Недействующий

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом МВД России
от 25 мая 1999 года N 391

     
ПРОГРАММА
психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России на весь период обучения

____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа МВД России от 2 сентября 2013 года N 660
____________________________________________________________________



Настоящая Программа направлена на реализацию Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, утвержденной приказом МВД России от 30 декабря 1997 года N 862, и может рассматриваться как основа для разработки аналогичных документов вузами и ссузами с учетом их специфики и региональных особенностей.

Логика построения программы соответствует логике процесса формирования личности профессионала. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России охватывает этапы профориентации молодежи и отбора кандидатов на учебу, адаптации учащихся к условиям служебной и учебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Программа определяет содержание работы по психологическому обеспечению учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России и содержит основные организационно-методические мероприятия, способствующие профессионально-личностному становлению специалиста органов внутренних дел.

     

Раздел 1
Психологическое обеспечение профориентации и профессионального отбора

Задачи психологического обеспечения

Примерное содержание и формы работы

Исполнители

1.1. Информационное и научно-методическое обеспечение профориентационных мероприятий

1.1.1. Разработка профессионально-психологических требований к абитуриентам и критериев оценки их психологической пригодности к обучению в образовательных учреждениях МВД России

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.1.2. Формирование банка методик психологического обеспечения профориентационной работы и психологического отбора кандидатов на службу в ОВД и учебу в образовательные учреждения МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.1.3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по ранней профориентации учащихся на службу в ОВД и учебу в образовательных учреждениях МВД России

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.1.4. Консультирование руководителей и учителей общеобразовательных школ и лицеев по вопросам профориентации старшеклассников на службу в ОВД и учебу в образовательных учреждениях МВД России

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.1.5. Подготовка справочников и рекомендаций для поступающих на учебу в образовательные учреждения МВД России

Кафедры (циклы)

1.2. Изучение профессионального самоопределения старшеклассников общеобразовательных школ, учащихся юридических классов, лицеев и

1.2.1. Проведение выборочных экспресс-исследований по изучению мотивационной сферы, ценностных ориентаций и жизненных планов учащихся

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы)

колледжей милиции

1.2.2. Разработка социально-психологических портретов выпускников общеобразовательных школ, лицеев, юридических классов и колледжей милиции

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.2.3. Изучение психологической готовности выпускников колледжей и лицеев милиции, юридических классов к службе в ОВД и пригодности к обучению в образовательных учреждениях МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.2.4. Консультирование руководителей и преподавателей колледжей милиции, специализированных лицеев, юридических классов по вопросам оценки пригодности учащихся к обучению в образовательных учреждениях МВД России

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.2.5. Проведение профориентационных занятий с учащимися общеобразовательных школ, специализированных лицеев, юридических классов

Кафедры (циклы)

1.2.6. Консультирование психологов общеобразовательных школ, лицеев и колледжей милиции по вопросам проведения психологических тренингов, направленных на формирование у учащихся устойчивой мотивации к обучению в образовательном учреждении МВД России и службе в ОВД

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы)

1.2.7. Анализ эффективности профориентационной работы образовательных учреждений МВД России и оценка ее эффективности

Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.3. Установление психологической пригодности абитуриентов к обучению в образовательных учреждениях МВД России

1.3.1. Проведение инструктивно-методических занятий с лицами, привлекаемыми к проведению отбора кандидатов на учебу

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.3.2. Анализ личных дел абитуриентов, изучение данных психофизиологического обследования кандидатов на учебу в центрах психодиагностики МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.3.3. Проведение психологического обследования кандидатов на учебу в образовательное учреждение и анализ его результатов, разработка социально-психологического портрета абитуриента образовательного учреждения МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.3.4. Оценка психологической пригодности абитуриентов к обучению в образовательном учреждении МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.3.5. Оформление заключения о психологической пригодности абитуриентов к обучению в образовательном учреждении МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

1.3.6. Оформление карты психологического изучения учащихся, зачисленных на первый курс, формирование базы социально-психологических данных на абитуриентов

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

     

     

Раздел 2
Психологическое обеспечение процесса адаптации учащихся
к условиям учебной и служебной деятельности образовательного учреждения

Задачи психологического обеспечения

Примерное содержание и формы работы

Исполнители

2.1. Оптимальное комплектование учебных групп

2.1.1. Разработка рекомендаций по комплектованию учебных групп с учетом психологической совместимости учащихся

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы)

2.1.2. Консультирование курсовых офицеров по вопросам комплектования учебных групп

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

2.1.3. Выявление учащихся, имеющих склонность к лидерству, внесение предложений по кандидатам на должности командиров учебных групп

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры

2.1.4. Выявление учащихся, имеющих пониженную способность к адаптации к учебной и служебной деятельности, склонных к отклоняющемуся поведению, и т.д.

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы)

2.1.5. Психологическая подготовка командиров учебных групп

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы)

2.2. Изучение социально-психологических особенностей адаптации учащихся к учебной и служебной деятельности

2.2.1. Формирование банка методик изучения социально-психологических условий адаптации учащихся к учебной и служебной деятельности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, кафедры (циклы)

2.2.2. Изучение морально-психологического климата в учебных коллективах, взаимоотношений учащихся с командно-преподавательским составом

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата

2.2.3. Анализ конфликтных ситуаций среди учащихся, между учащимися и командно-преподавательским составом

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

2.2.4. Анализ причин неуспеваемости и нарушений дисциплины среди учащихся

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы), сотрудники воспитательного аппарата

2.2.5. Изучение причин отчислений учащихся на первом году обучения

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата

2.2.6. Выявление и изучение неформальных групп в учебном коллективе

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата

2.2.7. Прогнозирование успеваемости и особенностей поведения учащихся первого курса

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата

2.2.8. Изучение и оценка учебной нагрузки учащихся, разработка предложений по ее оптимизации

Учебный отдел, кафедры (циклы), методический совет, курсовые офицеры, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

2.2.9. Изучение бюджета времени учащихся

Учебный отдел, кафедры (циклы), методический совет, курсовые офицеры, подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

2.2.10. Изучение и анализ причин затруднений, возникающих у учащихся в период адаптации к условиям учебной и служебной деятельности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, учебный отдел, кафедры (циклы)

2.3. Развитие у учащихся психологической готовности к профессионально-личностному саморазвитию

2.3.1. Преподавание спецкурсов, направленных на развитие у учащихся навыков учебной деятельности ("Введение в специальность", "Обучение учению" и др.)

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

2.3.2. Информирование учащихся о профессионально-психологических требованиях к личности сотрудника органов внутренних дел

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры

2.3.3. Проведение психологических тренингов с учащимися по:

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного

- развитию ценностно-мотивационной сферы;

процесса, кафедры (циклы), курсовые офицеры

- снятию барьеров общения;

- развитию уверенности в себе;

- коррекции поведения;

- сплочению учебных коллективов и др.;

- выработке планов профессионально-личностного совершенствования и др.

2.3.4. Проведение индивидуальных собеседований с учащимися, имеющими пониженную мотивацию к профессионально-личностному развитию

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата

2.3.5. Индивидуальное консультирование учащихся по вопросам профилактики психологической усталости и коррекции негативных психических состояний

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры

2.3.6. Разработка индивидуальных программ адаптации для учащихся, имеющих пониженную способность к адаптации, склонных к отклоняющемуся поведению, и т.д.

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры

2.3.7. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности образовательного учреждения МВД России

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры

2.3.8. Разработка рекомендаций по поддержанию здорового морально-психологического климата в учебных коллективах

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, сотрудники воспитательного аппарата

2.3.9. Консультирование курсовых офицеров, сотрудников воспитательных аппаратов и преподавателей по вопросам адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

2.3.10. Анализ работы по развитию у учащихся психологической готовности к профессионально-личностному саморазвитию, оценка ее эффективности

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы)

     

     

Раздел 3
Психологическое обеспечение развития профессионально значимых качеств личности учащихся

Задачи психологического обеспечения

Примерное содержание и формы работы

Исполнители

3.1. Психологический мониторинг развития у учащихся профессионально значимых личностных качеств

3.1.1. Проведение психологических обследований учащихся

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

3.1.2. Формирование базы данных о динамике изменения профессионально значимых личностных качеств учащихся по годам обучения

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

3.1.3. Разработка социально-психологического портрета учащихся по годам обучения

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

3.1.4. Разработка аналитических материалов и методических рекомендаций по результатам обследования

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

3.2. Развитие личности и раскрытие творческого потенциала учащихся

3.2.1. Ознакомление учащихся с квалификационными требованиями к сотрудникам ведущих служб органов внутренних дел

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры (циклы)

3.2.2. Проведение с учащимися консультаций, тренингов, ролевых игр по развитию:

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры, кафедры

- коммуникативной компетентности и навыков общения;

 (циклы)

- эмоциональной устойчивости и саморегуляции;

- волевых качеств, способности брать на себя ответственность в сложных ситуациях;

- интеллекта;

- внимания и наблюдательности;

- памяти и др.

3.2.3. Осуществление текущего, рубежного и итогового контроля за эффективностью учебной и служебной деятельности учащихся

Учебный отдел, кафедры (циклы), курсовые офицеры

3.2.4. Анализ достоверности психологического прогноза успеваемости учащихся

Учебный отдел, кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, курсовые офицеры

3.2.5. Изучение причин низкой успеваемости учащихся, а также нарушений дисциплины

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методический совет

3.2.6. Проведение анализа причин отчислений учащихся

Учебный отдел, кафедры (циклы), курсовые офицеры

3.2.7. Оказание помощи преподавательскому составу по использованию психологических методов и приемов в учебно-воспитательном процессе

Подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, методический совет, кабинет педмастерства, школы молодых преподавателей

3.3. Профессионально-психологическая подготовка учащихся

3.3.1. Преподавание прикладной части курса "Психология и педагогика в деятельности сотрудников органов внутренних дел"

Кафедры (циклы)

3.3.2. Преподавание спецкурсов:

Кафедры (циклы)

- "Оперативно-розыскная психология";

- "Основы конфликтологии";

- "Психотехника общения";

- "Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях";

- "Психология переговорной деятельности";

- "Тактико-специальная подготовка";

- "Психология личной безопасности сотрудников ОВД" и др.

3.3.3. Организация работы научного кружка по психологии

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

3.3.4. Проведение тренингов по развитию у учащихся профессиональных навыков:

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

- визуальной психодиагностики личности и психологического портретирования;

- установления психологического контакта с гражданами при решении служебных задач;

- психологического воздействия в профессиональной деятельности и др.;

- предупреждения конфликтов в общении с гражданами;

- профилактике психологической усталости и релаксации учащихся;

- поведения в экстремальной ситуации и др.

3.3.5. Анализ и оценка уровня профессионально-психологической подготовленности учащихся

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

3.3.6. Разработка рекомендаций по совершенствованию профессионально-психологической подготовки учащихся

Кафедры (циклы), подразделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»