МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 22 апреля 2003 года


О международной деятельности Минздрава России в 2002 году
и мерах по повышению ее эффективности



Заслушав и обсудив отчет Управления международного сотрудничества "О международной деятельности Минздрава России в 2002 году и мерах по повышению ее эффективности", Коллегия Минздрава России отмечает, что международное сотрудничество в области здравоохранения и медицинской науки является важным и перспективным направлением деятельности Министерства здравоохранения, поскольку позволяет использовать положительный международный опыт для решения актуальных проблем отечественного здравоохранения.

Стратегия международного сотрудничества ориентирована на решение наиболее приоритетных задач, сформулированных Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), а также Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации.

В 2002 году международные связи в области здравоохранения осуществлялись путем:

- многостороннего и двустороннего сотрудничества со странами СНГ;

- участия в деятельности специализированных учреждений системы ООН;

- многостороннего регионального и глобального сотрудничества с межправительственными и неправительственными организациями и партнерами;

- двустороннего сотрудничества с зарубежными странами.

Юридической основой для взаимодействия Минздрава России с зарубежными партнерами служат:

- межгосударственные и межправительственные договоры о сотрудничестве в области экономики, торговли, науки, культуры и т.д.;

- межправительственные соглашения о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки - 24 соглашения;

- межведомственные соглашения (программы, планы, протоколы) о сотрудничестве в области здравоохранения и медицинской науки - 58;

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации о головных учреждениях, осуществляющих сотрудничество с международными организациями (на их основе МИД России подготовил межведомственное распределение обязанностей, в соответствии с которым Минздрав России является головным по обеспечению участия России в деятельности ВОЗ, программы ЮНЭЙДС, Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, а также комиссии ФАО/ВОЗ по пищевым стандартам);

- Базовое соглашение о сотрудничестве между Минздравом России и Всемирной организацией здравоохранения (в настоящее время находится в процессе согласования с Секретариатом ВОЗ в связи с обновлением ряда статей и положений).

На уровне сотрудничающих учреждений и организаций здравоохранения регионов и территорий нашей страны действуют прямые соглашения, программы и планы сотрудничества с зарубежными партнерами, клиниками, университетами, организациями, фирмами и т.д.

Источниками финансирования международных связей являются: целевые валютные ассигнования из госбюджета страны, выделяемые для участия представителей Минздрава России в наиболее значимых зарубежных мероприятиях (47 тыс. долл. США в 2002 году), а также отдельно для лечения российских граждан за рубежом (2 млн.долл. США в 2002 году), бюджеты российских организаций и учреждений, средства зарубежных участников сотрудничества и международных организаций (регулярный бюджет ВОЗ, ЮНЭЙДС, гранты, контракты, стипендии и др.).

Наиболее вовлеченными в международные медицинские связи являются научно-практические учреждения здравоохранения, сосредоточенные в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других крупных городах России. Вместе с тем, последние годы характеризуются более активным участием в международном сотрудничестве многих регионов и территорий России, что связано с предоставлением им самостоятельности в осуществлении международных связей, в т.ч. в решении вопросов, связанных с финансовым обеспечением и поддержкой сотрудничества.

Работа по организации международных связей в рамках упомянутых соглашений осуществляется Управлением международного сотрудничества в строгом соответствии с действующим законодательством, под контролем и при непосредственном участии руководства Минздрава России, курирующего различные направления сотрудничества в соответствии с утвержденным Министром здравоохранения распределением обязанностей. Непосредственное участие в планировании, осуществлении и оценке результатов международного сотрудничества принимают профильные структурные подразделения Министерства, в большинстве из которых в рабочем порядке назначены сотрудники, ответственные за координацию различных направлений этой работы. Традиционными партнерами Минздрава России по организации международного сотрудничества являются МИД России, Посольства и Представительства России за рубежом, Минэкономразвития России, РАМН, Исполком СНГ, ряд научно-практических учреждений системы Минздрава России.

В 2002 году продолжалась работа по обновлению и развитию правовой базы международного сотрудничества. В течение года подписано 1 межправительственное и 8 межведомственных соглашений о сотрудничестве с зарубежными странами, в т.ч. государствами СНГ. Еще 4 межправительственных и 11 межведомственных соглашений находятся на различных этапах и уровнях согласования, а 6 соглашений полностью подготовлены для подписания.

В 2002 году приоритетным направлением оставалось многостороннее и двустороннее сотрудничество со странами СНГ, осуществлявшееся, главным образом, в рамках Совета по сотрудничеству стран Содружества в области здравоохранения, председателем которого является Министр здравоохранения России. Проведенные в течение года два заседания Совета и принятые им решения и документы заметно продвинули взаимодействие стран СНГ в обеспечении их санитарно-эпидемиологического благополучия, обмене информацией и социалистами, готовности служб здравоохранения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций, предоставлении равной медицинской помощи гражданам стран СНГ. Продолжалась плановая работа по интеграции систем и служб здравоохранения Союзного государства России и Белоруссии, проведено несколько заседаний рабочих групп и консультаций по различным направлениям взаимодействия.

Стабильно развивалось сотрудничество со специализированными учреждениями системы ООН, где главными партнерами Минздрава России остаются Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС).

Взаимодействие с ВОЗ осуществлялось в рамках Двухлетнего соглашения о сотрудничестве между Минздравом России и Европейским региональным бюро ВОЗ на 2002-2003 годы, на реализацию которого Организация выделила 447 тыс.долл. США. Соглашение ориентировано на проведение конкретных мероприятий по приоритетным для российского здравоохранения направлениям: охрана материнства и детства, профилактика и борьба с инфекционными заболеваниями, повышение качества медицинской помощи населению и формирование здорового образа жизни, охрана окружающей среды и др. В течение года российские ученые и специалисты, в т.ч. более 50 сотрудников аппарата Минздрава, приняли участие в зарубежных мероприятиях ВОЗ. Продолжали работу 43 сотрудничающих центра ВОЗ в России и 32 российских ученых в качестве экспертов этой Организации. В начале 2002 года был выпущен отчет совещания директоров российских сотрудничающих центров ВОЗ, содержащий развернутые рекомендации по дальнейшей оптимизации работы для всех партнеров, в т.ч. Минздрава России, которые участвуют в этом перспективном направлении сотрудничества. В отчетном году на постах штатных сотрудников ВОЗ продолжали работу 24 российских специалиста, занимающих ответственные посты в основных программах и подразделениях Секретариата, что позволяло получать информацию о деятельности этих программ и способствовало активизации участия отечественных учреждений и специалистов в сотрудничестве с ВОЗ.

В 2002 году в различных регионах России продолжалась реализация проектов и программ ВОЗ, координируемая совместно Минздравом и Офисом специального представителя Гендиректора ВОЗ в России, финансируемого за счет донорских средств. Офис значительно активизировал свою работу и сегодня является надежным и эффективным механизмом распространения и реализации в России передовых идей, рекомендаций и экспертизы ВОЗ. Созданная по его инициативе и при непосредственном участии Рабочая группа высокого уровня по борьбе с туберкулезом в России успешно продолжает свою деятельность и является признанным образцом для организации сотрудничества по другим направлениям.

В 2002 году представители Минздрава приняли активное участие в работе Исполкома ВОЗ, в т.ч. в процессе международных консультаций по выборам будущего Гендиректора ВОЗ. Для избрания на эту должность на майской 2003 года сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения Исполкомом ВОЗ выдвинут представитель Республики Корея д-р Дж. ЛИ, входивший в состав упомянутой выше Рабочей группы высокого уровня по борьбе с туберкулезом в России. Предстоящие изменения в руководстве Секретариата ВОЗ открывают новые перспективы для сотрудничества с этой организацией.

Последовательно наращивает свою деятельность в России программа ЮНЭЙДС, продолжавшая в 2002 году осуществление проектов по профилактике и борьбе с распространением ВИЧ-инфекции среди наркоманов и молодежи. При организационно-финансовой поддержке ЮНЭЙДС в Москве проведен ряд крупных мероприятий по данной проблеме с участием представителей стран СНГ.

В течение года продолжалась работа по продвижению российских кадров в ВОЗ и ЮНЭЙДС: удалось обеспечить назначение одного специалиста в программу ЮНЭЙДС и трех представителей нашей страны в различные программы Секретариата ВОЗ.

Устойчивый характер носит сотрудничество Минздрава России в рамках многосторонних глобальных и региональных связей. В 2002 году наряду с продолжавшимся взаимодействием с традиционными партнерами (Всемирный банк, Европейский союз, Совет Европы) представители Минздрава были вовлечены и в относительно новые направления сотрудничества: подготовка и непосредственное участие во встрече лидеров "большой восьмерки", в консультативно-переговорном процессе по вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО), в серии консультаций и мероприятий в рамках сотрудничества с НАТО. Российские эксперты приняли участие в ряде организационных мероприятий, связанных с деятельностью Глобального фонда по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, в бюджет которого в декабре 2002 года был сделан первый добровольный взнос России в размере 1 млн.долл. США (из числа заявленных 20 млн.долл. США, которые предстоит внести в течение 2002-2006 годов). Минздрав России имеет хорошие перспективы в рамках взаимодействия с этим новым международным финансовым институтом. Прежде всего, открывается возможность представления в Глобальный фонд российских заявок на оказание финансовой поддержки отечественным программам по борьбе с ВИЧ/СПИД и туберкулезом, которая может достигать нескольких десятков млн.долл. США. Другим перспективным каналом получения прямой экономической отдачи является продвижение наиболее конкурентоспособных российских технологий, изделий, препаратов и лекарственных средств в развивающиеся страны, которые имеют возможность закупать российские товары за счет средств Глобального фонда для использования в борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом и малярией.

В 2002 году продолжало осуществляться двустороннее сотрудничество Минздрава России с зарубежными странами. Наиболее активно международные связи развивались с Францией, США, Китаем, Великобританией, Италией, Канадой, Индией. В течение года подписаны новые правовые документы, регламентирующие сотрудничество с Вьетнамом, Израилем, Монголией и Тунисом, подготовлено к подписанию соглашение с Данией. На различных этапах рассмотрения и согласования находятся соглашения еще с 13 странами.

В течение года особое внимание было уделено обеспечению деятельности Министра здравоохранения России в качестве сопредседателя межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству с Колумбией, Словенией и Македонией.

В течение 2002 года Минздравом России принято 12 официальных делегаций на уровне министров здравоохранения зарубежных стран, их заместителей, руководителей и ответственных представителей международных организаций. Организовано более 400 рабочих встреч с зарубежными партнерами, обеспечена визовая поддержка более чем 450 иностранным специалистам, посетившим страну в ходе сотрудничества, принято 15 стипендиатов ВОЗ, прошедших подготовку в различных учреждениях здравоохранения Минздрава России.

На лечение за рубеж направлено 45 человек, в т.ч. 33 ребенка. Из лимита валютных средств в 2 млн.долл. США, выделенного Минздраву России на эти цели в 2002 году, израсходован 1 млн. 885 тыс. долл. США.

Несмотря, в целом, на положительные тенденции в развитии различных направлений международных медицинских связей в 2002 году, в работе по их организации и осуществлению проявляются существенные трудности и нерешенные вопросы:

- полномасштабная реализация обязательств Минздрава России по действующим соглашениям с зарубежными странами, в т.ч. странами СНГ, а также более эффективное взаимодействие с международными организациями и партнерами по многостороннему сотрудничеству заметно сдерживается отсутствием целевого рублевого финансирования и крайней ограниченностью валютного финансирования;

- участие в международном сотрудничестве во многих случаях еще не является приоритетным направлением деятельности Минздрава России, его структурных подразделений и подведомственных научно-практических учреждений здравоохранения и медицинской науки, что сказывается на активности, заинтересованности и ответственности российских участников сотрудничества на всех его уровнях;

- отсутствует продуманная концепция международного сотрудничества, жестко увязанная с концепцией развития национального здравоохранения и, в целом, социально-экономического развития страны, четко отражающая современные приоритеты, цели и задачи сотрудничества, а также определяющая оптимальные механизмы и стратегию достижения поставленных задач и целей;

- в распоряжении Минздрава России до сих пор отсутствуют научно-обоснованные подходы и методики, позволяющие объективно оценивать эффективность и практическую отдачу от различных направлений и форм международного сотрудничества, что исключает возможность внесения обоснованных и своевременных корректив в его реализацию (отказ от бесперспективных или малоперспективных, развитие и поддержка особо перспективных);

- требует существенного совершенствования система учета, контроля, экспертизы и координации международных проектов и программ, осуществляемых на уровне регионов и отдельных научно-практических учреждений здравоохранения;

- недостаточно четко и эффективно налажено взаимодействие между различными российскими участниками международных связей;

- отсутствует действенная система учета результатов международного сотрудничества, контроля за их внедрением в практику отечественного здравоохранения, за реализацией рекомендаций, содержащихся в резолюциях и решениях руководящих органов ВОЗ и ЮНЭЙДС;

- невысока эффективность взаимодействия с зарубежными странами, в т.ч. странами СНГ, в рамках действующих соглашений, что, помимо низкого финансирования, связано с несовершенством или даже отсутствием механизмов их практической реализации и существующими правовыми и юридическими барьерами;

- в рамках сотрудничества с ВОЗ остаются не реализованными рекомендации совещания директоров российских сотрудничающих с ВОЗ центров, обращенные к Минздраву России; далеко не исчерпаны возможности расширения "географии" российских учреждений, взаимодействующих с ВОЗ; неоправданно затянуто начало проведения некоторых мероприятий, предусмотренных и финансируемых за счет средств Двухлетнего соглашения о сотрудничестве с Европейским региональным бюро ВОЗ на 2002-2003 годы; требует обновления и расширения состав российских экспертов ВОЗ; необходима активизация процесса формализации Базового соглашения о сотрудничестве между Минздравом России и ВОЗ; недостаточно укомплектован резерв специалистов для работы в этой организации и, прежде всего, на высоких постах; требуют дальнейшего укрепления, координации и согласованности совместные действия стран СНГ при рассмотрении принципиальных вопросов деятельности ВОЗ;

- недостаточно целенаправленно проводится подготовка к эффективной реализации возможностей, открывающихся в ходе многостороннего международного сотрудничества в частности по линии Глобального фонда для борьбы с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией;

- постепенно нарастающая интенсивность и масштабы международных связей (прежде всего по таким направлениям, как сотрудничество со странами СНГ, в рамках Союзного государства России и Белоруссии, с ВОЗ, ЮНЭЙДС, Глобальном фондом по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, ВТО, "большой восьмеркой") говорит о необходимости укрепления и совершенствования организационно-кадровой структуры Управления международного сотрудничества.

В целях совершенствования и повышения эффективности международного сотрудничества в области здравоохранения и медицинской науки

коллегия решает:

1. Считать участие в международном сотрудничестве важнейшей задачей и приоритетным направлением деятельности Министерства здравоохранения России, подведомственных научно-практических учреждений и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

2. Отметить, что выполнение Минздравом России обязательств, вытекающих из действующих соглашений с зарубежными странами, в т.ч. странами СНГ, значительно затруднено в связи с отсутствием целевого рублевого финансирования и низким уровнем валютного финансирования.

3. Управлению международного сотрудничества (С.М.Фургал):

3.1. В срок до 1 июня 2003 года по согласованию с заместителями Министра подготовить и утвердить распределение обязанностей по курированию различных направлений международного сотрудничества.

3.2. В срок до 1 июля 2003 года по согласованию с руководителями профильных структурных подразделений Минздрава России подготовить список сотрудников, назначенных в качестве координаторов основных направлений международного сотрудничества, и утвердить его у курирующих заместителей Министра.

4. Заместителям Министра до 1 сентября 2003 года провести анализ состояния и определить перспективы развития сотрудничества по курируемым странам и международным организациям, а также выработать комплекс мер и приоритетных мероприятий для реализации в 2003-2004 годах с целью выполнения обязательств Минздрава России, вытекающих из действующих соглашений с международными партнерами.

5. Управлению международного сотрудничества (С.М.Фургал), Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко), Центральному научно-исследовательскому институту организации и информатизации здравоохранения Минздрава России (В.И.Стародубов - по пп.5.1, 5.2, 5.4) совместно с другими заинтересованными участниками международного сотрудничества до конца 2003 года:

5.1. Разработать проект концепции по участию Минздрава России в различных направлениях международного сотрудничества на ближайшую перспективу и представить документ на утверждение Министру здравоохранения.

5.2. Разработать методику оценки эффективности участия Минздрава России в различных направлениях международного сотрудничества и в течение первой половины 2004 года на ее основе провести комплексную оценку, результаты которой доложить на заседании коллегии Минздрава России в октябре 2004 года.

5.3. Разработать действенную систему и механизмы контроля за внедрением результатов международного сотрудничества в практику отечественного здравоохранения, а также за реализацией рекомендаций резолюций и решений ВОЗ и ЮНЭЙДС.

5.4. Подготовить и представить на утверждение Министру здравоохранения Российской Федерации проект приказа по созданию на базе Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России Координационно-методического и информационного центра международного сотрудничества Минздрава России.

6. Управлению международного сотрудничества (С.М.Фургал) совместно с Департаментом организации и развития медицинской помощи населению (Р.А.Хальфин), Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора (С.И.Иванов) и Управлением медицинских проблем материнства и детства (А.А.Корсунский) в целях реализации и упорядочения использования иностранных инвестиций и кредитов в интересах укрепления отечественного здравоохранения до конца 2003 года разработать предложения по созданию эффективного механизма координации всех осуществляемых на территории Российской Федерации международных проектов в области здравоохранения - от экспертизы и определения степени государственной поддержки проектов до сопровождения их практической реализации.

7. Управлению международного сотрудничества (С.М.Фургал) предусмотреть в Плане основных организационных мероприятий на 2004 год проведение семинара по организации международного сотрудничества для представителей служб здравоохранения, ответственных за эту работу в субъектах Российской Федерации, и руководителей международных подразделений подведомственных Минздраву России научно-практических учреждений.

8. В целях совершенствования взаимодействия Минздрава России с ВОЗ Управлению международного сотрудничества (С.М.Фургал), Управлению научно-исследовательских медицинских учреждений (С.Б.Ткаченко), Департаменту профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов (С.Б.Шевченко) при участии других структурных подразделений Минздрава России, ответственных за направления сотрудничества:

8.1. До 1 сентября 2003 года принять необходимые меры по реализации рекомендаций совещания директоров российских сотрудничающих центров ВОЗ, входящих в компетенцию Минздрава России, и доложить о результатах этой работы руководству Минздрава в октябре 2003 года.

8.2. Для повышения ответственности и активности руководителей российских сотрудничающих центров ВОЗ ввести в практику периодическое заслушивание отчетов на совещании соответствующих профильных подразделений Минздрава России под руководством курирующего заместителя Министра.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»