5.3.1. Под авариями в настоящих правилах понимаются аварийные ситуации при перевозке, сопровождающиеся механическими, тепловыми, химическими и другими видами воздействий на упаковочные комплекты с ядерными материалами и на транспортные средства, а также аварийные ситуации, возникающие в результате неисправности упаковочных комплектов, приводящие к повышению радиационной опасности перевозимого ядерного материала.
5.3.2. При авариях (столкновение и сход транспортных средств, крушение, пожар, выпадение упаковок и т.д.) радиационная опасность в той или иной степени может повыситься в результате частичного или полного разрушения упаковки и потери из нее радиоактивного содержимого. В таком случае в зоне аварии может произойти повышение уровней гамма- и нейтронного излучения и попадание радиоактивных веществ в окружающую среду.
5.3.3. Неисправности и поломки транспортного средства, перевозящего упаковочные комплекты с ядерными материалами, не приводящие к воздействию на ядерный груз и повышению его радиационной опасности, не относятся к авариям в смысле настоящих правил и эти неисправности и поломки устраняются в установленном порядке на каждом виде транспорта.
5.3.4. При проведении мероприятий при авариях должны быть решены следующие общие задачи:
- определение масштабов аварии и последствий ее воздействия на перевозимый ядерный груз, технические средства, население, народно-хозяйственные объекты и окружающую среду;
- ликвидация последствий аварии и восстановление движения в минимально короткие сроки;
- предотвращение усугубления последствий аварий и сведение к минимуму радиационного воздействия факторов, обусловленных аварией.
5.3.5. Для оперативного первичного определения радиационной опасности, возникающей в результате аварии с грузом ядерных материалов, и принятия соответствующих первичных мер по решению общих задач, указанных в п.5.3.4, аварии подразделяются на три степени опасности:
1 степень опасности - аварии, при которых упаковочные комплекты с ядерными материалами в результате механических воздействий не получили видимых повреждений или имеют незначительные повреждения, ослабление или обрыв отдельных элементов крепления к транспортному средству, или упаковки подверглись небольшому тепловому воздействию в результате загорания, возникшего вне грузового помещения, или пожара вне транспортного средства.
2 степень опасности - аварии, при которых упаковочным комплектам с ядерными материалами нанесены значительные механические повреждения или произошло обгорание лакокрасочных покрытий в результате ликвидированного пожара. При авариях этой степени опасности может произойти увеличение уровней излучений и выход радиоактивных веществ из упаковки в пределах, установленных для аварийных ситуаций в пп.2.3.3 и 2.3.6.
К этой степени опасности относятся также аварии, при которых упаковка выброшена из транспортного средства или находится в опрокинутом сухопутном транспортном средстве, доступ в которое затруднен и при этом нет видимых признаков утечки радиоактивного содержимого упаковки.
3 степень опасности - аварии, в результате которых упаковки частично или полностью разрушены и при этом уровни излучений и выход радиоактивных продуктов из упаковок превышает пределы, установленные в пп.2.3.3 и 2.3.6.
5.3.6. Первичное определение степени опасности аварии и выполнение первоочередных работ по ее устранению производится лицом, сопровождающим груз, на основании визуального осмотра и результатов радиационного контроля.
Если в результате аварии сопровождающий персонал вышел из строя, то определение степени опасности аварии и выполнение первоочередных работ по ее устранению производится на основании визуального осмотра ответственным представителем перевозчика. В этом случае необходимо руководствоваться аварийной карточкой, которую грузоотправитель должен вручить представителю перевозчика в опломбированном металлическом пенале перед началом перевозки. Минимальный объем сведений и указаний, которые должны содержаться в аварийной карточке, приведен в приложении 4.
5.3.7. При аварии о ее времени, месте и степени опасности должны быть немедленно оповещены грузоотправитель (грузополучатель), вышестоящая транспортная организация, транспортные и местные органы внутренних дел, органы Госсаннадзора и ГКАЭ СССР. Конкретное регламентирование порядка передачи информации об авариях должно быть осуществлено в правилах и инструкциях министерств грузоотправителя (грузополучателя), транспортных министерств и органов внутренних дел, согласованных с ГКАЭ СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.
Министерство грузоотправителя (грузополучателя) и соответствующие транспортные министерства должны обеспечить систематический контроль за движением отправок грузов с ядерными материалами.
5.3.8. При аварии 1 степени опасности устранение ее последствий производится лицами, сопровождающими груз совместно с работниками перевозчика или с привлечением других лиц и средств ремонтных организаций. После приведения транспортных средств и упаковок в исправное состояние и составления акта об аварии, по решению лица, сопровождающего груз, производится дальнейшая его перевозка.
5.3.9. При авариях 2 и 3 степеней опасности проведение первоочередных работ должно осуществляться в соответствии с пп.5.3.10-5.3.13.
Дальнейшие работы по окончательной ликвидации последствий аварий 2 и 3 степеней опасности производятся специальными аварийными бригадами, направленными к месту аварии министерством грузоотправителя (грузополучателя). С этой целью все предприятия, осуществляющие отправку или приемку груза ядерных материалов, а также другие предприятия, определяемые руководством министерств, осуществляющих отправку или приемку ядерных материалов, обязаны иметь список лиц, входящих в состав постоянно действующих аварийных бригад, утвержденных руководством предприятия, и соответствующие средства технического оснащения, подготовленные с учетом немедленного формирования и командирования бригады для ликвидации последствий аварии.
Министерство грузоотправителя (грузополучателя) при получении информации об авариях 2 и 3 степеней опасности должно:
а) определить, с какого ближайшего предприятия должна быть направлена аварийная бригада по ликвидации последствий аварии и дополнительная охрана;
б) обеспечить срочную передачу указаний о направлении аварийной бригады, вспомогательных средств и охраны с указанием способов и срока их доставки к месту происшествия;
в) контролировать выполнение указаний и ход ликвидации последствий аварии.
Соответствующие транспортные министерства обязаны в установленном порядке способствовать срочной и беспрепятственной доставке специальных аварийных бригад (и их оснащения), а также ответственных представителей министерства грузоотправителя (грузополучателя) ядерных материалов к месту аварии.
5.3.10. При авариях 2 и 3 степеней опасности лицами, сопровождающими груз, работниками транспорта, органами внутренних дел должны быть проведены следующие первичные работы:
удаление людей из возможно опасной зоны на безопасное расстояние согласно аварийной карточке и указаниям лица, сопровождающего груз;
оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
установление предупредительных знаков и сигналов остановки транспортных средств;