Статус документа
Статус документа

О введении в действие "Санитарных правил по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта. СП 2.5.1336-03" (с изменениями на 16 июня 2010 года) (отменено с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1631; утратило силу с 01.01.2021 на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 30)

III. Гигиенические требования к физическим и химическим факторам среды на подвижном составе железнодорожного транспорта

3.1. Общие положения.

3.1.1. Настоящие Санитарные правила устанавливают предельно допустимые уровни (ПДУ) физических факторов, предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных химических веществ и нормативные параметры микроклимата и систем его обеспечения, регламентация которых обеспечивает безопасные условия труда обслуживающего персонала (пункт в редакции, введенной в действие с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года, - см. предыдущую редакцию).

3.1.2. Оценка локомотивов, моторвагонного и специального подвижного состава производится путем сопоставления полученных в результате испытаний данных с приведенными санитарными нормами.     

3.2. Требования к параметрам микроклимата и воздушной среды, искусственному освещению, уровням шума, вибрации и электромагнитных излучений.

3.2.1. Кабины управления, служебные и бытовые помещения (далее - помещения) локомотивов и специального подвижного состава (СПС) должны иметь устройства для естественной вентиляции (окна, люки).     

3.2.2. Значения параметров микроклимата в помещениях локомотивов и СПС должны (при закрытых окнах и дверях) соответствовать требованиям, представленным в приложениях N 1, 2, 3 (пункт в редакции, введенной в действие с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года, - см. предыдущую редакцию).

3.2.3. Помещения локомотивов и СПС должны оборудоваться установками кондиционирования воздуха: принудительной вентиляцией, подогревом и охлаждением.

Системы обеспечения микроклимата в помещениях локомотивов и СПС должны соответствовать требованиям, представленным в приложениях N 4, 5, 6, 7.

Системы кондиционирования должны отвечать следующим требованиям:

система отопления должна иметь систему воздуховодов для подачи нагретого воздуха в зону ног, дверей (150 мм от уровня пола) и лобовых окон;

система отопления должна иметь плавное ручное и автоматическое регулирование температуры воздуха;

система охлаждения должна обеспечивать раздачу охлажденного воздуха с уровня потолка или 1500 мм от пола, а в подоконной зоне - на уровне 1200 мм. Охлажденный воздух не должен подаваться на голову сидящего человека. Система охлаждения должна использовать экологически чистый хладоагент;

при локальном охлаждении воздух необходимо подавать в зону лица и шеи оператора (машиниста) спереди, например, с потолка настильно на лобовые окна. В помещении для сна (в купе) воздух надо подавать в зону, где нет спальных мест, или в подоконную зону настильно на окно;

теплоизоляционные свойства внутренних ограждений помещений должны соответствовать требованиям, представленным в приложении 7.

При длительном отстое на открытом воздухе и отрицательных температурах наружного воздуха должен быть обеспечен дежурный обогрев помещений локомотивов и СПС с обеспечением температуры в них не менее 5°С, а при длительном отстое в теплое время года - дежурное охлаждение с обеспечением температуры в помещениях не более 35°С (абзац дополнительно включен с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года).

Система обеспечения микроклимата должна осуществлять предварительный обогрев (от температуры режима дежурного обогрева) и предварительное охлаждение (от температуры дежурного охлаждения) помещений локомотивов и СПС до температуры, соответствующей нормативным значениям (приложения N 1, 2, 3) за время подготовки подвижного состава в рейс, определяемое условиями эксплуатации (абзац дополнительно включен с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года).

3.2.4. Температура поверхностей нагревательных приборов или их ограждений в помещениях локомотивов и специального подвижного состава должна быть не более 55°С.

3.2.5. Температура нагреваемых поверхностей (подлокотники, панели) в помещениях локомотивов и специального подвижного состава должна быть не более 45°С.

3.2.6. Температура нагретого воздуха, подаваемого в зону размещения ног обслуживающего персонала и пассажиров, должна быть не более 35°С.

3.2.7. Состояние воздушной среды помещений локомотивов и специального подвижного состава.

Оценка состояния воздушной среды помещений ведется по содержанию в воздухе продуктов неполного сгорания дизельного топлива и продуктов деструкции полимерных материалов в нормальных условиях.

При оценке уровня загрязнения воздушной среды продуктами неполного сгорания дизельного топлива контроль ведется по содержанию оксида углерода, диоксида азота и диоксида серы.

Состояние воздушной среды в кабинах локомотивов, кабинах СПС, служебных помещениях СПС должно соответствовать требованиям гигиенических нормативов для предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

Состояние воздушной среды в бытовых помещениях, в совмещенных служебных и бытовых помещениях СПС должно соответствовать требованиям гигиенических нормативов для предельно допустимых концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе.

Абзац исключен с 12 июля 2010 года Изменениями и дополнениями N 2 от 16 июня 2010 года. - См. предыдущую редакцию.

Все примененные в конструкции и отделке помещений локомотивов и СПС неметаллические материалы должны соответствовать требованиям токсикологической безопасности и иметь санитарно-эпидемиологические заключения.

В помещениях локомотивов и СПС должно обеспечиваться избыточное давление (подпор) воздуха по отношению к атмосферному:

- для кабин локомотивов с конструкционной скоростью менее 160 км/ч - не менее 15 Па;