КОНЦЕПЦИЯ
психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России
____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа МВД России от 2 сентября 2013 года N 660
____________________________________________________________________
Концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на основные принципы, содержание и направления деятельности системы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России.
Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России включает в себя комплекс мероприятий по психологическому сопровождению профессиональной ориентации, отбора кандидатов на учебу, адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
Целью психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса является оптимизация профессионально-личностного становления специалиста, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи.
Задачами психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России являются:
- разработка психолого-педагогических основ профессиональной ориентации и отбора кандидатов на учебу в образовательные учреждения МВД России, адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, развития у них профессионально значимых качеств, подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности;
- создание современной нормативно-правовой базы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся образовательных учреждений МВД России;
- разработка дифференцированной системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, сотрудников воспитательных аппаратов и строевых подразделений образовательных учреждений МВД России;
- создание системы изучения и использования отечественного и зарубежного опыта психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса.
Изменения базисных характеристик современного общества, возрастание объема и усложнение задач, выполняемых сотрудниками органов внутренних дел, обострение криминогенной обстановки в стране обусловливают потребность в определении основных параметров функционирования системы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России.
Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса должно осуществляться на основе следующих принципов:
- целостности и единства психологического обеспечения во всех образовательных учреждениях МВД России;
- научной обоснованности, преемственности, плановости и поэтапности психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- всесторонней диагностики профессионально значимых личностных качеств учащихся;
- компетентности управления системой психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;
- информатизации психологического обеспечения.
Основными направлениями психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса являются:
на этапе профориентации и профессионально-психологического отбора:
- выявление ценностных ориентаций и динамики изменения жизненных планов старшеклассников средних общеобразовательных школ;
- разработка социально-психологического портрета выпускников общеобразовательных школ;
- определение профессионально-психологических требований к личности абитуриентов образовательных учреждений МВД России;
- психологическое обследование кандидатов на учебу и подготовка соответствующих заключений;
- разработка рекомендаций ПО комплектованию учебных групп с учетом психологической совместимости учащихся;
на этапе адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности образовательных учреждений:
- социально-психологическое изучение коллективов курсантов и слушателей;
- оценка степени адаптации учащихся к условиям учебной и служебной деятельности;
- выявление социально-психологических причин неуспеваемости, нарушений дисциплины и правонарушений среди учащихся;
- выявление лиц, имеющих склонности к деструктивному поведению;
- изучение и предупреждение социально-психологических причин текучести кадров переменного состава образовательных учреждений;
- разработка индивидуальных программ и рекомендаций по психологической адаптации учащихся, проведение соответствующих психокоррекционных мероприятий;
на этапе развития профессионально значимых личностных качеств курсантов и слушателей:
- разработка социально-психологического портрета учащихся по годам обучения;
- психологический мониторинг динамики развития у слушателей профессионально значимых личностных качеств и психологической готовности к службе в органах внутренних дел;
- разработка программ профессионально-личностного роста учащихся и рекомендаций по их реализации;
- проведение психологических тренингов, психо-коррекционных и реабилитационных мероприятий с целью развития у курсантов и слушателей навыков общения и поведения в учебном коллективе, профилактики межличностных конфликтов;
- индивидуальное психологическое консультирование курсантов и слушателей по вопросам самовоспитания и саморазвития;
- консультирование постоянного состава образовательных учреждений по вопросам психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
на этапе подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности:
- разработка социально-психологического портрета выпускников образовательных учреждений МВД России;
- оценка психологической готовности выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях;
- разработка психологических программ профессиональной адаптации выпускников к условиям служебной деятельности;
- изучение особенностей социальной и профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений МВД России в службах и подразделениях органов внутренних дел.
Организационно-правовое обеспечение реализации Концепции предполагает:
- определение оптимальной организационно-штатной структуры подразделений (групп, лабораторий, отделов) психологического обеспечения образовательных учреждений в соответствии с численностью учащихся;
- разработку квалификационных требований к сотрудникам подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;
- подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников подразделений, осуществляющих психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;
- создание современной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность подразделений психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в соответствии с основными положениями настоящей Концепции.
Научно-методическое обеспечение реализации Концепции предполагает:
- организацию и проведение научных исследований по проблемам психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России (включая диссертационные), привлечение к проведению научных исследований ведущих специалистов органов внутренних дел, других министерств и ведомств;
- создание единых психодиагностических и психокоррекционных методик работы с курсантами и слушателями;
- разработку психограмм абитуриента, слушателя (курсанта), выпускника образовательного учреждения МВД России;
- разработку программы (примерного содержания) психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;
- разработку критериев оценки эффективности психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса, а в образовательных учреждениях МВД России - создание информационно-аналитических систем изучения и развития профессионально значимых качеств личности курсантов и слушателей по годам обучения;
- подготовку учебников, учебных пособий, методических рекомендаций, справочников и видеофильмов по вопросам психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России;
- проведение совместно с Российской академией образования мониторинга развития личности учащихся в системе: средняя общеобразовательная школа - ссуз - вуз - профессиональная деятельность;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения МВД России современных психологических технологий, обеспечивающих развитие профессионально значимых личных качеств курсантов и слушателей.
Текст документа сверен по:
"Воспитательная работа в
органах внутренних дел.
Сборник нормативных актов".
Омск, 2001 год