Недействующий

    

УТВЕРЖДЕНА
приказом МВД России
от 30 декабря 1997 года N 862

     
КОНЦЕПЦИЯ
психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России

____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа МВД России от 2 сентября 2013 года N 660
____________________________________________________________________

     

1. Общие положения


Концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на основные принципы, содержание и направления деятельности системы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России.

Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России включает в себя комплекс мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной ориентации, отбора кандидатов на учебу, адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Целью психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса является оптимизация профессионально-личностного становления специалиста, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи.

Задачами психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России являются:

- разработка психолого-педагогических основ профессиональной ориентации и отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России, адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности;

- создание современной нормативно-правовой базы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся образовательных учреждений МВД России;

- разработка дифференцированной системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, сотрудников воспитательных аппаратов и строевых подразделений образовательных учреждений МВД России;

- создание системы изучения и использования отечественного и зарубежного опыта психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Основные принципы и содержание психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России


Изменения базисных характеристик современного общества, возрастание объема и усложнение задач, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел, обострение криминогенной обстановки в стране обусловливают потребность в определении основных параметров функционирования системы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России.

Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса должно осуществляться на основе следующих принципов:

- целостности и единства психологического обеспечения во всех образовательных учреждениях МВД России;

- научной обоснованности, преемственности, плановости и поэтапности психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- всесторонней диагностики профессионально значимых личностных качеств учащихся;

- компетентности управления системой психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;

- информатизации психологического обеспечения.

Основными направлениями психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса являются:

на этапе профориентации и профессионально-психологического отбора:

- выявление ценностных ориентаций и динамики изменения жизненных планов старшеклассников средних общеобразовательных школ;

- разработка социально-психологического портрета выпускников общеобразовательных школ;

- определение профессионально-психологических требований к личности абитуриентов образовательных учреждений МВД России;

- психологическое обследование кандидатов на учебу и подготовка соответствующих заключений;

- разработка рекомендаций ПО комплектованию учебных групп с учетом психологической совместимости учащихся;

на этапе адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности образовательных учреждений:

- социально-психологическое изучение коллективов курсантов и слушателей;

- оценка степени адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности;

- выявление социально-психологических причин неуспеваемости, нарушений дисциплины и правонарушений среди учащихся;

- выявление лиц, имеющих склонности к деструктивному поведению;

- изучение и предупреждение социально-психологических причин текучести кадров переменного состава образовательных учреждений;

- разработка индивидуальных программ и рекомендаций по психологической адаптации учащихся, проведение соответствующих психокоррекционных мероприятий;

на этапе развития профессионально значимых личностных качеств курсантов и слушателей:

- разработка социально-психологического портрета учащихся по годам обучения;

- психологический мониторинг динамики развития у слушателей профессионально значимых личностных качеств и психологической готовности к службе в органах внутренних дел;

- разработка программ профессионально-личностного роста учащихся и рекомендаций по их реализации;

- проведение психологических тренингов, психо-коррекционных и реабилитационных мероприятий с целью развития у курсантов и слушателей навыков общения и поведения в учебном коллективе, профилактики межличностных конфликтов;

- индивидуальное психологическое консультирование курсантов и слушателей по вопросам самовоспитания и саморазвития;

- консультирование постоянного состава образовательных учреждений по вопросам психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

на этапе подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности:

- разработка социально-психологического портрета выпускников образовательных учреждений МВД России;

- оценка психологической готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;

- разработка психологических программ профессиональной адаптации выпускников к условиям служебной деятельности;

- изучение особенностей социальной и профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений МВД России в службах и подразделениях органов внутренних дел.

Организационно-правовое и научно-методическое обеспечение реализации Концепции


Организационно-правовое обеспечение реализации Концепции предполагает:

- определение оптимальной организационно-штатной структуры подразделений (групп, лабораторий, отделов) психологического обеспечения образовательных учреждений в соответствии с численностью учащихся;

- разработку квалификационных требований к сотрудникам подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;

- подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников подразделений, осуществляющих психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;

- создание современной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с основными положениями настоящей Концепции.

Научно-методическое обеспечение реализации Концепции предполагает:

- организацию и проведение научных исследований по проблемам психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России (включая диссертационные), привлечение к проведению научных исследований ведущих специалистов органов внутренних дел, других министерств и ведомств;

- создание единых психодиагностических и психокоррекционных методик работы с курсантами и слушателями;

- разработку психограмм абитуриента, слушателя (курсанта), выпускника образовательного учреждения МВД России;

- разработку программы (примерного содержания) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;

- разработку критериев оценки эффективности психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, а в образовательных учреждениях МВД России - создание информационно-аналитических систем изучения и развития профессионально значимых качеств личности курсантов и слушателей по годам обучения;

- подготовку учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, справочников и видеофильмов по вопросам психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;

- проведение совместно с Российской академией образования мониторинга развития личности учащихся в системе: средняя общеобразовательная школа - ссуз - вуз - профессиональная деятельность;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения МВД России современных психологических технологий, обеспечивающих развитие профессионально значимых личных качеств курсантов и слушателей.


Текст документа сверен по:
"Воспитательная работа в
органах внутренних дел.
Сборник нормативных актов".
Омск, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»