МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
РАСПОРЯЖЕНИЕ

     
от 30 декабря 2002 года N 4521-р


Об утверждении Типового технического задания на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, и федеральных государственных унитарных предприятий

(с изменениями на 2 декабря 2003 года)

_______________________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации Министерством юстиции Российской Федерации
Письмо Минюста Российской Федерации от 05.02.2003 N 07/1146-ЮД.
______________________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Минимущества России от 2 декабря 2003 года N 6703-р.

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" утвердить Типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, и федеральных государственных унитарных предприятий.

Министр
Ф.Газизуллин


СОГЛАСОВАНО

Заместитель министра финансов

Российской Федерации

А.Петров

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Минимущества России
от 30.12.2002 N 4521-р

     

ТИПОВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
на проведение обязательного аудита организаций,
в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет
не менее 25 процентов, и федеральных государственных унитарных предприятий      

(с изменениями на 2 декабря 2003 года)

     

1. Общие положения

1.1. Настоящее Типовое техническое задание на проведение обязательного аудита организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, и федеральных государственных унитарных предприятий разработано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2002 N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 25, ст.2447) и определяет состав задач и подзадач, необходимых для выполнения аудитором в процессе осуществления обязательного аудита.

1.2. Целью обязательного аудита указанных организаций и федеральных государственных унитарных предприятий является выражение мнения аудитора о достоверности их финансовой (бухгалтерской) отчетности.

2. Задачи и подзадачи аудита организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, и федерального государственного унитарного предприятия


Задачи и подзадачи аудита организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов (далее по тексту - Общество), и федерального государственного унитарного предприятия (далее по тексту - Предприятие) представлены в таблице 1.

Таблица 1

N
п/п

Наименование задачи

N п/п

Наименование подзадачи

Последовательность решения задачи

1

2

3

4

5

1

Аудит учредительных документов Предприятия

а) проверить соответствие устава Предприятия действующему законодательству;

б) проверить наличие контракта с руководителем Предприятия и соответствие содержания контракта действующему законодательству;

в) проверить наличие факта аттестации руководителя Предприятия в соответствии с действующим законодательством;

г) проверить наличие факта занесения Предприятия в государственный реестр федерального имущества в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.98 N 696 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 28, ст.3354)

2

Аудит внеоборотных активов

2.1.

Аудит основных средств (01, 02 и др.)

2.1.1. Аудит земельных участков

Проверить и подтвердить:

а) правильность оформления материалов инвентаризации земельных участков и отражения результатов инвентаризации в учете;

б) полноту и правильность оформления правоустаналивающих документов на земельные участки;

в) правильность определения балансовой стоимости земельных участков;

г) полноту и правильность начисления и перечисления в федеральный бюджет земельного налога

2.1.2. Аудит прочих основных средств

Проверить и подтвердить:

а) правильность оформления материалов инвентаризации основных средств и отражения результатов инвентаризации в учете;

б) наличие и сохранность основных средств;

в) правильность отражения в учете капитального ремонта основных средств;

г) правильность начисления амортизации;

д) правильность определения балансовой стоимости основных средств;

е) правильность отражения в учете операций поступления, внутреннего перемещения и выбытия основных средств;

ж) правильность начисления и перечисления в федеральный бюджет арендной платы за использование земельных участков, федеральных зданий, помещений, сооружений, машин и оборудования

2.2.

Аудит доходных вложений в материальные ценности (03 и др.)

Проверить и подтвердить:

а) правильность оформления материалов инвентаризации и отражения результатов инвентаризации в учете;

б) правильность отражения в учете операций по доходным вложениям в материальные ценности

2.3.

Аудит нематериальных активов
(НМА) (04, 05 и др.)

Проверить и подтвердить:

а) правильность оформления материалов инвентаризации НМА и отражения результатов инвентаризации в учете;

б) правильность синтетического и аналитического учета НМА

2.4.

Аудит незавершенного строительства (07, 08 и др.)

Проверить и подтвердить:

а) правильность оформления материалов инвентаризации незавершенного строительства и отражения результатов инвентаризации в учете;

б) правильность определения балансовой стоимости незавершенного строительства

в) правильность аналитического и синтетического учета незавершенного строительства

3

Аудит производственных запасов (10, 11, 14, 15, 16 и др.)

Проверить и подтвердить:

а) правильность оформления материалов инвентаризации и производственных запасов отражения результатов инвентаризации в учете;

б) правильность определения и списания на издержки стоимости израсходованных материально-производственных запасов;

в) проведение мероприятий по расчету предельного норматива уровня расхода материально-производственных запасов на 1 рубль объема реализации продукции (работ, услуг), а также пофакторного анализа фактических отклонений от него;

г) правильность синтетического и аналитического учета материально-производственных запасов;

д) соответствие используемых Обществом (Предприятием) способов оценки по отдельным группам материальных ценностей при их выбытии способам, предусмотренным учетной политикой;

е) правильность порядка списания отклонений фактических расходов по приобретению материальных ценностей от их учетной цены (при использовании счетов 15 и 16);

ж) правильность порядка списания торговой наценки, относящейся к проданным товарам

4

Аудит затрат на производство (20, 21, 23, 25, 26, 28, 29 и др.)

4.1.

Аудит затрат для целей бухгалтерского учета

4.1.1. Проверка и подтверждение достоверности отчетных данных о фактической себестоимости продукции (работ, услуг)

4.1.2. Анализ выполнения плана по себестоимости продукции (работ, услуг)

4.1.3. Аудит себестоимости продукции (работ, услуг) по статьям затрат, оговариваемым отраслевыми инструкциями по учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг)

4.2.

Аудит расходов для целей налогообложения

Проверить и подтвердить:

а) правильность исчисления материальных расходов, предусмотренных ст.254 НК РФ;

б) правильность исчисления расходов на оплату труда, предусмотренных ст.255 НК РФ;

в) правильность формирования состава амортизируемого имущества и определения его первоначальной стоимости в соответствии со ст.256 и 257 НК РФ;

г) правильность включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп в соответствии со ст.258 НК РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1;

д) правильность расчета сумм амортизации в соответствии со ст.259 НК РФ;

е) правильность включения в состав затрат аудируемого периода расходов на ремонт основных средств в соответствии со ст.260 НК РФ;

ж) правильность признания расходов на освоение природных ресурсов и соблюдение порядка их учета в соответствии со ст.261 НК РФ;

з) правильность признания расходов на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские разработки и соблюдение порядка их учета в соответствии со ст.262 НК РФ;

и) обоснованность расходов на обязательное и добровольное страхование имущества в соответствии со ст.263 НК РФ;

к) правильность списания на себестоимость прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (ст.264 НК РФ);

л) правильность списания прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (ст.265 НК РФ);

м) правильность формирования и использования расходов на формирование резервов по сомнительным долгам (ст.266 НК РФ);

н) правильность образования и использования расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст.267 НК РФ);

о) правильность определения расходов при реализации товаров и имущества (ст.268 НК РФ);

п) правильность отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам (ст.269 НК РФ);

р) правильность определения расходов, не учитываемых в целях налогообложения (ст.270 НК РФ)

4.3.

Аудит расходов будущих периодов


5

Аудит готовой продукции и товаров (40, 41, 42, 43, 44, 45, 46 и др.)

5.1.

Аудит готовой продукции

5.2.

Аудит расходов на продажу

5.3.

Аудит товаров отгруженных

5.4.

Аудит товаров

6

Аудит денежных средств
(50, 51, 52, 55, 57, 58, 59 и др.)

6.1.

Аудит кассовых операций

6.2.

Аудит операций по расчетным счетам

6.3.

Аудит операций по валютным счетам

6.4.

Аудит операций по специальным счетам

6.5.

Аудит денежных средств в пути

6.6.

Аудит финансовых вложений

а) проверить и подтвердить
правильность оформления материалов инвентаризации финансовых вложений и отражения результатов инвентаризации в учете;

б) изучить состав финансовых вложений по данным первичных документов и учетных регистров;

в) оценить систему внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений;

г) определить рентабельность финансовых вложений;

д) проверить правильность отражения в учете операций с финансовыми вложениями;

е) подтвердить достоверность начисления, поступления и отражения в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями

6.7.

Аудит резервов под обесценение вложений в ценные бумаги

7

Аудит расчетов

7.1.

Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами (60, 62, 76 и др.)

а) проверить и подтвердить полноту и правильность проведенных инвентаризаций расчетов с дебиторами и кредиторами и отражения их результатов в учете;

б) проверить и подтвердить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;

в) подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

г) оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий;

д) проверить правильность оформления первичных документов по поставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;

е) подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности;

ж) проверить правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества;

з) проверить правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с дочерними (зависимыми) обществами

7.2.

Аудит резервов по сомнительным долгам (63 и др.)

7.3.

Аудит расчетов по кредитам и займам (66, 67 и др.)

а) проверить правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банка;

б) подтвердить целевое использование кредитов банка;

в) проверить обоснованность установления и правильность расчета сумм платежей за пользование кредитами банков и их списание за счет соответствующих источников;

г) проверить правильность оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других организаций и физических лиц

7.4.

Аудит расчетов с бюджетом (68 и др.)

Проверить:

а) правильность определения налогооблагаемой базы по отдельным, наиболее важным налогам;

б) правильность применения налоговых ставок;

в) правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

г) правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности

.

7.5.

Аудит расчетов по оплате труда и единому социальному налогу (69, 70, 73 и др.)

7.6.

Аудит расчетов с подотчетными лицами (71 и др.)

7.7.

Аудит расчетов с учредителями (75 и др.)

7.8.

Аудит расчетов по претензиям и возмещению материального ущерба (73, 94 и др.)

а) проверить своевременность предъявления претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу и недостачу груза в пути и т.д.;

б) выяснить своевременность принятых мер по возмещению нанесенного ущерба, проверить обоснованность претензий;

в) подтвердить законность списания претензионных сумм на издержки производства и финансовые результаты;

г) проверить расчеты по недостачам, растратам и хищениям;

д) установить, соблюдались ли сроки и порядок рассмотрения случаев недостач, потерь и растрат;

е) проверить правильность оформления материалов о претензиях по недостачам, потерям и хищениям;

ж) изучить причины, вызвавшие недостачи, растраты и хищения;

з) проверить, по всем ли дебиторам (должникам) имеются обязательства о погашении задолженности или исполнительные листы, систематически ли поступают суммы в погашение задолженности, какие меры принимаются к должникам, от которых прекратились поступления денег и т.п.

7.9.

Аудит внутрихозяйственных расчетов (79 и др.)

а) проверить законность и правильность расчетов по выделенному имуществу;

б) проверить правильность расчетов по текущим операциям;

в) проверить законность и правильность расчетов по договору доверительного управления имуществом

7.10.

Аудит расчетов по совместной деятельности (76 и др.)

8

Аудит капитала

8.1.

Аудит уставного капитала (80 и др.)

8.2.

Аудит резервного капитала (82 и др.)

8.3.

Аудит добавочного капитала (83 и др.)

8.4.

Аудит нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) (84 и др.)

8.5.

Аудит целевого финансирования (86 и др.)

9

Аудит формирования финансовых результатов и распределения прибыли (90, 91, 96, 97, 98, 99 и др.)

а) установить правильность определения и отражения в учете прибыли (убытков) от продаж товаров, продукции, работ, услуг;

б) проанализировать правильность учета операционных, внереализационных и чрезвычайных доходов и расходов;

в) оценить правильность и обоснованность распределения чистой прибыли

10

Аудит забалансовых счетов

10.1.

Аудит счета 001 "Арендованные основные средства"

10.2.

Аудит счета 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"

10.3.

Аудит счета 003 "Материалы, принятые в переработку"

10.4.

Аудит счета 005 "Оборудование, принятое для монтажа"

10.5.

Аудит счета 007 "Списание в убыток задолженности неплатежеспособ-
ных дебиторов"

10.6.

Аудит счета 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные"

10.7.

Аудит счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные"

10.8.

Аудит счета 010 "Износ основных средств"

10.9.

Аудит счета 011 "Основные средства, сданные в аренду"

11

Проверка соответствия бухгалтерской отчетности требованиям действующего законодательства

а) проверить состав и содержание форм бухгалтерской отчетности, увязку ее показателей;

б) выразить мнение о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях;

в) проверить правильность оценки статей отчетности;

г) предложить внести (при необходимости) изменения в отчетность на основе оценки количественного влияния на ее показатели существенных отклонений, выявленных в процессе аудита;

д) проверить правильность формирования сводной (консолидированной) отчетности


3. Оформление результатов аудита


Результаты проведенного аудита Общества (Предприятия) представляются аудитором руководству аудируемого Общества (Предприятия) в виде аудиторского заключения, оформленного в соответствии с федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", а также аудиторского отчета (на бумажном и электронном носителях), содержащего информацию о решении каждой из задач и подзадач раздела 2 настоящего Типового технического задания с обоснованными выводами и предложениями по каждой задаче и подзадаче.

К отчету в обязательном порядке должны быть приложены приложения, перечисленные в разделе 4.

Один экземпляр аудиторского заключения и аудиторского отчета (на оптическом носителе) по результатам аудита Предприятия направляется аудитором в Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

Структура представляемых в Минимущество России материалов должна быть следующей:

Имя папки - краткое наименование организации и год проверки.

В папку вкладываются следующие файлы:

а) Az.doc. - аудиторское заключение (файл в формате Word);

б) Otchet.doc - аудиторский отчет, включая приложения, перечисленные в разделе 4 (файл в формате Word);

в) Balance.xls - баланс и приложения к нему за год аудиторской проверки, заполненные согласно макету, размещенному на сайте Минимущества России (файл в формате Excel);

г) Pril13.xls - приложение N 13 (файл в формате Excel);

д) Pril14.xls - приложение N 14 (файл в формате Excel);

е) Pril16.xls - приложение N 16 (файл в формате Excel);

ж) Pril20.xls - приложение N 20 (файл в формате Excel).

Все файлы представляются в форматах MS Office 2000, 1997 или более ранних версиях.

(Раздел в редакции распоряжения Минимущества России от 2 декабря 2003 года N 6703-р. - См. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»