____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минобрнауки России от 9 октября 2013 года N 1129
____________________________________________________________________
Во исполнение приказа Минобразования России от 16.07.97 N 1566 "Об эксперименте в Санкт-Петербургском государственном университете по подготовке преподавателей основной школы на базе бакалавриата", в целях совершенствования подготовки преподавательских кадров и для увеличения возможностей социальной адаптации выпускников высших учебных заведений
приказываю:
1. Ввести в действие Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников бакалавриата для получения дополнительной квалификации "Преподаватель основной школы" (приложение) в качестве нормативного обеспечения эксперимента, проводимого Санкт-Петербургским государственным университетом на срок до 31 июля 2002 года.
2. Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.) совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом (Вербицкой Л.А.) и Учебно-методическим объединением университетов (Садовничим В.А.) разработать и представить к 31.12.98 проекты примерных программ по дисциплинам, входящим в Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников бакалавриата для получения дополнительной квалификации "Преподаватель основной школы".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. Министра
В.М.Жураковский
Государственные требования
к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки
выпускника бакалавриата для получения квалификации
"Преподаватель основной школы"
Москва 1997
1.1. Назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в основной школе в рамках основной профессиональной подготовки.
1.2. Программа рассчитана для использования при подготовке бакалавров в качестве составной части бакалаврского образовательного стандарта независимо от его общей трудоемкости.
1.3. Квалификация "Преподаватель основной школы" является дополнительной к основной квалификации, получаемой выпускником бакалавриата.
1.4. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения 600 часов (из них не менее 100 часов педагогической практики).
1.5. Целью данной программы является подготовка будущего преподавателя основной школы к следующим видам деятельности:
реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым образовательным стандартам;
разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;
формированию мышления, воспитанию гражданственности, развитию системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества.
1.6. Сферами профессиональной деятельности преподавателя основной школы являются:
школы, лицеи, гимназии и другие образовательные учреждения аналогичного уровня и профиля и различных форм собственности;
организации и предприятия, деятельность которых связана с оказанием образовательных услуг.
Преподаватель основной школы должен:
2.1. Знать:
фундаментальные основы, основные достижения, современные проблемы и тенденции развития соответствующей предметной и научной области, ее взаимосвязи с другими науками;
основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в основной школе, валеологические аспекты образования, психофизические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности детского и подросткового возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий учащихся;
основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики школы, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
правовые вопросы, связанные с функционированием системы образования.
2.2. Уметь:
использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом учащимися;
использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания учащихся;
создавать творческую атмосферу образовательного процесса.
2.3. Владеть:
основами научно-методической работы в основной школе, навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала (трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование);
основами учебно-методической работы в основной школе, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематикой учебных и воспитательных задач, методами и формами ведения внеклассной работы;
способами создания требовательно-доброжелательной обстановки в образовательном процессе, разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала;
методами формирования навыков самостоятельной работы, развития творческих способностей учащихся;
основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном процессе.
Индекс | Наименование дисциплин и их основные разделы | Всего часов на освоение материала |
ОД. 00. | По циклу общепрофессиональных дисциплин. | 180 часов |
ОД.01. | Исторические и современные направления в педагогике. Образовательная система и ее элементы. Исторические типы образования. Образовательный процесс. Образовательный маршрут. Ранг образовательной системы. Культуральные и этнические факторы регуляции отношений между субъектами образовательного процесса. Нормативно-правовые аспекты управления образовательным процессом. Концептуализация образовательного процесса. Эмпирические показатели функционирования образовательной системы. Структура современного образовательного пространства. Социоцентрические, антропоцентрические, теоцентрические, техноцентрические педагогические концепции. Инновационные процессы в современной педагогике. Историческое значение опыта советской школы. Педагогика русского зарубежья. Педагогика прагматизма. Педагогика экзистенциализма. Футурологические педагогические концепции. | 70 часов |
ОД.02. | Информационные технологии в учебном процессе. Методики применения аудио- и видеосредств в образовательных программах; принципы построения автоматизированных обучающих и контролирующих комплексов; применение пакетов прикладных программ в учебном процессе; использование локальных и глобальных информационных и телекоммуникационных сетей в сфере образования; приобретение практических навыков. | 50 часов |
ОД.03. | Курсы по выбору. Курсы по выбору должны включать в себя методы психолого-педагогическом диагностики. | 60 часов |
СД.00. | Специальные дисциплины | 320 часов |
СД.01. | История и методология (соответствующей науки). История возникновения и развития (соответствующей науки); основные понятия и категории. Методологические аспекты науки и ее приложений; место данной науки в системе научных знаний; междисциплинарные связи; роль наиболее выдающихся ученых в развитии данной науки; возникновение новых научных направлений (особенно в двадцатом столетии). | 50 часов |
СД.02. | Методика преподавания. Основы дидактики (наименование предмета); содержание и структура школьных программ и учебников; вопросы частных методик, относящихся к основным темам школьного курса (наименование предмета); различные подходы к изучению основных тем школьного курса (наименование предмета); методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся; таксономия учебных задач; новые технологии обучения; методы диагностики знаний учащихся; анализ учебников и методической литературы по (наименование предмета); организация учебной деятельности учащихся, разработка планов и конспектов занятий; методика внеклассной работы по (наименование предмета). | 70 часов |
СД.03. | Практикумы и тренинги. Развитие и закрепление практических навыков по (наименование предмета); тренинг навыков публичного выступления, общение и ведение дискуссий; практикум по использованию аудиовизуальных средств обучения, практикум по решению школьных и олимпиадных задач; практикум по организации внеклассной работы по (наименование предмета); практикум по игровым формам работы; практикум по основам создания доступного текста, взаимодополнение текста и иллюстраций и т.п. | 70 часов |
СД.04. | Детская (генетическая и дифференциальная) психология. Понятие онтогенеза, понятие возраста, метрическая и топологическая характеристика этапов возрастного развития, современные варианты периодизации возрастного развития, биологическая зрелость, сензитивные периоды развития, явления акселерации и ретардации, дифференциально-типологические особенности, учет особенностей половой дифференциации в обучении и воспитании, понятие жизненного пути, индивидуальные особенности. | 70 часов |
СД.05. | Курсы по выбору. Курсы по выбору должны дополнять и усиливать предметную подготовку, то есть быть близкими к практикумам. | 60 часов |
ПП.00. | Педагогическая практика. Пассивная педагогическая практика, активная педагогическая практика, стимулирование интересов к профессиональной педагогической деятельности, выработка профессиональной педагогической позиции, формирование умений проектировать учебно-воспитательный процесс, осуществлять педагогический замысел в условиях реального взаимодействия с обучаемыми, анализировать учебно-воспитательный процесс и его результаты. | не менее 100 часов (или 4 недели) |
И.00. | Итоговая государственная аттестация. Защита квалификационной работы; государственный квалификационный экзамен, включающий цикл психолого-педагогических дисциплин. |
Примечание.
Вуз (факультет) имеет право:
1. Осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров, обеспечивающих реализацию минимума содержания дисциплин, определяемого данной программой.
2. Перезачитывать лицам, осваивающим данную программу, дисциплины, которые изучались ими в период обучения по основным образовательным программам высшего профессионального образования.
3. Использовать настоящую программу для лиц, имеющих законченное высшее образование, в рамках факультетов и отделений повышения квалификации преподавателей. При условии полного выполнения программы присваивать им квалификацию "Преподаватель основной школы" с выдачей соответствующего сертификата.
Текст документа сверен по:
"Образование в документах",
N 6, 1998 год