час или при максимальной энергии излучений более 5 кэВ решается вопрос о возможности их использования по согласованию с центрами Госсанэпиднадзора.
3.1.8. Уровни загрязнения воздуха микроорганизмами не должны превышать (КОЕ/м) в теплый период года: по общему количеству микроорганизмов - 1500, по количеству гемолитических стафилококков и стрептококков - 100; в холодный период года 2500 и 150 соответственно.
3.1.9. Перед входом на станции метрополитена и на видных местах в пассажирских помещениях должны располагаться объявления о запрете курения, перевозке опасных веществ и требования соблюдения чистоты и порядка.
3.1.10. Необходимо систематически проводить текущий ремонт помещений в соответствии с утвержденными графиками, согласованными с центром Госсанэпиднадзора.
3.1.11. Сбор твердых бытовых отходов (ТБО) из пассажирских помещений должен производиться в металлические контейнеры с крышками, установленными на поверхности в специально отведенном месте на асфальтированной или бетонированной контейнерной площадке, имеющей ливневой сток в канализацию. Контейнеры и площадки под ними должны промываться и обрабатываться дезинфицирующими средствами не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода).
3.1.12. Приямки с решетками для приема воды и грязи с обуви пассажиров должны очищаться не реже 1 раза в неделю. После каждой чистки приямков для избежания травматизма необходимо обеспечивать требуемую плотность укладки секций решеток.
3.1.13. Перед входом в отдельно стоящий вестибюль станции должно быть установлено не менее двух урн для мусора. За пределами контрольных пунктов станции должны быть установлены урны для использованных магнитных билетов. Очистка урн должна проводиться по мере их наполнения.
3.1.14. Выбоины в полу пассажирских помещений недопустимы и должны заделываться в течение 1 суток.
3.1.15. Должна быть обеспечена централизованная и своевременная утилизация отработавших ртутьсодержащих электроламп.
3.1.16. Системы вентиляции и отопления, воздушные тепловые завесы должны функционировать в строгом соответствии с сезонными схемами работы и обеспечивать нормативные параметры микроклимата и установленные объемы вентиляции.
3.1.17. Уборка пассажирских помещений должна осуществляться в строгом соответствии с технологическим процессом уборки пассажирских помещений, согласованным с центром Госсанэпиднадзора. Технология уборки (приложение N 2) должна быть дифференцированной в зависимости от особенностей объекта и мест уборки с применением дезинфицирующих средств.
3.1.18. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использоваться только по назначению (приложение N 3). Средства автоматизации и механизации уборки помещений и уборочный инвентарь должны храниться в специально отведенных местах вне пределов движения пассажиров.
3.1.19. Время проведения уборок определяется технологическим графиком. Работы, загрязняющие окружающие среду, в присутствии пассажиров производить запрещается.
3.1.20. Использование источников ультрафиолетового облучения с целью дезинфекции пассажирских помещений допустимо только при отсутствии в них пассажиров (в ночное время).
3.1.21. Дезинсекционные и дератизационные мероприятия проводятся в сроки, определенные графиком, согласованным с центром Госсанэпиднадзора. Сведения об этих работах заносятся в санитарный паспорт объекта.
3.1.22. Общее и аварийное искусственное освещение помещений для пребывания пассажиров должно обеспечиваться осветительными установками с лампами накаливания, люминесцентными лампами и светодиодами белого света с коррелированной температурой от 2400°К до 6800°К.
Световые приборы для общего и аварийного освещения, предназначенные к эксплуатации со светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения пассажиров прямого излучения.
Неравномерность общего и аварийного искусственного освещения не должна превышать 1,5:1.
(Пункт дополнительно включен с 23 июня 2010 года Изменениями и дополнениями N 1 от 30 апреля 2010 года)
3.1.23. Нормативные уровни освещенности от общего искусственного освещения устанавливаются в точках ее минимального значения и должны быть не менее:
- в тамбурах станции на уровне пола 100 лк;
- на эскалаторах (на уровне ступеней) 100 лк;
- в центральных залах станции (на уровне пола) 200 лк;
- на перронах закрытых станций (на уровне пола) 150 лк;
- на перронах открытых станций (на уровне пола) 100 лк.
(Пункт дополнительно включен с 23 июня 2010 года Изменениями и дополнениями N 1 от 30 апреля 2010 года)
3.1.24. Аварийное освещение в помещениях для пребывания пассажиров должно обеспечивать уровни освещенности в точках ее минимального значения не менее 10 лк" (пункт дополнительно включен с 23 июня 2010 года Изменениями и дополнениями N 1 от 30 апреля 2010 года).
3.2.1. В салонах вагонов должны быть обеспечены параметры микроклимата, освещенности, предельно допустимые уровни физических факторов и предельно допустимые концентрации вредных химических веществ в соответствии с установленными санитарными требованиями.
3.2.2. Допустимые параметры микроклимата в салонах вагонов (при естественной вентиляции):
в теплый период года (среднесуточная температура наружного воздуха выше +10°С): температура воздуха - на 3°С выше температуры окружающего воздуха, относительная влажность воздуха - не нормируется, скорость движения воздуха - не нормируется;
в холодный период года (среднесуточная температура наружного воздуха равна и ниже +10°С) с учетом нахождения пассажиров в верхней (сезонной) одежде: температура воздуха - от +16°± 2°С, разница температур по высоте - не более 5°С, разница температур воздуха и ограждений - не более 5°С, температура пола - не менее 5°С, относительная влажность воздуха - от 30 до 70%, скорость движения воздуха - не более 0,4 м/с.
3.2.3. Общее искусственное освещение от осветительных установок с люминесцентными лампами или светодиодами должно обеспечивать уровни освещенности в точках ее минимального значения не менее 150 лк (на пересечении вертикальной плоскости на уровне 0,6 м от спинки дивана и горизонтальной плоскости на уровне 0,8 м от пола). При освещении лампами накаливания уровни освещенности должны быть не менее 75 лк.
Неравномерность общего искусственного освещения в салонах вагонов не должна превышать 30%.
Уровни освещенности от аварийного освещения в точках ее минимального значения не должны быть менее 10 лк.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июня 2010 года Изменениями и дополнениями N 1 от 30 апреля 2010 года. - См. предыдущую редакцию)