УТВЕРЖДЕН
31 марта 1989 года
N 328
ПРЕЙСКУРАНТ N 10-01
ТАРИФЫ
НА ГРУЗОВЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
ТАРИФНОЕ РУКОВОДСТВО N 1 МИНИСТЕРСТВА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ СССР
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с вступлением в силу
с 19 сентября 2003 года Прейскуранта N 10-01, утвержденного
постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 года N 47-т/5
____________________________________________________________________
Часть I
Правила применения тарифов
Номенклатура грузов
Алфавит к номенклатуре грузов
Вводится в действие с 1 января 1990 года
1. Тарифы на перевозку, а также сборы и штрафы настоящего прейскуранта применяются на всех линиях железных дорог широкой и узкой колеи общей сети Министерства путей сообщения СССР, включенных в постоянную эксплуатацию, для всех грузоотправителей и грузополучателей.
2. Тарифы на перевозку грузов, пассажиров и багажа по железнодорожным линиям широкой и узкой колеи, входящим в общую сеть железных дорог СССР и принятым в постоянную эксплуатацию, утверждаются Государственным комитетом СССР по ценам.
Сборы за операции, связанные с перевозкой грузов (хранение и взвешивание грузов, подача вагонов на железнодорожные подъездные пути, погрузочно-разгрузочные работы и др.), утверждаются Министерством путей сообщения СССР по согласованию с Государственным комитетом СССР по ценам.
Тарифы и сборы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по линиям, входящим в общую сеть железных дорог СССР, но не имеющим примыкания к ней; на перевозку грузов с одного подъездного пути на другой подъездной путь с выходом на пути общего пользования в пределах одной станции; исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров; комиссионные сборы и сборы за необязательные для железных дорог операции; ставки арендной платы за пользование подвижным составом Министерства путей сообщения СССР, правила исчисления тарифных расстояний, провозных платежей, сборов и штрафов утверждаются Министерством путей сообщения СССР.
Начальники железных дорог в порядке местных тарифов утверждают: тарифы на перевозку грузов и пассажиров на всех железнодорожных ветках, не включенных в общую сеть железных дорог СССР; исключительные пониженные (со скидкой до 25% от общих тарифов) тарифы на перевозку грузов в местном сообщении в устойчивых направлениях движения порожних вагонов и контейнеров; тарифы на переправу грузов и пассажиров через реки между станциями железных дорог; ставки сборов с грузополучателей за очистку, промывку и дезинфекцию средствами железных дорог вагонов после перевозки животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов, а также за очистку и промывку средствами железных дорог вагонов после выгрузки в других случаях, когда согласно правилам требуется специальная очистка и промывка вагонов; ставки сборов за следующие операции, не обязательные для железных дорог: за хранение скоропортящихся продуктов на льдозаводах железных дорог, за хранение грузов, не предназначенных к перевозке по железным дорогам, за занятие бункеров грузами сверх установленных сроков; тарифы на перевозки грузов в пределах подъездных путей, принадлежащих железным дорогам, без выхода на пути станций (по согласованию с министерствами и ведомствами).
Изменения тарифов на перевозку грузов и сборов, утвержденных Государственным комитетом СССР по ценам и Министерством путей сообщения СССР, штрафов, а также правил их применения публикуются в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР. Тарифы и сборы, установленные начальниками железных дорог, публикуются в местной печати с обязательным указанием срока ввода в действие или периода их действия.
Тарифы и сборы за перевозку грузов, пассажиров и багажа по строящимся линиям, открытым для временной эксплуатации, утверждаются Министерством транспортного строительства СССР.
3. Тарифы настоящего прейскуранта применяются при определении провозной платы за перевозки грузов грузовой, большой скоростью и с пассажирскими поездами:
3.1. Во внутреннем железнодорожном сообщении;
3.2. В прямых сообщениях с участием других видов транспорта - за протяжение железнодорожного пути;
3.3. В международных сообщениях - за протяжение железных дорог СССР, если для этих сообщений не установлено особых тарифов.
4. Провозная плата и сборы за дополнительные операции исчисляются:
4.1. При перевозке в прямом железнодорожном сообщении - по тарифам, которые действовали в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля станции отправления;
4.2. В прямом смешанном железнодорожно-водном и железнодорожно-автомобильном сообщении при первоначальном отправлении груза: с железнодорожной станции - по тарифам, действовавшим на железнодорожном транспорте в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля станции отправления; из портов, пристаней и автостанций - по тарифам, действовавшим на железнодорожном транспорте в день проставления в перевозочных документах штемпеля станции перевалки груза с водного или автомобильного транспорта на железную дорогу;
4.3. Для импортных грузов, оформленных документами прямого международного железнодорожного сообщения, - по тарифам, действовавшим на железнодорожном транспорте СССР в день проставления в перевозочных документах календарного штемпеля пограничной станции железных дорог СССР.
Штрафы и сборы исчисляются по ставкам, действовавшим в те дни, за которые они взыскиваются.
5. Опубликованные в настоящем прейскуранте тарифы и сборы являются предельными. Министерство путей сообщения СССР при перевозках грузов в прямом сообщении (с участием нескольких железных дорог), начальники железных дорог - в местном сообщении могут в тех случаях, когда это экономически целесообразно, устанавливать более низкие тарифы и сборы на грузовые железнодорожные перевозки.
6. Общие указания настоящего прейскуранта распространяются на все последующие дополнения и изменения к нему, если в них не оговорено иное.
7. С введением в действие настоящего прейскуранта утрачивают силу прейскурант N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки" издания 1982 года и все изменения и дополнения к нему, утвержденные Государственным комитетом СССР по ценам и Министерством путей сообщения СССР, за исключением тарифов на перевозки домашних вещей и легковых автомобилей, отправителями или получателями которых являются граждане.
Для расчета платежей за перевозку грузов необходимо:
1.1. Определить по Тарифному руководству N 4 тарифное расстояние от станции отправления до станции назначения. При этом необходимо учитывать правила определения тарифных расстояний, изложенные в п.2 настоящего прейскуранта N 10-01 (Тарифное руководство N 1, ч.1).
1.2. Установить, к какому виду отправки относится предъявленный к перевозке груз - повагонной, контейнерной малотоннажной или мелкой, и при таксировке применить соответствующие правила определения тарифа.
1.3. Если груз относится к повагонной отправке, то необходимо определить, в каком типе вагона осуществляется перевозка груза. При перевозке груза в универсальном (обыкновенном) вагоне (крытый, полувагон, платформа) расчет плат производится в соответствии с п.6, в специализированном вагоне - в соответствии с п.7, в изотермическом подвижном составе - в соответствии с п.8, в цистернах - в соответствии с п.9, на транспортерах и негабаритных грузов - в соответствии с п.10. Кроме этого, особый порядок расчетов установлен за перевозку грузов на сцепах платформ.
1.4. При перевозке грузов в контейнерах расчет плат производится в соответствии с п.11, а за перевозку в сборных вагонах - в соответствии с пунктом 12.
1.5. Особый порядок расчета плат установлен за перевозку личных легковых автомобилей и домашних вещей, отправителями или получателями которых являются отдельные граждане (п.6.3, 12.3, 12.4).
1.6. Необходимо обратить внимание на примечания к тарифной группе или позиции, к которой относится данная отправка, и применить условия расчета, указанные в примечании.
1.7. Установив номер тарифной схемы для данного вида отправки, следует обратиться к расчетным таблицам (Тарифное руководство N 1, ч.2), в которых указаны провозные платы. В части 2 настоящего руководства помещен классификатор тарифных схем для исчисления провозных плат.
1.8. Исчислив провозную плату, определить размер сборов, указанных в разделе Б части 1 настоящего руководства.
Провозная плата при перевозке грузов по железным дорогам СССР взимается:
2.1. За расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перевозятся грузовой и большой скоростью.
2.2. За действительно пройденное расстояние при перевозке грузов негабаритных, на транспортерах, в багажных и грузовых вагонах, прицепленных к пассажирским поездам.
2.3. При перевозке грузов грузовой и большой скоростью от станций железных дорог сети (кроме станций участков Армавир Ростовский - Веселое Северо-Кавказской ж.д.) до всех станций Азербайджанской и Закавказской ж.д. (кроме станций участков Веселое - Зестафони включительно с примыкающими тупиковыми линиями) и в обратном направлении тарифное расстояние исчисляется по сумме двух кратчайших расстояний: от станций отправления до станции Махачкала II - Порт Северо-Кавказской ж.д. и от станции Махачкала II - Порт до станций назначения.
При фактическом проследовании груза через станцию Веселое плата взимается по кратчайшему направлению. За кратчайшее расстояние на общих основаниях производится расчет плат также при перевозке грузов от и до станций участков Веселое - Зестафони (включительно).
2.4. Минимальное расстояние, за которое взимается провозная плата, принимается 50 км.
2.5. Тарифное расстояние перевозки определяется по Тарифному руководству N 4 и указывается станцией отправления в перевозочных документах.
2.6. При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении расстояние отдельных частей железнодорожного пути, включая припортовые и пристанские ветви, по которым проходит груз, суммируется и к расчету принимается их общее протяжение.
2.7. В общее расстояние перевозки, за которое исчисляется тариф, не включается протяжение путей (ветвей) необщего пользования, ветвей общего пользования, не имеющих на своем протяжении станций, открытых для производства коммерческих операций, а также протяжение припортовых и пристанских ветвей при подаче вагонов под погрузку и выгрузку грузов, следующих на эти ветви и отправляемых с них. За перевозку грузов по этим путям взимается сбор за подачу и уборку вагонов по ставкам п.36 настоящего руководства.
2.8. При перевозке грузов с участием городских станций и транспортно-экспедиционных контор расстояние определяется от или до тех железнодорожных станций, через которые производится перевозка.
2.9. При перевозке грузов с общей сети железных дорог (от станций западнее станции Тайшет Восточно-Сибирской ж.д.) назначением на Забайкальскую и Дальневосточную железные дороги или в обратном направлении расчет тарифных расстояний производится по направлению через станции Тайшет, Иркутск, Чита, Бамовская, Волочаевка без учета линий Байкало-Амурской дороги независимо от фактического следования груза.
При перевозке грузов от станций сети железных дорог до станций Байкало-Амурской дороги или обратно, а также между всеми станциями Восточно-Сибирской, Забайкальской, Дальневосточной и Байкало-Амурской дорог тарифные расстояния исчисляются по кратчайшему направлению.
3.1. Отправитель должен именовать груз в перевозочных документах в соответствии с одним из наименований Алфавитного списка грузов, помещенного в разделе Д настоящего руководства. При этом необходимо указывать его отличительные признаки (в твердом или жидком состоянии, в свежем или сушеном виде), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. Если такого наименования в Алфавите нет, то груз должен обозначаться в перевозочных документах под тем наименованием, под которым он указан в действующих государственных стандартах (ГОСТ), Общесоюзном классификаторе промышленной и сельскохозяйственной продукции, прейскуранте цен или технических условиях на изготовление продукции.
3.2. Грузы, не поименованные в Алфавите к номенклатуре, таксируются:
а) если они могут быть отнесены к какой-либо группе и позиции, - по тарифу, установленному для этой позиции;
б) если они подходят под какую-либо группу, но не могут быть отнесены к определенной позиции этой группы, - по высшему из тарифов, имеющихся в этой группе.
3.3. Наименования грузов, отнесенных к категории опасных, указываются в перевозочных документах в соответствии с действующими правилами перевозок этих грузов.
3.4. В случае неполноты или неясности наименования груза станция отправления должна предложить отправителю уточнить его наименование. До уточнения наименования прием груза к перевозке может быть задержан.
3.5. При обнаружении неточного наименования груза на станции назначения уточнение производится до выдачи груза по инициативе станции или по требованию получателя путем внесения в перевозочные документы под прежним неточным наименованием уточненного наименования. Внесенное в перевозочные документы уточненное наименование заверяется станционным штемпелем и подписями работников станции и получателя.
После выдачи груза перерасчеты из-за неточного наименования не допускаются ни по требованию дороги, ни по заявлению получателя.
При перевозке экспонатов для выставок отправитель обязан указать в перевозочных документах наименование грузов, составляющих данную отправку.
4.1. Под весом груза для определения провозной платы и сборов понимается вес груза, округленный в соответствии с правилами, изложенными ниже. Такой же порядок применяется в тех случаях, когда в тарифных правилах предусмотрен расчет плат за фактический вес груза.
4.2. Вес груза (кроме домашних вещей и грузов с пассажирскими поездами), принимаемый для расчета провозных плат, округляется:
если он сдан в количестве до 10 т, - до 100 кг, считая неполные 100 кг за полные;
если он сдан в количестве более 10 т, - до полных тонн, считая неполную тонну за тонну.
4.3. Вес домашних вещей, сданных в количестве до 100 кг, округляется:
при весе свыше 20 кг - каждые неполные 20 кг принимаются за 20 кг. Минимальный вес домашних вещей, предъявленных к перевозке мелкой отправкой, должен быть не менее 20 кг.
При перевозке домашних вещей в малотоннажных контейнерах плата взимается по схеме N 110 за фиксированный вес:
в контейнерах весом брутто 0,625 т - 600 кг;
в контейнере весом брутто 1,25 т - 1100 кг.
4.4. Для грузов, перевозимых с пассажирскими поездами, вес отправки до 1 т округляется до полных 10 кг, считая неполные 10 кг за полные, вес отправки свыше 1 т округляется до 100 кг, считая неполные 100 кг за полные.
4.5. Упаковка (тара) груза, поддоны, приспособления, установленные для перевозки груза, входят в общий вес груза.
4.6. При исчислении провозных плат и сборов, когда в тарифном руководстве не содержится готовых ставок, округление их производится:
до целых рублей - по тарифным схемам на повагонные отправки и на отправки в контейнерах массой брутто 10, 20, 24, 30 т;