МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 апреля 2003 года N 139

     

     

Об утверждении Инструкции по внедрению
оздоровительных технологий в деятельность
образовательных учреждений

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста России от 20.05.2003 N 07/4993-ЮД.
______________________________________________________________



В целях обеспечения профилактики заболеваемости детей в образовательных учреждениях, улучшения состояния их здоровья

приказываю:


Утвердить:

1. Инструкцию по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений, согласованную с Министерством образования Российской Федерации (приложение N 1).

2. Рекомендуемый перечень оборудования и методик по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений, согласованный с Министерством образования Российской Федерации (приложение N 2).

Министр
Ю.Л.Шевченко

     

     

Приложение N 1

     УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 4 апреля 2003 года N 139

     

ИНСТРУКЦИЯ
по внедрению оздоровительных технологий в
деятельность образовательных учреждений

         

I. Общие положения

Формирование здоровья ребенка на этапе 7-18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.

Сегодня к основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания глаза и его придаточного аппарата, костно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения.

Кроме того, значительной медико-социальной проблемой сегодняшнего дня является высокий травматизм детей как в быту, так и в условиях школы, в том числе при занятиях физической культурой.

Среди социальных факторов, влияющих на формирование здоровья детей, 20% составляют факторы внутришкольной среды.

В связи с изложенным внедрение оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений позволит обеспечить профилактику заболеваний, добиться улучшения состояния здоровья учащихся.

Использование различных оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений основывается на результатах профилактических осмотров учащихся, данных о состоянии здоровья каждого учащегося и результатах динамического наблюдения за учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Осуществление оздоровительных технологий в образовательном учреждении предполагает совместную деятельность администрации образовательных учреждений, педагогов, медицинского персонала детских амбулаторно-поликлинических учреждений, участие родителей.

Оздоровительная работа в образовательных учреждениях проводится под методическим руководством органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.

II. Основные принципы внедрения и реализации оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений:

- комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения, воспитания;

- непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года;

- максимальный охват оздоровительными мероприятиями всех учащихся;

- интеграция оздоровительных технологий в образовательный процесс;

- преимущественное применение немедикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма;

- использование простых и доступных технологий;

- формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий;

- реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания;

- обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля;

- повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования к освещению, оборудованию и планировке образовательных учреждений, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, организации физического воспитания и питания учащихся и др.

Приложение N 2

     
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 4 апреля 2003 года N 139

     

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
оборудования и методик по внедрению оздоровительных
технологий в деятельность образовательных учреждений



1. Для повышения физической подготовленности детей целесообразно использование тренажерных устройств:

1.1. велосипед, велоэргометр;

1.2. третбан;

1.3. степпер;

1.4. гребной эргометр;

1.5. батут тренировочный малый;

1.6. перекладина передвижная (облегченный по величине нагрузки вариант тренажера).

2. Для профилактики и лечения близорукости, амблиопии, косоглазия, гиперметропии и др. заболеваний глаз могут использоваться приборы цветоимпульсной терапии, относящиеся к новому направлению медицины. С целью охраны органа зрения у детей рекомендуется использование офтальмотренажеров.

3. Для профилактики острых респираторных заболеваний, аллергических болезней, снижения частоты обострения хронической патологии органов дыхания, повышения иммунологической резистентности организма, снижения контагиозности в период подъема заболеваемости острыми респираторными инфекциями рекомендуется аэроионотерапия, поляризованный полихроматический свет, ультрафиолетовое излучение - для облучения помещений (классы, спортивный зал, столовая и т.д.).

5. Для санации верхних и нижних отделов дыхательных путей, профилактики заболеваний органов дыхания рекомендуется применение ингаляционной терапии.

6. С целью охраны психического здоровья детей и профилактики психосоматической патологии целесообразна организация кабинета психологической разгрузки (видео-аудиоаппаратура, специальная мебель и т.д.).

7. Рекомендуемые методики для проведения оздоровительной работы в образовательных учреждениях:

7.1. Для повышения резистентности организма ребенка к внешним воздействиям, в том числе бактериальным, снижения частоты острых и обострений хронических заболеваний рекомендуется применение фитотерапии (фиточаев, сборов, отваров трав).

7.2. Для повышения сопротивляемости организма, успокаивающего или тонизирующего действия применяется ароматерапия - ароматизация помещений эфирными маслами растительного происхождения.

7.3. С целью повышения резистентности организма и для общеукрепляющего воздействия рекомендуется проведение профилактической витаминизации детей в течение учебного года, использование витаминных напитков, адаптогенов растительного происхождения (элеутерококк, жень-шень и др.).

7.4. Для профилактики возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, коррекции нарушенной функции при патологии костно-мышечной системы рекомендуется создание благоприятного двигательного режима учащихся с учетом возраста и состояния здоровья, использование на занятиях физической культурой коррегирующей гимнастики с применением вспомогательных тренажерных средств.

7.5. Для организации рационального питания учащихся, коррекции функциональных нарушений органов пищеварения, снижения частоты обострений заболеваний органов желудочно-кишечного тракта рационально внедрение в образовательных учреждениях принципа щадящего питания, а также включение в рацион питания специальных продуктов, с повышенной пищевой и биологической ценностью.

7.6. С целью профилактики нарушений зрения и оздоровления учащихся с патологией органа зрения рекомендуется проведение специальной гимнастики для глаз. Особенно эффективна офтальмокоррекция - это воздействие на зрительный анализатор основных цветов: красного, синего, оранжевого, зеленого, желтого, фиолетового.


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»