КОНЦЕПЦИЯ
воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России
____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа МВД России от 14 августа 2015 года N 828
____________________________________________________________________
Данная Концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на основные принципы, содержание и направления развития системы воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.
Основной целью развития системы воспитательной работы является приведение ее организации, содержания, структуры и технологии в соответствие с требованиями времени, которые обеспечивают формирование и развитие личности специалиста, способного эффективно решать служебные задачи как в обычных, так и в экстремальных ситуациях.
Для достижения этой цели предстоит решить следующие задачи:
- обосновать требования к профессионально-личностным качествам выпускников образовательных учреждений МВД России;
- разработать научные основы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России;
- создать современную нормативно-правовую базу функционирования этой системы;
- привести оргштатную структуру воспитательных аппаратов образовательных учреждений в соответствие с изменившейся социально-педагогической реальностью;
- обеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе с курсантами и слушателями на основе широкого использования современных образовательных и информационных технологий;
- активизировать работу по организации и проведению научных исследований в области воспитания и развития личности учащихся, внедрению их результатов в деятельность образовательных учреждений МВД России;
- создать условия для широкого распространения и использования отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с курсантами и слушателями учебных заведений органов внутренних дел.
Концепция предполагает поэтапную реализацию указанной цели на текущий период (1997 год) и ближайшую (до 2000 года) перспективу.
Первый этап (1997 год) - достижение позитивных сдвигов за счет разработки профессиограммы, создания научно-методических основ воспитательной работы с курсантами и слушателями, приведения организационно-штатной структуры, численности и уровня психолого-педагогической подготовленности сотрудников воспитательных аппаратов и преподавательского состава образовательных учреждений в соответствие с изменившимися социально-педагогическими условиями.
Второй этап (до 2000 года) - корректировка организации, содержания и технологии воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России, доведение результатов функционирования системы воспитательной работы до социально одобряемого уровня, достижение основной цели, предусмотренной настоящей Концепцией.
Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента России, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, затрагивающие компетенцию органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России, а также ведомственные нормативные акты.
Принципиальные изменения базисных характеристик современного общества, возрастание объема и усложнение задач, выполняемых сотрудниками, обострение криминогенной обстановки в стране и изменение качественных характеристик преступности обусловливают потребность в определении основных параметров развития системы воспитательной работы в органах внутренних дел и в образовательных учреждениях МВД России, в частности.
Преобразования будут осуществляться на основе принципов:
- целостности и единства системы образовательных учреждений МВД России, сочетающей федеральную подчиненность учебных заведений с их автономностью;
- научной обоснованности, преемственности, плановости и поэтапности осуществления намеченных преобразований;
- компетентности управления воспитательной работой в образовательных учреждениях МВД России;
- приоритетной ориентации деятельности всех служб и подразделений образовательных учреждений МВД России на решение задач воспитания и развития личности курсантов и слушателей.
3.1. Разработка научно-методических основ совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
С учетом ограниченных финансовых и материально-технических средств эта работа на первом этапе (1997 года) будет осуществляться преимущественно на основе поиска и использования имеющихся ресурсов. Предстоит:
- проанализировать и обобщить опыт организации воспитательной работы с курсантами и слушателями, накопленный образовательными учреждениями МВД России, а также с учащимися вузов и ссузов других министерств и ведомств;
- разработать тематику научных исследований по проблемам воспитания и развития личности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России (включая диссертационные), привлечь к проведению научных исследований ведущих ученых, педагогов и практиков системы МВД, специалистов других министерств и ведомств с перспективой расширения этих рамок до международных;
- включить в тематику диссертационных исследований адъюнктов и соискателей вузов МВД теоретические и прикладные проблемы воспитания и развития личности курсантов и слушателей;
- установить научно-практическое сотрудничество с Российской академией образования по проблемам воспитания и развития личности в звене: средняя общеобразовательная школа - ссуз - вуз - профессиональная деятельность;
- разработать научно обоснованный пакет документов по проблемам совершенствования воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России (приказ, Концепцию, положение, программу и др.);
- создать научно-методическую секцию МЦПО и КНИ при ГУК МВД России по вопросам организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
На втором этапе (до 2000 года) предполагается:
- организовать проведение научных исследований (в том числе диссертационных) по проблемам совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России;
- создать при ведущих вузах МВД России региональные специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора психологических и педагогических наук в области воспитания и развития личности;
- разработать серию учебников, учебных пособий, библиотечек, справочников, альбомов и методических рекомендаций, организовать выпуск видеофильмов и бюллетеня по обмену опытом воспитательной работы;
- создать научно обоснованные правовые, организационные, психолого-педагогические, финансовые и материально-технические условия для эффективного функционирования реформированной системы воспитательной работы с курсантами и слушателями в образовательных учреждениях МВД России, завершить переход на новые принципы отбора, обучения и расстановки кадров, обеспечить правовые и социальные гарантии для личного состава.
3.2. Создание современной нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию, содержание и технологию воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
На первом этапе (1997 года) планируется выявить потребности образовательных учреждений МВД России в правовом регулировании работы по воспитанию и развитию личности курсантов и слушателей, разработать базовые нормативные документы, регламентирующие эту работу.
На втором этапе (до 2000 года) в системе профессионального образования МВД России предполагается создать юридическую службу, призванную решать задачи совершенствования правового обеспечения деятельности учебных заведений, в том числе и в области воспитательной работы, завершить формирование новой нормативно-правовой базы организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД, отвечающей цели настоящей Концепции.
3.3. Совершенствование организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
На первом этапе (1997 года) предполагается:
- исходя из имеющихся возможностей, определить организационно-штатную структуру воспитательных аппаратов и подготовить пакет нормативно-методических материалов, необходимых для проведения соответствующих преобразований;
- определить порядок и механизм взаимодействия подразделений и служб, осуществляющих профессиональную ориентацию, отбор, обучение, воспитание, научно-методическое, психолого-педагогическое, информационное и материально-техническое обеспечение работы образовательных учреждений МВД России;
- выявить воспитательные возможности содержания каждой учебной дисциплины и внести коррективы в технологию обучения курсантов и слушателей с целью усиления воспитательной направленности образовательного процесса;
- всесторонне использовать потенциал общественных, политических, религиозных, творческих и иных организаций при проведении воспитательной работы с курсантами и слушателями;
- активизировать деятельность органов самоуправления учащихся образовательных учреждений МВД России, обеспечить нормативно-методическое регулирование этого направления работы;
- организовать на базе региональных вузов МВД России подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников воспитательных аппаратов и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России;
- создать в образовательных учреждениях МВД России кабинеты по методике воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел и психологической реабилитации,
- разработать критерии оценки эффективности воспитательной работы с курсантами и слушателями.
На втором этапе (до 2000 года) планируется:
- осуществить корректировку процесса воспитания и развития личности курсантов и слушателей, руководствуясь целью настоящей Концепции;
- ввести штатные должности заместителей начальников образовательных учреждений МВД России, а также заместителей начальников факультетов (курсов) по воспитательной работе;
- создать на базе групп и лабораторий психофизиологического обеспечения образовательных учреждений МВД России социально-психологические службы, возложив на них функции профессиональной ориентации молодежи, психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, адаптации выпускников учебных заведений к самостоятельной практической деятельности, а также изучения общественного мнения;
- выявить ценностные ориентации и динамику изменения жизненных планов старшеклассников средних общеобразовательных школ;
- разработать профессионально-квалификационные требования к сотрудникам воспитательных аппаратов и профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений МВД России;
- оптимизировать систему ранней профориентации и допрофессиональной подготовки молодежи в юридических колледжах, лицеях, специализированных классах, группах, на подготовительных отделениях и курсах образовательных учреждений МВД России;
- внедрить в воспитательно-образовательный процесс образовательных учреждений МВД России принципы педагогики сотрудничества и современные технологии, позволяющие стимулировать самостоятельно-творческую работу учащихся по развитию своих профессионально-личностных качеств.
3.4. Совершенствование информационного обеспечения воспитательной работы с курсантами и слушателями на основе современных компьютерных технологий.
На первом этапе (1997 года) предстоит сформировать единую методологию сбора и обработки информации в области воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, повысить уровень информационной культуры сотрудников путем внедрения в ОВД компьютерной техники, создания курсов повышения квалификации по работе с информационной техникой. Создать банк данных по инновационным технологиям воспитывающего и развивающего обучения.
На втором этапе (до 2000 года) планируется разработать информационную систему диагностики, отслеживания и прогнозирования динамики изменения профессионально-личностных качеств учащихся по годам обучения, а также создать в образовательных учреждениях МВД России информационно-оценочные базы данных о динамике профессионального роста их выпускников. Предполагается ввести в действие информационную систему анализа и прогнозирования состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.
Текст документа сверен по:
"Воспитательная работа в
органах внутренних дел.
Сборник нормативных актов".
Омск, 2001 год