ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
ПИСЬМО

от 27 марта 2003 года N 27-14/13306

     

О применении главы 30 КоАП РФ

(с изменениями на 15 декабря 2003 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ГТК России от 12 мая 2003 года N 491 (вступил в силу с 1 июня 2003 года);

письмом ГТК России от 15 декабря 2003 года N 27-14/48745.

____________________________________________________________________



Направляем перечень проблемных вопросов о порядке применения положений главы 30 КоАП РФ для использования в работе при пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях.

Не применять пункты 11, 16, 17 Рекомендаций по рассмотрению жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях и нарушениях таможенных правил, направленных письмом ГТК России от 25.06.2002 N 01-06/24891.

Начальникам таможенных управлений обеспечить доведение настоящего письма до сведения таможенных органов региона.

Начальник Управления контроля
соблюдения законодательства
в таможенном деле
генерал-лейтенант таможенной службы
З.Я.Амиров

     

     

Приложение
(с изменениями на 15 декабря 2003 года)

1. Каким образом осуществляется пересмотр постановления по делу об административном правонарушении в случае подачи на него жалобы и принесения протеста?

Если в вышестоящий таможенный орган поступила жалоба и принесен протест на одно и то же постановление по делу об административном правонарушении, пересмотр такого постановления должен осуществляться по обоим основаниям. Это означает, что рассмотрение жалобы и протеста должно проводиться в одном производстве и по результатам рассмотрения должно приниматься одно решение.

Иной порядок рассмотрения невозможен в связи со следующим.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее рассмотрение, не связано доводами жалобы (протеста) и проверяет дело в полном объеме. Приведенная норма предполагает, что в результате пересмотра постановления по делу независимо от оснований пересмотра и доводов заявителя судья, орган, должностное лицо не может принять различные по своему содержанию решения. Поскольку решение по жалобе (протесту) принимается должностным лицом от имени вышестоящего таможенного органа, повторный пересмотр постановления по делу об административном правонарушении этим органом невозможен.

При условии соблюдения сроков и порядка подачи жалобы (принесения протеста) лицо, обратившееся с жалобой, и прокурор, принесший протест, имеют равные права на рассмотрение их обращения вышестоящим таможенным органом в соответствии с процедурой, установленной федеральным законом. Следовательно, таможенный орган не может оказать предпочтение в принятии к рассмотрению жалобы либо протеста. Учитывая, что по результатам пересмотра постановления по делу может быть принято только одно решение, рассмотрение всех имеющихся в таможенном органе обращений, касающихся одного постановления по делу, должно проводиться в одном производстве. Такой подход не только позволит соблюсти права участников производства по делу, но и обеспечит объективность, всесторонность, полноту рассмотрения постановления, принятие по нему наиболее правильного решения.

Рассмотрение жалобы и протеста в одном производстве должно происходить следующим образом. Рассмотрение жалобы и протеста назначается на одну дату и время. Если по одному из поступивших обращений уже назначена дата и время рассмотрения и вызваны лица, участие которых в рассмотрении признано необходимым, должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу (протест), принимает все возможные меры к уведомлению о дате, времени и месте рассмотрения жалобы (протеста) лица, обращение которого поступило позднее. В случае неявки одного из заявителей в назначенный день рассмотрения, отсутствии информации о его надлежащем извещении и непоступлении от него ходатайства о проведении рассмотрения в его отсутствие принимается решение об отложении рассмотрения. Заявителю, прибывшему на рассмотрение, объявляется под расписку дата и время нового рассмотрения.

В случае поступления в вышестоящий таможенный орган жалобы (протеста прокурора) на постановление по делу об административном правонарушении, ранее пересмотренное в связи с протестом прокурора (жалобой), выносится решение об отказе в принятии жалобы (протеста) к рассмотрению на том основании, что по обжалованному (опротестованному) постановлению уже имеется решение таможенного органа. Статья 23 Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которой протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению, не предполагает обязательного рассмотрения протеста по существу, а свидетельствует о том, что прокурору в любом случае должен быть направлен ответ.

2. Может ли жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела быть подана потерпевшим?

Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано потерпевшим.

В соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Общественные отношения, охраняемые государством, которым причиняется вред совершаемым деянием и с посягательством на которые связано наступление административной ответственности, выступают объектом правонарушения.

Объектом нарушений таможенных правил, ответственность за которые установлена главой 16 КоАП РФ, являются правоотношения в сфере таможенного дела. Согласно статье 1 ТК РФ таможенное дело составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Административные правонарушения, совершаемые в сфере таможенного дела, посягают на нарушение установленных таможенным законодательством требований и предписаний, в связи с чем вред, причиненный этими правонарушениями, наносится интересам государства, а не физическим и юридическим лицам.

Таким образом, физическое или юридическое лицо не может принимать участие в производстве по делу об административном правонарушении в области таможенного дела в качестве потерпевшего.

3. Каковы действия таможенного органа при получении жалобы, адресованной арбитражному суду, жалобы, ошибочно адресованной суду, таможенному органу, которые не уполномочены рассматривать данную жалобу, или жалобы, в которой не указано, кому она адресована?

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Установленный  § 2 главы 25 АПК РФ порядок обжалования решения административного органа о привлечении к административной ответственности предусматривает направление заявления непосредственно в арбитражный суд по форме, приведенной в статьях 125 или 209 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие направление его копии органу, вынесшему оспариваемое решение. Несоблюдение указанного порядка подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к ответственности является основанием для оставления арбитражным судом заявления без движения и последующего его возвращения.

Приведенные обстоятельства исключают возможность пересылки в арбитражный суд жалобы, ошибочно направленной заявителем в таможенный орган, вынесший постановление, или вышестоящий таможенный орган. В случае подачи жалобы, адресованной арбитражному суду, таможенный орган, в который поступила жалоба, разъясняет лицу действующий порядок обжалования постановления в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Действующий порядок обжалования разъясняется лицу также и в том случае, когда предметом жалобы, поступившей в таможенный орган, является постановление (решение), вынесенное судом общей юрисдикции (арбитражным судом).

В соответствии с частью 1 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу, поданная судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу, направляется ими со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. В том случае, когда жалоба ошибочно адресована суду, органу, должностному лицу, которые не уполномочены рассматривать данную жалобу, она передается по назначению судье, органу, должностному лицу, правомочным ее рассматривать в соответствии с положениями части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.

С учетом пункта 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ жалобу на постановление, вынесенное должностным лицом таможенного органа, уполномочен рассматривать как вышестоящий таможенный орган, так и суд (общей юрисдикции или арбитражный). Неуказание заявителем, кому именно он адресует свою жалобу, не является основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению. Если в жалобе не указано, адресована ли она вышестоящему таможенному органу либо суду, жалоба направляется для рассмотрения в вышестоящий таможенный орган, за исключением случаев, когда ее рассмотрение не относится к его компетенции.

4. Вправе ли лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу, отказаться от жалобы?

Право обжалования решений, действий или бездействия государственных и общественных органов и должностных лиц является неотъемлемым правом лица, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Право на обжалование осуществляется по усмотрению лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. Это предполагает, что в любой момент до принятия решения по жалобе лицо вправе отказаться от нее на основании своего письменного заявления.

Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении принадлежит лицу, в отношении которого оно вынесено. Следовательно, указанное лицо вправе отказаться в том числе от жалобы, поданной его защитником. Напротив, отказ от жалобы по заявлению защитника допускается только в случае, когда такое полномочие прямо предусмотрено в документе, удостоверяющем его полномочия.

В случае отказа от жалобы постановление по делу пересмотру не подлежит, за исключением поступления протеста прокурора. Лица, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы и вызванные для участия в ее рассмотрении, уведомляются о поступлении заявления об отказе от жалобы незамедлительно. Защитник, подавший жалобу, уведомляется об отказе от жалобы, заявленном лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу, независимо от того, был ли он извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы. Лицу, подавшему жалобу, должны быть возвращены оригиналы приложенных к жалобе документов.

Если заявление об отказе от жалобы поступило в вышестоящий таможенный орган после принятия по ней решения, вышестоящий таможенный орган не принимает отказ от жалобы, о чем уведомляет лицо, обратившееся с таким заявлением, в течение трех суток со дня его поступления.

Отказ от жалобы не лишает лицо права на повторную подачу жалобы в вышестоящий таможенный орган. Повторная жалоба подается в установленном порядке в пределах общих сроков подачи жалобы с возможностью их восстановления, если причины пропуска срока будут признаны уважительными.

5. По каким основаниям и на какой стадии рассмотрения жалобы таможенный орган вправе отказать в принятии жалобы к рассмотрению? Вправе ли лицо обратиться с повторной жалобой после отказа в принятии ее к рассмотрению?

Главой 30 КоАП РФ прямо не предусмотрены основания отказа в принятии жалобы к рассмотрению. Однако установление определенных требований к порядку и срокам подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении указывает на наличие такой возможности.

1) Частью 1 статьи 30.1 КоАП РФ определен круг лиц, которыми может быть обжаловано постановление по делу об административном правонарушении. Применительно к административным правонарушениям в сфере таможенного дела такими лицами являются лицо, в отношении которого вынесено постановление, его защитник или законный представитель.

2) В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу может быть подана в течение десяти суток со дня вручения лицу, в отношении которого вынесено постановление по делу, или получения этим лицом копии постановления. Рассмотрение жалобы, поданной с нарушением указанного срока, возможно только в случае его восстановления на основании части 2 статьи 30.3 КоАП РФ.

3) Согласно части 2 статьи 30.1 КоАП РФ в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. Решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий суд (статья 30.9 КоАП РФ).

4) После рассмотрения жалобы вышестоящим таможенным органом постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение по жалобе могут быть обжалованы только в судебном порядке (статья 30.9 КоАП РФ).

Приведенные положения позволяют сделать вывод о том, что вышестоящий таможенный орган не имеет полномочий рассматривать жалобу и, следовательно, должен отказать в принятии ее к рассмотрению в следующих случаях:

1) жалоба подана лицом, не имеющим полномочий на ее подачу, либо полномочия которого не подтверждены надлежащим образом;

2) не соблюден установленный срок обжалования и лицо не обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока либо причины его пропуска не были признаны уважительными;

3) жалоба на обжалуемое постановление одновременно подана лицом в суд либо по ней вынесено судебное решение;

4) по обжалуемому постановлению имеется решение таможенного органа, в который жалоба поступила для рассмотрения, либо вышестоящего по отношению к нему таможенного органа.

Не может быть отказано в принятии жалобы к рассмотрению в связи с неуказанием, какому должностному лицу она адресована, неверным указанием должностного положения или фамилии этого лица, а также по иным формальным основаниям.

Отказ в принятии жалобы к рассмотрению означает, что жалоба не может быть рассмотрена по существу, то есть по ней не может быть принято решение, предусмотренное частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ. Лицу, обратившемуся с жалобой, во всяком случае направляется мотивированный ответ с изложением причин, в связи с которыми жалоба не была рассмотрена по существу.

Вопрос об отказе в принятии жалобы к рассмотрению решается должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, как правило, на стадии подготовки к ее рассмотрению. В случае установления причин, препятствующих рассмотрению жалобы по существу, на стадии рассмотрения жалобы в принятии жалобы к рассмотрению может быть отказано и в ходе ее рассмотрения.

В связи с тем, что Временным порядком регистрации и учета жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях*, утвержденным приказом ГТК России от 25 июня 2002 года N 666, не установлен порядок регистрации в подразделении контроля соблюдения законодательства решения об отказе в принятии жалобы к рассмотрению об отказе в принятии жалобы к рассмотрению лицо уведомляется письмом на бланке таможенного органа, которое регистрируется подразделением отдела документационного обеспечения (абзац в редакции, введенной в действие с 1 июня 2003 года приказом ГТК России от 12 мая 2003 года N 491, - см. предыдущую редакцию).

________________

* В названии и тексте приказа ГТК России от 25 июня 2002 года N 666, а также в названии и тексте Временного порядка, утвержденного указанным приказом слова: "Временный порядок" с 1 июня 2003 года заменены словом: "Порядок" в соответствующем падеже на основании приказа ГТК России от 12 мая 2003 года N 491. - Примечание "КОДЕКС".

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа в принятии жалобы к рассмотрению, лицо вправе вновь обратиться с жалобой либо заявить ходатайство о рассмотрении первоначальной жалобы согласно общеустановленному порядку. Сам факт отказа в принятии жалобы к рассмотрению не является основанием для отказа лицу в праве на обжалование. Вместе с тем жалоба может быть рассмотрена уполномоченным должностным лицом только в случае удовлетворения ходатайства лица о восстановлении пропущенного срока обжалования.

6. По каким причинам должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, может восстановить пропущенный срок обжалования постановления?

В соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен по письменному ходатайству лица, обратившегося с жалобой. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока может как содержаться в тексте жалобы, так и быть подано в виде самостоятельного документа, и должно содержать указание на причины пропуска срока. К указанному ходатайству должны быть приложены документы, подтверждающие причины пропуска срока.

Привести исчерпывающий перечень причин, которые могут признаваться должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, уважительными, невозможно. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, исходя из представленных в подтверждение причин пропуска срока документов. В целом, уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.


7. Вправе ли лицо, правомочное рассматривать жалобу, восстановить прокурору пропущенный срок принесения протеста?

Согласно статье 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Следовательно, лицо обладает правом обжаловать только не вступившее в законную силу постановление по делу. Вступившее в законную силу постановление по делу может быть пересмотрено в связи с жалобой лица лишь в случае восстановления должностным лицом таможенного органа пропущенного срока обжалования (часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 30.10 КоАП РФ принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу осуществляется в сроки, установленные статьей 30.3 КоАП РФ. Ссылка на статью 30.3 КоАП РФ обусловлена тем, что в соответствии с указанными в этой статье сроками определяется момент вступления постановления в законную силу. В частности, восстановление лицу, подавшему жалобу на вступившее в законную силу постановление по делу, срока обжалования, переносит на более поздний срок момент вступления постановления в законную силу, предоставляя тем самым возможность прокурору опротестовать это постановление в порядке статьи 30.10 КоАП РФ.

Рассматривать часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ как возможность восстановления срока принесения протеста прокурору неверно, поскольку для постановлений, вступивших в законную силу, предусмотрен отдельный порядок опротестования в соответствии со статьей 30.11 КоАП РФ.

Закрепление возможности восстановления срока обжалования связано с тем, что пропуск указанного срока погашает само право на обжалование. С пропуском срока принесения протеста в вышестоящий административный орган право на принесение протеста не погашается, а лишь меняется порядок его реализации.

Учитывая изложенное, в случае поступления вместе с протестом прокурора на вступившее в законную силу постановление ходатайства о восстановлении пропущенного срока должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, письмом на бланке таможенного органа уведомляет прокурора о невозможности рассмотрения протеста по существу в связи с установленным статьей 30.11 КоАП РФ порядком принесения протеста и возвращает прокурору протест вместе с материалами дела.

8. Обязательно ли уведомление лица, подавшего жалобу, о дате, времени и месте ее рассмотрения? В каких случаях жалоба может быть рассмотрена в отсутствие этого лица?

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»