Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 февраля 1997 года N 82


О решении коллегии ГТК России "О дальнейшем совершенствовании технологий таможенно-банковского валютного контроля"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа ГТК России от 19 декабря 2003 года N 1480
____________________________________________________________________



Объявляю для руководства и исполнения решение коллегии ГТК России от 31 января 1997 года "О дальнейшем совершенствовании технологий таможенно-банковского валютного контроля" (прилагается).

Во исполнение указанного решения

приказываю:

1. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, руководителям подразделений центрального аппарата принять меры по устранению указанных в решении недостатков и своевременному выполнению данного решения.

2. Управлению валютного контроля (А.Н.Кутепов) совместно с другими управлениями предложения по изменениям и дополнениям в действующее таможенное и валютное законодательство внести на рассмотрение Консультативного совета по таможенной политике при ГТК России.

3. О ходе выполнения решения доложить до 1 февраля 1998 года.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России Максимцеву В.А.

Председатель Комитета
А.С.Круглов

     

Приложение
к приказу ГТК России
от 25.02.97 N 82

Государственного таможенного комитета Российской Федерации
КОЛЛЕГИЯ

РЕШЕНИЕ

от 31 января 1997 года


О дальнейшем совершенствовании технологий таможенно-банковского валютного контроля  



Заслушав и обсудив доклад начальника Управления валютного контроля А.Н.Кутепова о дальнейшем совершенствовании технологий таможенно-банковского валютного контроля, коллегия ГТК России отмечает, что таможенными органами Российской Федерации проведена работа по реализации разработанных ГТК России совместно с Банком России технологий валютного контроля, основанных на сопоставлении и анализе данных таможенных органов о перемещении через таможенную границу товаров и информации уполномоченных банков о движении валютных средств на счетах российских лиц.

В отсутствие государственной концепции построения и развития валютного контроля ГТК России совместно с Банком России определили, методически проработали и реализовали основные этапы построения системы таможенно-банковского валютного контроля.

В период 1994-1996 годов были разработаны и введены в действие:

- Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;

- Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

В целях повышения эффективности указанных технологий валютного контроля и уменьшения экономических потерь государства при исполнении участниками внешнеэкономической деятельности товарообменных операций с ноября 1996 года введено государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок.

Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени не полностью задействованы имеющиеся резервы, в первую очередь методологического и организационного плана, позволяющие повысить эффективность работы таможенных органов при осуществлении ими функций валютного контроля, использовать возможности действующей информационно-аналитической системы для нужд других направлений работы таможенных органов.

Управлением валютного контроля недостаточно оперативно предпринимаются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы, внесению изменений в инструкции по осуществлению валютного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, за обоснованностью валютных платежей при импорте товаров.

Требуют большего внимания вопросы контроля за валютными операциями, связанными с поставками товаров в счет государственных кредитов, при открытии лицами валютных счетов за пределами Российской Федерации.

Что касается рассматриваемых вопросов применительно к деятельности региональных таможенных управлений и таможен, то в первую очередь следует отметить большой объем некорректной информации, поступающей из таможенных органов в целях организации таможенно-банковского валютного контроля, в результате чего валютные операции на значительные суммы своевременно не включаются в технологические операции контроля.

При этом следует отметить, что большая часть ошибок допускается на уровне сотрудников отделов таможенного оформления притом, что действия их при осуществлении первичных операций в части валютного контроля достаточно формализованы и зачастую сводятся к операциям технического характера.

Для устранения имеющихся недостатков, обеспечения совершенствования и развития технологий таможенно-банковского валютного контроля, а также повышения эффективности работы таможенных органов по привлечению к ответственности нарушителей валютного и таможенного законодательства, в целях безусловного выполнения задач по осуществлению таможенными органами валютного контроля, поставленных Федеральной целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 годы и на период до 2000 года, коллегия ГТК России решила:

1. Считать осуществление валютного контроля одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов в 1997 году.

2. Начальникам таможенных органов обратить внимание на недопустимость продолжающейся в ряде случаев недооценки роли таможенных органов в осуществлении валютного контроля, что зачастую приводит к передаче штатной численности отделов таможенной стоимости и валютного контроля в другие структурные подразделения в ущерб осуществлению функций валютного контроля и контроля таможенной стоимости.

Так, например, в таможенных органах Уральского таможенного управления (С.В.Лапченко) штатная численность указанных отделов сокращена в среднем на 40%, в т.ч. в Оренбургской таможне (С.Г.Литвинов) - на 69,2%, Тюменской таможне (С.В.Подоксенов) - 57,1%. Аналогичная ситуация сложилась в Поволжском таможенном управлении (А.А.Вагин) - численность сотрудников сокращена в среднем по региону на 40,7%, в т.ч. в Мордовской таможне (В.К.Уваров) - 72,7%, в Тольяттинской таможне (В.Г.Пышкин) - на 53,3%, Дальневосточном (О.Н.Свиридов), Татарском (Н.М.Коцюбенко), Западно-Сибирском (Е.С.Шибанов) таможенных управлениях, в которых сокращение численности отделов составило в среднем по регионам соответственно 39,5%; 28,6%; 27,5%.

Такое положение дел в настоящее время является характерным для абсолютного большинства таможенных органов.

С учетом изложенного начальникам таможенных органов в месячный срок обеспечить проверку обоснованности передачи штатных единиц отделов таможенной стоимости и валютного контроля в другие структурные подразделения таможенных органов и, в случае необходимости, привести численность указанных отделов в соответствие с нормами, ранее установленными ГТК России.

Установить ответственность должностных лиц таможенных органов за ошибки, влекущие срыв технологических операций валютного контроля, искажение сводной отчетности ГТК России, допускаемые в процессе таможенного оформления, а также за подготовку и направление в вышестоящие таможенные органы исходных данных.

3. Управлению валютного контроля (А.Н.Кутепов) обеспечить:

- в месячный срок представление руководству ГТК России предложений по внесению изменений и дополнений в действующее таможенное и валютное законодательство в целях наиболее эффективного выполнения таможенными органами возложенных на них функций в части валютного контроля, а также предложений по изменению организационной и штатной структуры Управления;

- повышение организующей и контролирующей роли региональных таможенных управлений при осуществлении таможенными органами валютного контроля;

- взаимодействие и информационный обмен с органами, осуществляющими валютный контроль и контроль за исполнением бартерных сделок. В двухмесячный срок подготовить соглашения о сотрудничестве с Банком России и МВЭС России;

- в трехмесячный срок подготовить соглашение с ВЭК России, определяющее сферы действия таможенных органов и территориальных органов ВЭК России в процессе осуществления валютного контроля, а также распределение компетенции при применении к нарушителям установленных мер воздействия;

- представление в двухмесячный срок в Банк России предложений по совершенствованию контроля за валютными операциями, связанными с использованием российскими лицами счетов в иностранной валюте, открытыми за пределами Российской Федерации;

- представление предложений, направленных на повышение эффективности работы Управления валютного контроля при выполнении задач аналитического характера (в частности, исследование влияния валютного контроля на динамику внешнеэкономической деятельности, участие в формировании и анализе отдельных показателей платежного баланса Российской Федерации и т.п.), в том числе путем включения отдельных работ по тематике управления в план НИР Российской таможенной академии;

- к 01.06.97 подготовку проекта плана мероприятий, направленных на использование организационных и аналитических возможностей системы таможенно-банковского валютного контроля для участия совместно с иными правоохранительными органами в борьбе с легализацией ("отмыванием") капиталов.

4. Управлению валютного контроля (А.Н.Кутепов), Правовому управлению (В.А.Галдин) в целях повышения эффективности работы по осуществлению контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в месячный срок подготовить предложения по внесению дополнений в Указ Президента Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".

5. Правовому управлению (В.А.Галдин) совместно с Управлением валютного контроля (А.Н.Кутепов) продолжить работу по закреплению и развитию действующей нормативно-правовой базы, определяющей право применения таможенного законодательства в случае непоступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.

6. Управлению валютного контроля (А.Н.Кутепов) совместно с Управлением организации таможенного контроля (А.Г.Васильев) продолжить работу по дальнейшей формализации и упрощению процедур, осуществляемых таможенными органами на этапе таможенного оформления в целях валютного контроля, смещая акцент на производство такого контроля в процессе проверок участников ВЭД после выпуска товаров.

В трехмесячный срок подготовить предложения по адаптации упрощенного порядка таможенного оформления товаров, осуществляемого путем представления неполных ГТД для организации контроля за валютными операциями, связанными с перемещением указанных товаров через таможенную границу.

7. Управлению валютного контроля (А.Н.Кутепов) совместно с Управлением организации валютного контроля (А.Г.Васильев), Таможенно-тарифным управлением (О.А.Кудряшев) в месячный срок представить предложения по применению данных таможенно-банковской системы валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в целях повышения эффективности доставки товаров и контроля таможенной стоимости товаров.

8. Управлению валютного контроля (А.Н.Кутепов) совместно с Управлением внешних связей (С.А.Федосов) активизировать работу по изучению нормативной базы и фактического состояния валютного контроля в других государствах, в первую очередь - бывших субъектах Союза ССР. Обеспечить постоянное взаимодействие в данном направлении с Представительствами таможенной службы России.

9. Управлению валютного контроля (А.Н.Кутепов) совместно с ГНИВЦ ГТК России (Ю.А.Чеботов) продолжить работу по совершенствованию информационно-аналитического комплекса системы таможенно-банковского валютного контроля. В двухмесячный срок представить предложения по использованию в интересах валютного контроля базы данных ГТД при безусловном обеспечении своевременности представления и обработки данных ГТД, их достоверности в интересах других направлений оперативной деятельности.

10. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя ГТК России Максимцева В.А.

Председатель коллегии
председатель Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
А.С.Круглов

     

Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»