Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 декабря 1997 года N 2730


Об эксперименте в Санкт-Петербургском Государственном университете

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 9 октября 2013 года N 1129
____________________________________________________________________

Во исполнение приказа Минобразования России от 16.07.97 N 1566 "Об эксперименте в Санкт-Петербургском государственном университете по подготовке преподавателей основной школы на базе бакалавриата", в целях совершенствования подготовки преподавательских кадров и для увеличения возможностей социальной адаптации выпускников высших учебных заведений

приказываю:

1. Ввести в действие Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников бакалавриата для получения дополнительной квалификации "Преподаватель основной школы" (приложение) в качестве нормативного обеспечения эксперимента, проводимого Санкт-Петербургским государственным университетом на срок до 31 июля 2002 года.

2. Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом (Вербицкой Л.А.) и Учебно-методическим объединением университетов (Садовничим В.А.) разработать и представить к 31.12.98 проекты примерных программ по дисциплинам, входящим в Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников бакалавриата для получения дополнительной квалификации "Преподаватель основной школы".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

И.о. Министра
В.М.Жураковский

     

Приложение
к приказу Минобразования России
от 31.12.97 N 2730

     

Государственные требования
к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки
выпускника бакалавриата для получения квалификации
"Преподаватель основной школы"

     
Москва 1997

     

1. Общая характеристика образовательно-профессиональной
программы подготовки преподавателя основной школы

1.1. Назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в основной школе в рамках основной профессиональной подготовки.

1.2. Программа рассчитана для использования при подготовке бакалавров в качестве составной части бакалаврского образовательного стандарта независимо от его общей трудоемкости.

1.3. Квалификация "Преподаватель основной школы" является дополнительной к основной квалификации, получаемой выпускником бакалавриата.

1.4. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения 600 часов (из них не менее 100 часов педагогической практики).

1.5. Целью данной программы является подготовка будущего преподавателя основной школы к следующим видам деятельности:

реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым образовательным стандартам;

разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;

формированию мышления, воспитанию гражданственности, развитию системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества.

1.6. Сферами профессиональной деятельности преподавателя основной школы являются:

школы, лицеи, гимназии и другие образовательные учреждения аналогичного уровня и профиля и различных форм собственности;

организации и предприятия, деятельность которых связана с оказанием образовательных услуг.

2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершивших
обучение по программе подготовки для получения дополнительной
квалификации "Преподаватель основной школы"


Преподаватель основной школы должен:

2.1. Знать:

фундаментальные основы, основные достижения, современные проблемы и тенденции развития соответствующей предметной и научной области, ее взаимосвязи с другими науками;

основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в основной школе, валеологические аспекты образования, психофизические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности детского и подросткового возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий учащихся;

основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики школы, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;

правовые вопросы, связанные с функционированием системы образования.

2.2. Уметь:

использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом учащимися;

использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания учащихся;

создавать творческую атмосферу образовательного процесса.

2.3. Владеть:

основами научно-методической работы в основной школе, навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала (трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование);

основами учебно-методической работы в основной школе, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематикой учебных и воспитательных задач, методами и формами ведения внеклассной работы;

способами создания требовательно-доброжелательной обстановки в образовательном процессе, разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала;

методами формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей учащихся;

основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе.

3. Обязательный минимум содержания профессиональной программы,
обеспечивающей получение дополнительной квалификации
"Преподаватель основной школы"

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов на освоение материала

ОД. 00.

По циклу общепрофессиональных дисциплин.

180 часов

ОД.01.

Исторические и современные направления в педагогике.

Образовательная система и ее элементы. Исторические типы образования. Образовательный процесс. Образовательный маршрут. Ранг образовательной системы. Культуральные и этнические факторы регуляции отношений между субъектами образовательного процесса. Нормативно-правовые аспекты управления образовательным процессом. Концептуализация образовательного процесса. Эмпирические показатели функционирования образовательной системы. Структура современного образовательного пространства.

Социоцентрические, антропоцентрические, теоцентрические, техноцентрические педагогические концепции. Инновационные процессы в современной педагогике. Историческое значение опыта советской школы. Педагогика русского зарубежья. Педагогика прагматизма. Педагогика экзистенциализма. Футурологические педагогические концепции.

70 часов

ОД.02.

Информационные технологии в учебном процессе. Методики применения аудио- и видеосредств в образовательных программах; принципы построения автоматизированных обучающих и контролирующих комплексов; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе; использование локальных и глобальных информационных и телекоммуникационных сетей в сфере образования; приобретение практических навыков.

50 часов

ОД.03.

Курсы по выбору.

Курсы по выбору должны включать в себя методы психолого-педагогическом диагностики.

60 часов

СД.00.

Специальные дисциплины

320 часов

СД.01.

История и методология (соответствующей науки). История возникновения и развития (соответствующей науки); основные понятия и категории. Методологические аспекты науки и ее приложений; место данной науки в системе научных знаний; междисциплинарные связи; роль наиболее выдающихся ученых в развитии данной науки; возникновение новых научных направлений (особенно в двадцатом столетии).

50 часов

СД.02.

Методика преподавания.

Основы дидактики (наименование предмета); содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса (наименование предмета); различные подходы к изучению основных тем школьного курса (наименование предмета); методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения; методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников и методической литературы по (наименование предмета); организация учебной деятельности учащихся, разработка планов и конспектов занятий; методика внеклассной работы по (наименование предмета).

70 часов

СД.03.

Практикумы и тренинги.

Развитие и закрепление практических навыков по (наименование предмета); тренинг навыков публичного выступления, общение и ведение дискуссий; практикум по использованию аудиовизуальных средств обучения, практикум по решению школьных и олимпиадных задач; практикум по организации внеклассной работы по (наименование предмета); практикум по игровым формам работы; практикум по основам создания доступного текста, взаимодополнение текста и иллюстраций и т.п.

70 часов

СД.04.

Детская (генетическая и дифференциальная) психология.

Понятие онтогенеза, понятие возраста, метрическая и топологическая характеристика этапов возрастного развития, современные варианты периодизации возрастного развития, биологическая зрелость, сензитивные периоды развития, явления акселерации и ретардации, дифференциально-типологические особенности, учет особенностей половой дифференциации в обучении и воспитании, понятие жизненного пути, индивидуальные особенности.

70 часов

СД.05.

Курсы по выбору.

Курсы по выбору должны дополнять и усиливать предметную подготовку, то есть быть близкими к практикумам.

60 часов

ПП.00.

Педагогическая практика.

Пассивная педагогическая практика, активная педагогическая практика, стимулирование интересов к профессиональной педагогической деятельности, выработка профессиональной педагогической позиции, формирование умений проектировать учебно-воспитательный процесс, осуществлять педагогический замысел в условиях реального взаимодействия с обучаемыми, анализировать учебно-воспитательный процесс и его результаты.

не менее 100 часов (или 4 недели)

И.00.

Итоговая государственная аттестация. Защита квалификационной работы; государственный квалификационный экзамен, включающий цикл психолого-педагогических дисциплин.


Примечание.

Вуз (факультет) имеет право:

1. Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой.

2. Перезачитывать лицам, осваивающим данную программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования.

3. Использовать настоящую программу для лиц, имеющих законченное высшее образование, в рамках факультетов и отделений повышения квалификации преподавателей. При условии полного выполнения программы присваивать им квалификацию "Преподаватель основной школы" с выдачей соответствующего сертификата.


Текст документа сверен по:

"Образование в документах",

N 6, 1998 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»