ПРОГРАММА
воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России на весь период обучения
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МВД России от 11 апреля 2011 года N 186
____________________________________________________________________
Настоящая программа направлена на реализацию Концепции воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений органов внутренних дел, утвержденной приказом заместителя министра N 651 от 10 декабря 1996 года, и может рассматриваться как основа для разработки аналогичных документов каждым вузом и ссузом с учетом их специфики и региональных особенностей.
Логика построения программы соответствует логике процессов воспитания и развития личности учащихся образовательных учреждений МВД, охватывая этапы профессиональной ориентации, профессионально-психологического отбора кандидатов на учебу, адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности образовательных учреждений развития профессионально значимых качеств учащихся и подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности.
Программа определяет содержание воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России и содержит в себе основные организационно-методические мероприятия, обеспечивающие формирование личности специалиста органов внутренних дел.
Цели профориентационной работы и профессионально- | Задачи воспитательной работы в процессе профориентации и профессионально- | Примерное содержание и формы работы |
1 | 2 | 3 |
Улучшение качественного состава абитуриентов и учащихся образовательных учреждений МВД России. Содействие осознанному выбору профессии | Совершенствование системы информирования о деятельности образовательных учреждений МВД России | - создание координационного совета по вопросам профориентационной работы из представителей органов управления народным образованием (республики, края, области, города, района), учреждений народного образования и учебного заведения МВД; |
- расширение сети юридических колледжей, специализированных классов в лицеях и образовательных школах; | ||
- открытие подготовительных отделений для поступающих в учебные заведения МВД; | ||
- создание рекламно-справочной печатной и видеопродукции о системе учебных заведений МВД; | ||
- издание справочников для поступающих в образовательные учреждения МВД; | ||
- проведение дней открытых дверей образовательных учреждений МВД и тематических вечеров; | ||
- организация экскурсий в практические органы внутренних дел для учащихся общеобразовательных школ и лицеев; | ||
- проведение на базе образовательных учреждений МВД и практических органов внутренних дел спортивно-массовых и культурных мероприятий для учащихся общеобразовательных школ и лицеев; | ||
- организация в образовательном учреждении МВД постоянно действующего семинара по методике профориентационной работы; | ||
Совершенствование работы по социально-психологическому изучению абитуриентов | - проведение выборочных экспресс-исследований профориентационной работы с потенциальными абитуриентами образовательных учреждений МВД; | |
- анализ и обобщение материалов профессионально-психологического отбора абитуриентов прошлых лет; | ||
- создание справочно-информационной базы данных "Абитуриент"; | ||
- разработка модели абитуриента образовательного учреждения МВД; | ||
- организация и проведение юридических олимпиад среди учащихся специализированных и общеобразовательных школ и колледжей; | ||
Установление пригодности абитуриентов к обучению в образовательном учреждении МВД по избранной специальности | - проведение психологического обследования претендентов на обучение; | |
- проведение индивидуальных собеседований и консультаций с абитуриентами; | ||
- подготовка заключений по результатам психологического обследования абитуриентов; | ||
Оптимальное комплектование учебных групп курсантов и слушателей | - внесение предложений по комплектованию учебных групп с учетом психологической совместимости учащихся. |
Цель адаптации | Задачи воспитательной работы в процессе адаптации курсантов и слушателей к учебной и служебной деятельности | Примерное содержание и формы работы |
1 | 2 | 3 |
Оптимизация сроков адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности образовательных | Диагностика исходного уровня профессионально-значимых и личностных качеств курсантов и слушателей | - определение исходного уровня сформированности профессионально значимых качеств личности курсантов и слушателей; |
учреждений МВД России | - составление социально-психологических портретов курсантов и слушателей; | |
- выявление лиц, имеющих склонности к отклоняющемуся и деструктивному поведению; | ||
Формирование у учащихся установки на самоанализ и самосовершенствование | - обучение учащихся навыкам самопознания и анализа личностных затруднений; оказание помощи курсантам и слушателям в планировании работы по самосовершенствованию; | |
- проведение индивидуальных психологических консультаций и педагогических бесед с курсантами и слушателями, имеющими сниженную мотивацию на продолжение обучения; | ||
- преподавание спецкурса "Обучение учению"; | ||
- информирование курсантов и слушателей о порядке пользования библиотечным фондом образовательного учреждения, о возможностях использования других информационно-библиотечных фондов в городе и регионе, обучение навыкам поиска необходимой литературы; | ||
- формирование у учащихся навыков работы с учебной и научной литературой (чтение, конспектирование, реферирование); | ||
Развитие навыков общения и поведения в учебном коллективе | - изучение особенностей межличностных взаимоотношений учащихся в учебных группах; | |
- изучение уровня коммуникативной компетентности курсантов и слушателей; | ||
- разработка индивидуальных программ адаптации для лиц, имеющих затруднения в межличностном общении; | ||
- утверждение преподавателей-кураторов и командиров учебных групп, курсов и отделений; обучение их основам педагогики и психологии; | ||
- создание общественных формирований курсантов и слушателей, выборы актива; | ||
- усвоение учащимися норм поведения и традиций в учебном коллективе; | ||
- обсуждение и принятие группового девиза, другой групповой атрибутики; | ||
- изучение и обсуждение на собраниях групп, курсов основных положений Устава образовательного учреждения, ознакомление с правами и обязанностями курсантов и слушателей, нормами поведения учащихся в учебном заведении, общежитии и общественных местах; | ||
- проведение конкурсов на лучшую группу образовательного учреждения, оформление классов, выпуск стенных газет, "молний", боевых листков; | ||
- формирование у курсантов и слушателей навыков самоуправления делами учебной группы, курса, факультета; | ||
- включение курсантов и слушателей в систему самообслуживания; | ||
- формирование у курсантов и слушателей первичных навыков организаторской и воспитательной работы; | ||
Уяснение курсантами и слушателями уставных отношений | - изучение и разъяснение Закона Российской Федерации "О милиции", Положения о службе в органах внутренних дел России и ведомственных нормативных документов о порядке прохождения службы; | |
- проведение вечеров вопросов и ответов о порядке прохождении службы сотрудниками органов внутренних дел; | ||
- изучение курсантами и слушателями требований Присяги, Кодекса чести и уставов, разъяснение значимости службы в органах внутренних дел и личной ответственности за исполнение служебного долга, соблюдение дисциплины и законности; | ||
- проведение "круглых столов" по проблеме правового регулирования взаимоотношений в подразделениях органов внутренних дел и учебных заведениях системы МВД России; | ||
- проведение аттестации курсантов и слушателей; | ||
Уяснение курсантами и слушателями морально-этических норм службы | - ознакомление курсантов и слушателей с историей и традициями учебного заведениями, с правами и обязанностями обучаемых и сотрудников органов внутренних дел; | |
- проведение торжественных ритуалов: | ||
- посвящения в слушатели (курсанты) и вручения зачетных книжек; | ||
- принятия Присяги; | ||
- вручения служебного удостоверения, погон и специальной формы одежды; | ||
- вручения личного оружия; | ||
- организация торжественных мероприятий, посвященных: | ||
- Дню независимости России; | ||
- Дню защитника Отечества; | ||
- Дню Победы в Великой Отечественной войне; | ||
- Дню милиции; | ||
- Дню учебного заведения; | ||
- организация встреч с ветеранами органов внутренних дел и образовательного учреждения; | ||
- посещение музея милиции, комнат и уголков милицейской славы; | ||
- создание экспозиций, стендов, монтажей, посвященных героизму и мужеству работников МВД, проявленных при выполнении служебного долга; | ||
- организация и проведение вечеров "Твоя будущая профессия"; | ||
Адаптация учащихся к уровню требований по физической подготовке | - информирование курсантов и слушателей о требованиях к уровню физической подготовки, необходимой для получения избранной специальности; | |
- выполнение курсантами и слушателями контрольных упражнений и нормативов профессионально-прикладной физической подготовки по избранной специальности; | ||
- врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья, физического развития и физической подготовки курсантов и слушателей; | ||
- составление индивидуальных программ адаптации к физическим нагрузкам для курсантов и слушателей, имеющих недостаточный уровень физической подготовленности; | ||
- вовлечение учащихся в спортивно-массовую работу; | ||
- пропаганда физической культуры и спорта в стенной печати, многотиражной газете образовательного учреждения. |
Цели воспитательной работы | Задачи воспитательной работы | Примерное содержание и формы работы |
1 | 2 | 3 |
Формирование профессионально значимых качеств курсантов и слушателей | Повышение уровня культуры курсантов и слушателей | - овладение курсантами и слушателями основами знаний в области философии, истории, экономики, культурологии, политологии, эстетики, этики; |
- углубленное изучение курсантами и слушателями иностранного языка; | ||
- освещение в процессе преподавания учебных дисциплин морально-этических аспектов деятельности сотрудников органов внутренних дел; | ||
- освещение в процессе изучения учебных дисциплин роли органов внутренних дел в сохранении ценностей культуры; | ||
- организация лектория по теории и истории искусства, экскурсий, просмотров спектаклей, фильмов, концертов, посещение выставок и музеев; | ||
- организация работы Университета культуры, творческих объединений, клубов по интересам, кружков самодеятельности; | ||
- организация выставок работ курсантов и слушателей, творческих конкурсов в общежитиях; | ||
- участие курсантов и слушателей в художественных смотрах, конкурсах и т.д.; | ||
- организация художественного оформления учебных и жилых помещений; | ||
- введение спецкурсов по технике и культуре речи, общения, педагогической культуре; | ||
- разработка методических пособий и рекомендаций по данной проблематике; | ||
- подготовка и проведение тематических встреч с деятелями культуры; | ||
- встречи-беседы со студентами творческих вузов, молодыми деятелями культуры и искусства; | ||
- организация работы клуба "Молодая семья"; | ||
Развитие творческого мышления курсантов и слушателей | - внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения, основанных на творческой самостоятельной работе учащихся по индивидуальным планам и программам; | |
- использование в процессе преподавания учебных дисциплин современных форм и методов обучения: практикумов, игр, учений и т.д.; | ||
- разработка методических пособий по методике самостоятельного изучения учебных курсов; | ||
- разработка компьютерных программ по изучению конкретных учебных дисциплин; | ||
- обеспечение преподавания учебных предметов с использованием современных достижений науки; | ||
- участие слушателей в научных конференциях по актуальным проблемам деятельности органов внутренних дел; | ||
- организация вечеров опросов и ответов, устных журналов, диспутов, "круглых столов", читательских конференций по актуальным вопросам современной науки и техники; | ||
- проведение конкурсов и выставок лучших научных работ, рефератов, докладов слушателей и курсантов; | ||
- создание в высших образовательных учреждениях спецкурсов по методологическим вопросам науки, чтение спецкурса "Основы научных исследований"; | ||
- организация встреч курсантов и слушателей с видными учеными; | ||
- организация работы научных клубов, кружков, объединений молодых ученых; | ||
Формирование у учащихся культуры профессионального общения и взаимодействия | - обучение курсантов и слушателей методам коллективного решения творческих задач и технике партнерского общения; | |
- преподавание спецкурса "Конфликтология"; | ||
- изучение индивидуальных особенностей личности курсантов и слушателей, проявляемых в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия при выполнении тренировочных задач; | ||
- проведение практических занятий, внеучебных мероприятий в практических органах внутренних дел; | ||
- изучение и анализ особенностей поведения слушателей и курсантов в условиях, приближенных к экстремальным; | ||
- организация помощи отстающим в учебе курсантам и слушателям; | ||
- отражение вопросов учебно-служебной деятельности курсантов и слушателей в стенной печати, многотиражной газете и т.д.; | ||
- проведение собраний по подведению итогов учебной и служебной деятельности учащихся; | ||
- встречи с выпускниками образовательного учреждения, лучшими специалистами органов внутренних дел; | ||
- проведение систематической психокоррекционной работы с курсантами и слушателями, имеющими склонности к деструктивному поведению; | ||
- изучение возникающих в среде курсантов и слушателей неформальных групп, оценка характера и направленности их деятельности; | ||
- проведение в рамках изучения специальных дисциплин тренингов и ролевых игр, направленных на развитие у курсантов и слушателей навыков профессионального общения; | ||
- обсуждение материалов периодической печати, отражающих вопросы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с гражданами; | ||
- обучение элементам лекторского мастерства в школе молодого лектора; подготовка к самостоятельному чтению лекций по социально-правовым вопросам в общеобразовательных школах, других образовательных учреждениях и трудовых коллективах города и региона; | ||
- проведение тематических диспутов, встреч и "круглых столов" по вопросам культуры профессионального общения; | ||
- проведение тематических бесед с курсантами и слушателями о профессиональной этике начальствующего состава органов внутренних дел; | ||
Формирование общественной и служебной активности учащихся | - привлечение курсантов и слушателей к работе органов самоуправления; | |
- участие курсантов и слушателей в проведении хозяйственных работ, в субботниках и воскресниках, строительстве и благоустройстве учебных и жилых помещений, спортивных сооружений и баз; | ||
- участие курсантов и слушателей в самообслуживании; | ||
- подготовка и проведение ежегодной аттестации курсантов и слушателей; | ||
- обсуждение в группах случаев нарушения дисциплины и норм общежития; | ||
- организации и проведение встреч учащихся с представителями средств массовой информации; | ||
- организация взаимопомощи курсантов и слушателей в учебной и служебной деятельности; | ||
- организация вечеров отдыха; | ||
- чествование молодоженов, молодых родителей; | ||
- проведение психолого-педагогического анализа особенностей поведения курсантов и слушателей в условиях неформального общения; | ||
- выработка правил, ритуалов, традиций, позволяющих нейтрализовать (компенсировать) негативные проявления во взаимоотношениях между курсантами и слушателями; | ||
Развитие у учащихся навыков самоанализа, самообразования и самовоспитания | - обучение курсантов и слушателей методам самоанализа; | |
- проведение психокоррекционных мероприятий и педагогических бесед с курсантами и слушателями, имеющими заниженную самооценку; разработка для данной категории слушателей индивидуальных планов самовоспитания; | ||
- использование в учебном процессе активных методов обучения (тренингов, деловых и ролевых игр), требующих от курсантов и слушателей самостоятельного принятия решений; | ||
- изучение особенностей использования курсантами и слушателями бюджета времени, осуществление контроля за эффективностью самоподготовки и выполнения учащимися домашних заданий; | ||
- проведение с курсантами и слушателями тренингов по развитию навыков самоконтроля, выработке стиля поведения в конфликтных и кризисных ситуациях; | ||
- формирование у курсантов и слушателей навыков психологической саморегуляции и релаксации; | ||
- разработка индивидуальных программ физического самосовершенствования для курсантов и слушателей, имеющих отставание в физической подготовленности; | ||
- выработка форм взаимодействия с родителями учащихся, проживающих в домашних условиях; | ||
Формирование у учащихся чувства социально-правовой защищенности, развитие навыков обеспечения личной безопасности | - освещение в процессе изучения специальных дисциплин вопросов обеспечения личной безопасности и социально-правовой защиты сотрудника органов внутренних дел и охраны их здоровья; | |
- соблюдение права курсантов и слушателей на свободу вероисповедания; | ||
- профилактика и пресечение проявлений дискриминации по национальному и половому признаку; | ||
- врачебно-психологический и педагогический контроль за состоянием здоровья, физическим развитием и психологическим состоянием курсантов и слушателей; | ||
- проверка жилищно-бытовых условий семей курсантов и слушателей, проживающих дома и на частных квартирах; | ||
- формирование у курсантов и слушателей навыков оказания первой медицинской помощи; | ||
- развитие в процессе физической и боевой подготовки навыков самообороны, выполнение курсантами и слушателями контрольных упражнений и нормативов по профессионально-прикладным видам спорта и огневой подготовке; | ||
- доведение до сведения курсантов и слушателей норм положенности на все виды довольствия; | ||
- обеспечение курсантов и слушателей необходимым количеством учебно-методической, научно-популярной литературы, специальными, общественно-политическими и художественными периодическими изданиями, наглядными и техническими средствами обучения, спортивным инвентарем. |