Недействующий

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом МВД России
от 9 апреля 1997 года N 215

     
ПРОГРАММА
воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России на весь период обучения

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МВД России от 11 апреля 2011 года N 186
____________________________________________________________________


Настоящая программа направлена на реализацию Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений органов внутренних дел, утвержденной приказом заместителя министра N 651 от 10 декабря 1996 года, и может рассматриваться как основа для разработки аналогичных документов каждым вузом и ссузом с учетом их специфики и региональных особенностей.

Логика построения программы соответствует логике процессов воспитания и развития личности учащихся образовательных учреждений МВД, охватывая этапы профессиональной ориентации, профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу, адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности образовательных учреждений развития профессионально значимых качеств учащихся и подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.

Программа определяет содержание воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России и содержит в себе основные организационно-методические мероприятия, обеспечивающие формирование личности специалиста органов внутренних дел.

Раздел 1
Воспитательная работа в процессе профориентации и профессионально-психологического отбора

Цели профориентационной работы и профессионально-
психологического отбора

Задачи воспитательной работы в процессе профориентации и профессионально-
психологического отбора

Примерное содержание и формы работы

1

2

3

Улучшение качественного состава абитуриентов и учащихся образовательных учреждений МВД России. Содействие осознанному выбору профессии

Совершенствование системы информирования о деятельности образовательных учреждений МВД России

- создание координационного совета по вопросам профориентационной работы из представителей органов управления народным образованием (республики, края, области, города, района), учреждений народного образования и учебного заведения МВД;

- расширение сети юридических колледжей, специализированных классов в лицеях и образовательных школах;

- открытие подготовительных отделений для поступающих в учебные заведения МВД;

- создание рекламно-справочной печатной и видеопродукции о системе учебных заведений МВД;

- издание справочников для поступающих в образовательные учреждения МВД;

- проведение дней открытых дверей образовательных учреждений МВД и тематических вечеров;

- организация экскурсий в практические органы внутренних дел для учащихся общеобразовательных школ и лицеев;

- проведение на базе образовательных учреждений МВД и практических органов внутренних дел спортивно-массовых и культурных мероприятий для учащихся общеобразовательных школ и лицеев;

- организация в образовательном учреждении МВД постоянно действующего семинара по методике профориентационной работы;

Совершенствование работы по социально-психологическому изучению абитуриентов

- проведение выборочных экспресс-исследований профориентационной работы с потенциальными абитуриентами образовательных учреждений МВД;

- анализ и обобщение материалов профессионально-психологического отбора абитуриентов прошлых лет;

- создание справочно-информационной базы данных "Абитуриент";

- разработка модели абитуриента образовательного учреждения МВД;

- организация и проведение юридических олимпиад среди учащихся специализированных и общеобразовательных школ и колледжей;

Установление пригодности абитуриентов к обучению в образовательном учреждении МВД по избранной специальности

- проведение психологического обследования претендентов на обучение;

- проведение индивидуальных собеседований и консультаций с абитуриентами;

- подготовка заключений по результатам психологического обследования абитуриентов;

Оптимальное комплектование учебных групп курсантов и слушателей

- внесение предложений по комплектованию учебных групп с учетом психологической совместимости учащихся.

     

     

Раздел 2
Воспитательная работа в процессе адаптации курсантов и слушателей
 к условиям учебной и служебной деятельности

Цель адаптации

Задачи воспитательной работы в процессе адаптации курсантов и слушателей к учебной и служебной деятельности

Примерное содержание и формы работы

1

2

3

Оптимизация сроков адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности образовательных

Диагностика исходного уровня профессионально-значимых и личностных качеств курсантов и слушателей

- определение исходного уровня сформированности профессионально значимых качеств личности курсантов и слушателей;

учреждений МВД России

- составление социально-психологических портретов курсантов и слушателей;

- выявление лиц, имеющих склонности к отклоняющемуся и деструктивному поведению;

Формирование у учащихся установки на самоанализ и самосовершенствование

- обучение учащихся навыкам самопознания и анализа личностных затруднений; оказание помощи курсантам и слушателям в планировании работы по самосовершенствованию;

- проведение индивидуальных психологических консультаций и педагогических бесед с курсантами и слушателями, имеющими сниженную мотивацию на продолжение обучения;

- преподавание спецкурса "Обучение учению";

- информирование курсантов и слушателей о порядке пользования библиотечным фондом образовательного учреждения, о возможностях использования других информационно-библиотечных фондов в городе и регионе, обучение навыкам поиска необходимой литературы;

- формирование у учащихся навыков работы с учебной и научной литературой (чтение, конспектирование, реферирование);

Развитие навыков общения и поведения в учебном коллективе

- изучение особенностей межличностных взаимоотношений учащихся в учебных группах;

- изучение уровня коммуникативной компетентности курсантов и слушателей;

- разработка индивидуальных программ адаптации для лиц, имеющих затруднения в межличностном общении;

- утверждение преподавателей-кураторов и командиров учебных групп, курсов и отделений; обучение их основам педагогики и психологии;

- создание общественных формирований курсантов и слушателей, выборы актива;

- усвоение учащимися норм поведения и традиций в учебном коллективе;

- обсуждение и принятие группового девиза, другой групповой атрибутики;

- изучение и обсуждение на собраниях групп, курсов основных положений Устава образовательного учреждения, ознакомление с правами и обязанностями курсантов и слушателей, нормами поведения учащихся в учебном заведении, общежитии и общественных местах;

- проведение конкурсов на лучшую группу образовательного учреждения, оформление классов, выпуск стенных газет, "молний", боевых листков;

- формирование у курсантов и слушателей навыков самоуправления делами учебной группы, курса, факультета;

- включение курсантов и слушателей в систему самообслуживания;

- формирование у курсантов и слушателей первичных навыков организаторской и воспитательной работы;

Уяснение курсантами и слушателями уставных отношений

- изучение и разъяснение Закона Российской Федерации "О милиции", Положения о службе в органах внутренних дел России и ведомственных нормативных документов о порядке прохождения службы;

- проведение вечеров вопросов и ответов о порядке прохождении службы сотрудниками органов внутренних дел;

- изучение курсантами и слушателями требований Присяги, Кодекса чести и уставов, разъяснение значимости службы в органах внутренних дел и личной ответственности за исполнение служебного долга, соблюдение дисциплины и законности;

- проведение "круглых столов" по проблеме правового регулирования взаимоотношений в подразделениях органов внутренних дел и учебных заведениях системы МВД России;

- проведение аттестации курсантов и слушателей;

Уяснение курсантами и слушателями морально-этических норм службы

- ознакомление курсантов и слушателей с историей и традициями учебного заведениями, с правами и обязанностями обучаемых и сотрудников органов внутренних дел;

- проведение торжественных ритуалов:

- посвящения в слушатели (курсанты) и вручения зачетных книжек;

- принятия Присяги;

- вручения служебного удостоверения, погон и специальной формы одежды;

- вручения личного оружия;

- организация торжественных мероприятий, посвященных:

- Дню независимости России;

- Дню защитника Отечества;

- Дню Победы в Великой Отечественной войне;

- Дню милиции;

- Дню учебного заведения;

- организация встреч с ветеранами органов внутренних дел и образовательного учреждения;

- посещение музея милиции, комнат и уголков милицейской славы;

- создание экспозиций, стендов, монтажей, посвященных героизму и мужеству работников МВД, проявленных при выполнении служебного долга;

- организация и проведение вечеров "Твоя будущая профессия";

Адаптация учащихся к уровню требований по физической подготовке

- информирование курсантов и слушателей о требованиях к уровню физической подготовки, необходимой для получения избранной специальности;

- выполнение курсантами и слушателями контрольных упражнений и нормативов профессионально-прикладной физической подготовки по избранной специальности;

- врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, физического развития и физической подготовки курсантов и слушателей;

- составление индивидуальных программ адаптации к физическим нагрузкам для курсантов и слушателей, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности;

- вовлечение учащихся в спортивно-массовую работу;

- пропаганда физической культуры и спорта в стенной печати, многотиражной газете образовательного учреждения.

     

     

Раздел 3
Воспитательная работа в процессе развития профессионально значимых качеств курсантов и слушателей

Цели воспитательной работы

Задачи воспитательной работы

Примерное содержание и формы работы

1

2

3

Формирование профессионально значимых качеств курсантов и слушателей

Повышение уровня культуры курсантов и слушателей

- овладение курсантами и слушателями основами знаний в области философии, истории, экономики, культурологии, политологии, эстетики, этики;

- углубленное изучение курсантами и слушателями иностранного языка;

- освещение в процессе преподавания учебных дисциплин морально-этических аспектов деятельности сотрудников органов внутренних дел;

- освещение в процессе изучения учебных дисциплин роли органов внутренних дел в сохранении ценностей культуры;

- организация лектория по теории и истории искусства, экскурсий, просмотров спектаклей, фильмов, концертов, посещение выставок и музеев;

- организация работы Университета культуры, творческих объединений, клубов по интересам, кружков самодеятельности;

- организация выставок работ курсантов и слушателей, творческих конкурсов в общежитиях;

- участие курсантов и слушателей в художественных смотрах, конкурсах и т.д.;

- организация художественного оформления учебных и жилых помещений;

- введение спецкурсов по технике и культуре речи, общения, педагогической культуре;

- разработка методических пособий и рекомендаций по данной проблематике;

- подготовка и проведение тематических встреч с деятелями культуры;

- встречи-беседы со студентами творческих вузов, молодыми деятелями культуры и искусства;

- организация работы клуба "Молодая семья";

Развитие творческого мышления курсантов и слушателей

- внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения, основанных на творческой самостоятельной работе учащихся по индивидуальным планам и программам;

- использование в процессе преподавания учебных дисциплин современных форм и методов обучения: практикумов, игр, учений и т.д.;

- разработка методических пособий по методике самостоятельного изучения учебных курсов;

- разработка компьютерных программ по изучению конкретных учебных дисциплин;

- обеспечение преподавания учебных предметов с использованием современных достижений науки;

- участие слушателей в научных конференциях по актуальным проблемам деятельности органов внутренних дел;

- организация вечеров опросов и ответов, устных журналов, диспутов, "круглых столов", читательских конференций по актуальным вопросам современной науки и техники;

- проведение конкурсов и выставок лучших научных работ, рефератов, докладов слушателей и курсантов;

- создание в высших образовательных учреждениях спецкурсов по методологическим вопросам науки, чтение спецкурса "Основы научных исследований";

- организация встреч курсантов и слушателей с видными учеными;

- организация работы научных клубов, кружков, объединений молодых ученых;

Формирование у учащихся культуры профессионального общения и взаимодействия

- обучение курсантов и слушателей методам коллективного решения творческих задач и технике партнерского общения;

- преподавание спецкурса "Конфликтология";

- изучение индивидуальных особенностей личности курсантов и слушателей, проявляемых в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия при выполнении тренировочных задач;

- проведение практических занятий, внеучебных мероприятий в практических органах внутренних дел;

- изучение и анализ особенностей поведения слушателей и курсантов в условиях, приближенных к экстремальным;

- организация помощи отстающим в учебе курсантам и слушателям;

- отражение вопросов учебно-служебной деятельности курсантов и слушателей в стенной печати, многотиражной газете и т.д.;

- проведение собраний по подведению итогов учебной и служебной деятельности учащихся;

- встречи с выпускниками образовательного учреждения, лучшими специалистами органов внутренних дел;

- проведение систематической психокоррекционной работы с курсантами и слушателями, имеющими склонности к деструктивному поведению;

- изучение возникающих в среде курсантов и слушателей неформальных групп, оценка характера и направленности их деятельности;

- проведение в рамках изучения специальных дисциплин тренингов и ролевых игр, направленных на развитие у курсантов и слушателей навыков профессионального общения;

- обсуждение материалов периодической печати, отражающих вопросы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с гражданами;

- обучение элементам лекторского мастерства в школе молодого лектора; подготовка к самостоятельному чтению лекций по социально-правовым вопросам в общеобразовательных школах, других образовательных учреждениях и трудовых коллективах города и региона;

- проведение тематических диспутов, встреч и "круглых столов" по вопросам культуры профессионального общения;

- проведение тематических бесед с курсантами и слушателями о профессиональной этике начальствующего состава органов внутренних дел;

Формирование общественной и служебной активности учащихся

- привлечение курсантов и слушателей к работе органов самоуправления;

- участие курсантов и слушателей в проведении хозяйственных работ, в субботниках и воскресниках, строительстве и благоустройстве учебных и жилых помещений, спортивных сооружений и баз;

- участие курсантов и слушателей в самообслуживании;

- подготовка и проведение ежегодной аттестации курсантов и слушателей;

- обсуждение в группах случаев нарушения дисциплины и норм общежития;

- организации и проведение встреч учащихся с представителями средств массовой информации;

- организация взаимопомощи курсантов и слушателей в учебной и служебной деятельности;

- организация вечеров отдыха;

- чествование молодоженов, молодых родителей;

- проведение психолого-педагогического анализа особенностей поведения курсантов и слушателей в условиях неформального общения;

- выработка правил, ритуалов, традиций, позволяющих нейтрализовать (компенсировать) негативные проявления во взаимоотношениях между курсантами и слушателями;

Развитие у учащихся навыков самоанализа, самообразования и самовоспитания

- обучение курсантов и слушателей методам самоанализа;

- проведение психокоррекционных мероприятий и педагогических бесед с курсантами и слушателями, имеющими заниженную самооценку; разработка для данной категории слушателей индивидуальных планов самовоспитания;

- использование в учебном процессе активных методов обучения (тренингов, деловых и ролевых игр), требующих от курсантов и слушателей самостоятельного принятия решений;

- изучение особенностей использования курсантами и слушателями бюджета времени, осуществление контроля за эффективностью самоподготовки и выполнения учащимися домашних заданий;

- проведение с курсантами и слушателями тренингов по развитию навыков самоконтроля, выработке стиля поведения в конфликтных и кризисных ситуациях;

- формирование у курсантов и слушателей навыков психологической саморегуляции и релаксации;

- разработка индивидуальных программ физического самосовершенствования для курсантов и слушателей, имеющих отставание в физической подготовленности;

- выработка форм взаимодействия с родителями учащихся, проживающих в домашних условиях;

Формирование у учащихся чувства социально-правовой защищенности, развитие навыков обеспечения личной безопасности

- освещение в процессе изучения специальных дисциплин вопросов обеспечения личной безопасности и социально-правовой защиты сотрудника органов внутренних дел и охраны их здоровья;

- соблюдение права курсантов и слушателей на свободу вероисповедания;

- профилактика и пресечение проявлений дискриминации по национальному и половому признаку;

- врачебно-психологический и педагогический контроль за состоянием здоровья, физическим развитием и психологическим состоянием курсантов и слушателей;

- проверка жилищно-бытовых условий семей курсантов и слушателей, проживающих дома и на частных квартирах;

- формирование у курсантов и слушателей навыков оказания первой медицинской помощи;

- развитие в процессе физической и боевой подготовки навыков самообороны, выполнение курсантами и слушателями контрольных упражнений и нормативов по профессионально-прикладным видам спорта и огневой подготовке;

- доведение до сведения курсантов и слушателей норм положенности на все виды довольствия;

- обеспечение курсантов и слушателей необходимым количеством учебно-методической, научно-популярной литературы, специальными, общественно-политическими и художественными периодическими изданиями, наглядными и техническими средствами обучения, спортивным инвентарем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»