Недействующий

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом МВД России
от 10 декабря 1996 года N 651

     
КОНЦЕПЦИЯ
воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России

____________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа МВД России от 14 августа 2015 года N 828
____________________________________________________________________

     

     

1. Общие положения


Данная Концепция представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на основные принципы, содержание и направления развития системы воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России.

Основной целью развития системы воспитательной работы является приведение ее организации, содержания, структуры и технологии в соответствие с требованиями времени, которые обеспечивают формирование и развитие личности специалиста, способного эффективно решать служебные задачи как в обычных, так и в экстремальных ситуациях.

Для достижения этой цели предстоит решить следующие задачи:

- обосновать требования к профессионально-личностным качествам выпускников образовательных учреждений МВД России;

- разработать научные основы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России;

- создать современную нормативно-правовую базу функционирования этой системы;

- привести оргштатную структуру воспитательных аппаратов образовательных учреждений в соответствие с изменившейся социально-педагогической реальностью;

- обеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода в воспитательной работе с курсантами и слушателями на основе широкого использования современных образовательных и информационных технологий;

- активизировать работу по организации и проведению научных исследований в области воспитания и развития личности учащихся, внедрению их результатов в деятельность образовательных учреждений МВД России;

- создать условия для широкого распространения и использования отечественного и зарубежного опыта воспитательной работы с курсантами и слушателями учебных заведений органов внутренних дел.

Концепция предполагает поэтапную реализацию указанной цели на текущий период (1997 год) и ближайшую (до 2000 года) перспективу.

Первый этап (1997 год) - достижение позитивных сдвигов за счет разработки профессиограммы, создания научно-методических основ воспитательной работы с курсантами и слушателями, приведения организационно-штатной структуры, численности и уровня психолого-педагогической подготовленности сотрудников воспитательных аппаратов и преподавательского состава образовательных учреждений в соответствие с изменившимися социально-педагогическими условиями.

Второй этап (до 2000 года) - корректировка организации, содержания и технологии воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России, доведение результатов функционирования системы воспитательной работы до социально одобряемого уровня, достижение основной цели, предусмотренной настоящей Концепцией.

Правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента России, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, затрагивающие компетенцию органов внутренних дел, образовательных учреждений МВД России, а также ведомственные нормативные акты.

2. Предпосылки и основные принципы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России


Принципиальные изменения базисных характеристик современного общества, возрастание объема и усложнение задач, выполняемых сотрудниками, обострение криминогенной обстановки в стране и изменение качественных характеристик преступности обусловливают потребность в определении основных параметров развития системы воспитательной работы в органах внутренних дел и в образовательных учреждениях МВД России, в частности.

Преобразования будут осуществляться на основе принципов:

- целостности и единства системы образовательных учреждений МВД России, сочетающей федеральную подчиненность учебных заведений с их автономностью;

- научной обоснованности, преемственности, плановости и поэтапности осуществления намеченных преобразований;

- компетентности управления воспитательной работой в образовательных учреждениях МВД России;

- приоритетной ориентации деятельности всех служб и подразделений образовательных учреждений МВД России на решение задач воспитания и развития личности курсантов и слушателей.

3. Основные направления развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России

3.1. Разработка научно-методических основ совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.

С учетом ограниченных финансовых и материально-технических средств эта работа на первом этапе (1997 года) будет осуществляться преимущественно на основе поиска и использования имеющихся ресурсов. Предстоит:

- проанализировать и обобщить опыт организации воспитательной работы с курсантами и слушателями, накопленный образовательными учреждениями МВД России, а также с учащимися вузов и ссузов других министерств и ведомств;

- разработать тематику научных исследований по проблемам воспитания и развития личности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России (включая диссертационные), привлечь к проведению научных исследований ведущих ученых, педагогов и практиков системы МВД, специалистов других министерств и ведомств с перспективой расширения этих рамок до международных;

- включить в тематику диссертационных исследований адъюнктов и соискателей вузов МВД теоретические и прикладные проблемы воспитания и развития личности курсантов и слушателей;

- установить научно-практическое сотрудничество с Российской академией образования по проблемам воспитания и развития личности в звене: средняя общеобразовательная школа - ссуз - вуз - профессиональная деятельность;

- разработать научно обоснованный пакет документов по проблемам совершенствования воспитательной работы с курсантами и слушателями образовательных учреждений МВД России (приказ, Концепцию, положение, программу и др.);

- создать научно-методическую секцию МЦПО и КНИ при ГУК МВД России по вопросам организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.

На втором этапе (до 2000 года) предполагается:

- организовать проведение научных исследований (в том числе диссертационных) по проблемам совершенствования воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России;

- создать при ведущих вузах МВД России региональные специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора психологических и педагогических наук в области воспитания и развития личности;

- разработать серию учебников, учебных пособий, библиотечек, справочников, альбомов и методических рекомендаций, организовать выпуск видеофильмов и бюллетеня по обмену опытом воспитательной работы;

- создать научно обоснованные правовые, организационные, психолого-педагогические, финансовые и материально-технические условия для эффективного функционирования реформированной системы воспитательной работы с курсантами и слушателями в образовательных учреждениях МВД России, завершить переход на новые принципы отбора, обучения и расстановки кадров, обеспечить правовые и социальные гарантии для личного состава.

3.2. Создание современной нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию, содержание и технологию воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.

На первом этапе (1997 года) планируется выявить потребности образовательных учреждений МВД России в правовом регулировании работы по воспитанию и развитию личности курсантов и слушателей, разработать базовые нормативные документы, регламентирующие эту работу.

На втором этапе (до 2000 года) в системе профессионального образования МВД России предполагается создать юридическую службу, призванную решать задачи совершенствования правового обеспечения деятельности учебных заведений, в том числе и в области воспитательной работы, завершить формирование новой нормативно-правовой базы организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД, отвечающей цели настоящей Концепции.

3.3. Совершенствование организации воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.

На первом этапе (1997 года) предполагается:

- исходя из имеющихся возможностей, определить организационно-штатную структуру воспитательных аппаратов и подготовить пакет нормативно-методических материалов, необходимых для проведения соответствующих преобразований;

- определить порядок и механизм взаимодействия подразделений и служб, осуществляющих профессиональную ориентацию, отбор, обучение, воспитание, научно-методическое, психолого-педагогическое, информационное и материально-техническое обеспечение работы образовательных учреждений МВД России;

- выявить воспитательные возможности содержания каждой учебной дисциплины и внести коррективы в технологию обучения курсантов и слушателей с целью усиления воспитательной направленности образовательного процесса;

- всесторонне использовать потенциал общественных, политических, религиозных, творческих и иных организаций при проведении воспитательной работы с курсантами и слушателями;

- активизировать деятельность органов самоуправления учащихся образовательных учреждений МВД России, обеспечить нормативно-методическое регулирование этого направления работы;

- организовать на базе региональных вузов МВД России подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников воспитательных аппаратов и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений МВД России;

- создать в образовательных учреждениях МВД России кабинеты по методике воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел и психологической реабилитации,

- разработать критерии оценки эффективности воспитательной работы с курсантами и слушателями.

На втором этапе (до 2000 года) планируется:

- осуществить корректировку процесса воспитания и развития личности курсантов и слушателей, руководствуясь целью настоящей Концепции;

- ввести штатные должности заместителей начальников образовательных учреждений МВД России, а также заместителей начальников факультетов (курсов) по воспитательной работе;

- создать на базе групп и лабораторий психофизиологического обеспечения образовательных учреждений МВД России социально-психологические службы, возложив на них функции профессиональной ориентации молодежи, психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса, адаптации выпускников учебных заведений к самостоятельной практической деятельности, а также изучения общественного мнения;

- выявить ценностные ориентации и динамику изменения жизненных планов старшеклассников средних общеобразовательных школ;

- разработать профессионально-квалификационные требования к сотрудникам воспитательных аппаратов и профессорско-преподавательскому составу образовательных учреждений МВД России;

- оптимизировать систему ранней профориентации и допрофессиональной подготовки молодежи в юридических колледжах, лицеях, специализированных классах, группах, на подготовительных отделениях и курсах образовательных учреждений МВД России;

- внедрить в воспитательно-образовательный процесс образовательных учреждений МВД России принципы педагогики сотрудничества и современные технологии, позволяющие стимулировать самостоятельно-творческую работу учащихся по развитию своих профессионально-личностных качеств.

3.4. Совершенствование информационного обеспечения воспитательной работы с курсантами и слушателями на основе современных компьютерных технологий.

На первом этапе (1997 года) предстоит сформировать единую методологию сбора и обработки информации в области воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России, повысить уровень информационной культуры сотрудников путем внедрения в ОВД компьютерной техники, создания курсов повышения квалификации по работе с информационной техникой. Создать банк данных по инновационным технологиям воспитывающего и развивающего обучения.

На втором этапе (до 2000 года) планируется разработать информационную систему диагностики, отслеживания и прогнозирования динамики изменения профессионально-личностных качеств учащихся по годам обучения, а также создать в образовательных учреждениях МВД России информационно-оценочные базы данных о динамике профессионального роста их выпускников. Предполагается ввести в действие информационную систему анализа и прогнозирования состояния воспитательной работы в образовательных учреждениях МВД России.


Текст документа сверен по:
"Воспитательная работа в
органах внутренних дел.
Сборник нормативных актов".
Омск, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»