____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2004 года на основании
приказа ГТК России от 28 ноября 2003 года N 1356
____________________________________________________________________
В целях совершенствования организации таможенного контроля на основании статей 180 и 194 Таможенного кодекса Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, N 31, ст.1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2397; 1996, N 1, ст.4; 1997, N 30, ст.3586; 1997, N 47, ст.5341; 1999, N 7, ст.879, 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2002, N 22, ст.2026; 2002, N 27 , ст.2620)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по проверке таможенной декларации, документов и сведений при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России:
а) обеспечить поэтапный переход на производство проверки таможенной декларации, документов и сведений при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (далее - документальный контроль) одним должностным лицом таможенного органа, за исключением приведения приема, регистрации и учета таможенных деклараций, а также таможенного досмотра;
б) допускать производство документального контроля одним должностным лицом таможенного органа при наличии в данном таможенном органе средств вычислительной техники, средств связи, а также аттестованной и в полном объеме введенной в эксплуатацию согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России, включенной в Фонд алгоритмов и программ ГНИВЦ ГТК России, комплексной автоматизированной системы таможенного оформления (КАСТО), в части осуществления документального контроля;
в) допускать при отсутствии на одном таможенном посту или в отделе таможенного оформления и таможенного контроля введенного в эксплуатацию КАСТО производство документального контроля как одним, так и несколькими должностными лицами таможенного органа, с учетом местных условий, категории оформляемых товаров, уровня их налогообложения, а также иных факторов, влияющих на качество проведения таможенного контроля;
г) допускать проведение документального контроля и осуществление приема, регистрации и учета таможенных деклараций одним должностным лицом таможенного органа, если совмещение указанных операций не оказывает влияние на качество проведения таможенного контроля и не увеличивает время на прием и регистрацию декларации, а также общий срок ее проверки.
3. Управлению спецтехники и автоматизации таможенных технологий (Л.М.Ухлинов), ГНИВЦ ГТК России (С.Л.Гусев), Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов), Главному управлению федеральных таможенных доходов (Э.А.Сафаров), Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О.Кудряшев), Управлению организации контроля таможенной стоимости (В.Э.Саркисов), Управлению валютного контроля (А.В.Соболев) в месячный срок со дня подписания приказа разработать:
- порядок аттестации и требования к КАСТО;
- методику автоматизированной обработки сведений, представляемых при декларировании товаров с использованием КАСТО.
4. Главному управлению кадров (В.П.Кудрявцев) при составлении и утверждении планов профессионального обучения и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов учитывать положения Инструкции по проверке таможенной декларации, документов и введении при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в части проведения документального контроля одним должностным лицом таможенного органа.
5. Главному управлению организации таможенного контроля (А.В.Галактионов), Главному управлению федеральных таможенных доходов (Э.А.Сафаров), Главному управлению тарифного и нетарифного регулирования (А.О.Кудряшев), Управлению валютного контроля (А.В.Соболев), Управлению организации контроля таможенной стоимости (В.Э.Саркисов), Правовому управлению (Г.В. Баландина), начальникам региональных таможенных управлений провести анализ нормативно-правовой базы и по его итогам, в пределах своей компетенции, принять меры к отмене нормативных правовых актов ГТК России, ненормативных правовых актов региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, устанавливающих необходимость передачи для согласования или принятия решения предъявленных для таможенного контроля документов в уполномоченные подразделения таможенных органов и влияющих на увеличение сроков проверки таможенной декларации.
6. Признать приказы ГТК России от 31.07.2001 N 748 "О порядке проведения этапов основного таможенного оформления товаров и транспортных средств" и от 10.07.96 N 429 "О мерах по усилению таможенного контроля" утратившими силу.
7. Первому заместителю председателя ГТК России Л.А.Лозбенко осуществлять контроль за исполнением настоящего приказа.
Председатель Комитета
действительный государственный советник
таможенной службы
Российской Федерации
М.В.Ванин
ИНСТРУКЦИЯ
по проверке таможенной декларации, документов
и сведений при декларировании товаров, перемещаемых
через таможенную границу Российской Федерации
1.1. Настоящая Инструкция по проверке таможенной декларации, документов и сведений при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (далее - Инструкция), определяет перечень и последовательность действий должностного лица таможенного органа Российской Федерации (далее - должностное лицо) в ходе осуществления проверки грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), заполненной с использованием бланков ТД1 (основной лист) и формы ТД2 (добавочный лист), а также составленнного декларантом заявления в установленных законодательством Российской Федерации случаях (далее - Заявление), при декларировании товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
1.2. Проверку ГТД или Заявлений (далее - таможенная декларация), документов и сведений за исключением таможенного досмотра при декларировании товаров осуществляют таможенные посты (ТП) и отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТОТК).
1.3. Перед проведением документального контроля осуществляется проверка наличия документов и сведений, необходимых для начала проверки таможенной декларации, а также ее прием и регистрация в порядке, установленном нормативными правовыми актами ГТК России.
В ходе проведения документального контроля должностное лицо вправе указать на необходимость обязательного таможенного досмотра товаров. В этом случае на оборотной стороне таможенной декларации указанное должностное лицо делает запись "С досмотром", указывая краткое обоснование такого решения и информирует об этом начальника ТП (ОТОТК). Принятие решения о проведении таможенного досмотра и его проведение осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами ГТК России.
1.4. При осуществлении документального контроля должностное лицо проводит следующие операции:
а) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, о наименовании товаров, его количественных данных (количество мест, вес и пр.) со сведениями, содержащимися в документах, представленных в таможенный орган для проверки декларации;
б) контроль правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России;
в) контроль правильности определения страны происхождения товаров;
г) контроль соблюдения актов законодательства Российской Федерации, устанавливающих запреты и ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации отдельных товаров (далее - запреты и ограничения);
д) валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
е) контроль правильности определения таможенной стоимости;
ж) контроль таможенных платежей;
з) контроль соблюдения требований и условий заявленного таможенного режима;
и) выпуск (условный выпуск) товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
1.5. Принятие таможенным органом таможенной декларации оформляется путем проставления должностным лицом регистрационного номера. Принятая таможенная декларация регистрируется в электронном виде в Журнале регистрации грузовых таможенных деклараций (далее - Журнал). Правила принятия таможенным органом таможенной декларации, форма Журнала, а также порядок внесения в него информации определяется нормативными правовыми актами ГТК России.
2.1. При осуществлении проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, сведениям, содержащимся в документах, представленных в таможенный орган для проверки декларации, должностное лицо осуществляет:
а) проверку количественных данных (количество мест, вес и пр.);
б) проверку стоимостных данных;
в) проверку сведений о контракте, коммерческих, транспортных и иных документах, представленных для таможенных целей (паспорте сделки, документе контроля за доставкой товаров, документе учета, и т.д.).
2.2. При контроле правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации для целей идентификации товара, а также классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;
б) проверку соответствия описания товара в ГТД установленным требованиям;
в) контроль правильности определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России в случаях, отнесенных к компетенции ТП (ОТОТК);
г) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о классификации товаров, принятых вышестоящими таможенными органами в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России.
2.3. При контроле страны происхождения декларируемых товаров должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в ГТД для определения страны происхождения товара и предоставления соответствующих тарифных льгот и преференций;
б) проверку документов и сведений, подтверждающих происхождение товаров и предоставление в связи с этим тарифных льгот и преференций, в случаях, отнесенных к компетенции ГП (ОТОТК);
в) проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в решениях о происхождении товаров, принятых вышестоящими таможенными органами в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России.
2.4. При контроле соблюдения запретов и ограничений должностное лицо осуществляет:
а) контроль достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в целях соблюдения лицом, перемещающим товары, запретов и ограничений;
б) проверку достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, включенные в реестр ГТК России;
в) проверку наличия и правильности оформления разрешений, лицензий, сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также сведений, подтверждающих прохождение ветеринарного, фитосанитарного и иных видов государственного контроля;
2.5. При осуществлении валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок должностное лицо производит:
а) проверку соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенный контроль требованиям валютного законодательства и законодательства о регулировании внешнеторговых бартерных сделок;
б) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;
в) передачу в подразделение по валютному контролю таможенного органа информации об обнаруженных нарушениях валютного законодательства, не входящих в компетенцию таможенных органов.
2.6. При контроле правильности определения таможенной стоимости должностное лицо осуществляет:
а) проверку правильности выбора декларантом метода определения таможенной стоимости товаров;
б) проверку правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости на основании представленных декларантом документов и сведений;
в) при необходимости формирование запроса о предоставлении дополнительных документов и сведений в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России;
г) процедуру проведения временной (условной) оценки товаров в соответствии с полномочиями ТП (ОТОТК), предоставленными нормативными правовыми актами ГТК России;
д) принятие решений по таможенной стоимости товаров, в соответствии с полномочиями ТП (ОТОТК), предоставленными нормативными правовыми актами ГТК России;
е) корректировку таможенной стоимости товаров в соответствии с полномочиями ТП (ОТОТК), предоставленными нормативными правовыми актами ГТК России.
2.7. При контроле таможенных платежей должностное лицо осуществляет:
а) проверку правильности исчисления таможенных платежей с составлением документа контроля таможенных платежей (далее - документ контроля);
б) проверку фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа;
в) проверку наличия решения ГТК России о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, а также наличия документа, подтверждающего обеспечение уплаты таможенных платежей, зарегистрированного в соответствии с установленным порядком в специализированном подразделении таможенного органа, осуществляющем контроль и учет таможенных платежей;
г) проверку наличия достаточных правовых оснований для предоставления заявленных льгот либо применения особого порядка исчисления и уплаты таможенных платежей, при наличии соответствующих подтверждений подразделения таможенного органа, осуществляющего контроль и учет таможенных платежей;
(Предоставление тарифных и налоговых льгот при применении особого порядка уплаты таможенных платежей производится только при наличии соответствующего подтверждения указанного подразделения).
д) начисление пеней за просрочку уплаты таможенных платежей в случае нарушения сроков подачи таможенной декларации;
е) проверку наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате:
- таможенных платежей;
- процентов за использованную отсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам;