МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 28 февраля 2003 года N 27/2643-6


[О направлении Методических рекомендаций по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения]


В настоящее время в Российской Федерации на дому обучаются 30824 ребенка-инвалида. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения - школы надомного обучения. Таких школ в настоящее время 22, в них обучаются 3439 детей.

Поддерживая опыт создания таких учреждений, Министерство направляет для использования в работе Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений надомного обучения, разработанные Управлением специального образования на основе опыта работу школы надомного обучения "Цветик-Семицветик" г.Великого Новгорода.

Начальник Управления
Т.В.Волосовец

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации деятельности образовательных учреждений
надомного обучения



В настоящее время обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях". Существующая практики организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования.

Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения - школы надомного обучения.

Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.

Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому.

Занятия в учреждении могут проводится индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе.

Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе (гpyппe).

Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально.

В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана, как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в стороны их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания. Предлагаем вариант Базисного учебного плана для школы надомного обучения.

Базисный учебный план школы надомного обучения



Образовательные

Классы

области

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Языки и литература

5

5

5

5

3,5

5

4

5

3,5

4

4

3,5

Общественные дисциплины

1

1

1

1

1

1,5

1,5

1,5

Естественные науки

1

1

3

4

4

3

3,5

3

Математика

3

3

3

3

2,5

2

2

2

1,5

2

3

3

Технология

0,5

Всего

8

8

8

8

8

9

10

10

10

11

12

11

Обязательные коррекционные занятия

2

2

2

2

Обязательная нагрузка обучающихся

10

10

10

10

8

9

10

10

10

11

12

11

Занятия по выбору

9

9

9

9

12

11

10

11

13

13

12

13

Итоговая
нагрузка

19

19

19

19

20

20

20

21

23

24

24

24


Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей.

Для решения задач школы надомного обучения следует организовать полноценное кадровое обеспечение ее. Kромe должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать такие должности как: педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог-психолог с квалификацией социальный психолог".

Деятельность школ надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения.

Управление специального образования, направляя данные рекомендации, надеется на сотрудничество с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, образовательными учреждениями надомного обучения по вопросу совершенствования их деятельности и просит направлять в адрес Управления (101990, Москва, Чистопрудный бульвар, 6) свои замечаниям и предложения.


Текст документа сверен по:

"Вестник образования России",

N 7, апрель, 2003 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»