Приложение 1
к приказу Минобразования России
и Госкомвуза России
от 14.12.95 N 622/1646
РЕКОМЕНДАЦИИ
по определению уровня квалификации педагогических
и руководящих работников государственных, муниципальных
учреждений образования Российской Федерации для
установления разрядов оплаты труда по ЕТС
Настоящие Рекомендации разработаны в помощь руководителям органов управления образованием, учреждений образования и аттестационным комиссиям для решения вопросов, связанных с определением:
- уровня образования;
- стажа работы;
- уровня квалификации педагогических и руководящих работников, претендующих на присвоение второй, первой или высшей квалификационных категорий.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Тарифно-квалификационные характеристики работников учреждений образования (далее по тексту ТКХ), утвержденные по согласованию с Министерством труда Российской Федерации приказом Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995 года N 463/1268 (с изменениями и дополнениями, внесенными настоящим приказом), определяют требования к разрядам оплаты труда по ЕТС в зависимости от уровня образования, стажа работы, квалификационной категории, а для директоров (начальников, заведующих), их заместителей, руководителей филиалов, руководителей других структурных подразделений и старших мастеров - в зависимости от группы по оплате труда руководителей, к которой отнесено учреждение образования, и квалификационной категории.
1.1.1. Уровень образования.
Уровень образования при установлении разрядов оплаты труда работников по ЕТС определен в разделе ТКХ "Требования к квалификации по разрядам оплаты труда" наличием среднего или высшего профессионального образования и в основном не содержит требований к профилю полученной специальности по образованию.
Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям концертмейстера, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, логопеда*.
________________
* Должностное наименование "логопед" применяется только в учреждениях здравоохранения.
Перечень учебных заведений, окончание которых дает право на установление ставок заработной платы и должностных окладов учителям, преподавателям, воспитателям и другим педагогическим работникам в зависимости от образования, определен Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94, с изменениями и дополнениями по состоянию на 8 июня 1990 года, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31 декабря 1976 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 17 октября 1985 года, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Минвуза СССР от 27.08.87 N 605.
Наличие у работников квалификации "бакалавр", "специалист", "магистр" дает право на установление им разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
Наличие у работников диплома о неполном высшем образовании права на установление разрядов оплаты труда по ЕТС, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает.
Концертмейстерам и преподавателям музыкальных дисциплин, окончившим консерватории, музыкальные отделения и отделения клубной и культпросветработы институтов культуры, пединститутов, педучилищ и музыкальных училищ, работающим в образовательных учреждениях, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются как работникам, имеющим высшее или среднее музыкальное образование.
Учителям-логопедам, учителям-дефектологам, логопедам, а также учителям учебных предметов (в т.ч. в начальных классах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) разряды оплаты труда по ЕТС как лицам, имеющим дефектологическое образование, устанавливаются:
- при получении диплома государственного образца об окончании пединститутов или педуниверситетов по специальностям:
031500 - тифлопедагогика; 031600 - сурдопедагогика; 031700 олигофренопедагогика; 031800 - логопедия; 031900 - специальная психология; 032000 - коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная) - с 1994 года;
дефектология: (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика) - до 1994 года;
- окончившим спецфакультеты с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 часов и получившим диплом государственного образца серии ДВА.
1.1.2. Стаж работы.
Установление разрядов оплаты труда работников по ЕТС в зависимости от стажа работы, указанного в разделе ТКХ "Требования к квалификации по разрядам оплаты труда", производится при наличии стажа педагогической работы, стажа работы по специальности (по профилю) или стажа работы в определенных должностях и учреждениях.
Стаж педагогической работы.
Стаж педагогической работы исчисляется в соответствии с инструкциями, названными в пункте 1.1.1 настоящих Рекомендаций.
При этом мастерам производственного обучения, тренерампреподавателям (включая старших), инструкторам-методистам (включая старших) и дежурным по режиму (включая старших) в указанный стаж засчитывается также время работы (службы) на предприятиях, в учреждениях и организациях в качестве руководителей и специалистов по профилю их последующей деятельности в образовательном учреждении (для мастеров производственного обучения - профессии, по которой ведется подготовка обучающихся) и, кроме того, мастерам производственного обучения - время работы на рабочих должностях при условии выполнения работ, соответствующих высшим разрядам для данной профессии.
В стаж педагогической работы включается время работы в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности.
Стаж работы по специальности (по профилю).
В стаж работы по специальности (педстаж) преподавателейорганизаторов основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки (ОБЖ), а также в стаж педагогической работы учителей и преподавателей ОБЖ, ведущих занятия по указанному предмету наряду с преподавателем-организатором ОБЖ, засчитывается время их работы по занимаемой должности, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, а также время военной службы, соответствующей профилю преподаваемой дисциплины.