МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Признавая необходимость осуществления на рубеже XXI века согласованных действий по сохранению природно-ресурсного потенциала планеты и сознавая ответственность за экологическую безопасность жизненной среды, учитывая большое значение законодательного обеспечения этих процессов в государствах Содружества, Межпарламентская Ассамблея
постановляет:
1. Одобрить проект Конвенции о коллективной экологической безопасности, разработанный Постоянной комиссией МПА по экологии и природным ресурсам (приложение 1), и направить его в Совет глав правительств СНГ.
Обратиться в международные организации, правительства и парламенты государств - участников Содружества Независимых Государств с призывом поддержать инициативу Межпарламентской Ассамблеи по рассмотрению и подписанию Конвенции о коллективной экологической безопасности.
2. Принять модельный закон "Об экологическом страховании" (приложение 2*).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание "КОДЕКС".
3. Принять модельный закон "Об основах экологического предпринимательства" (приложение 3*).
________________
* Приложение см. по ссылке. - Примечание "КОДЕКС".
4. Направить модельные законы "Об экологическом страховании" и "Об основах экологического предпринимательства" в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи для использования их в законотворческой деятельности.
Председатель
Совета Ассамблеи
Е.С.Строев
Санкт-Петербург
13 июня 2000 года
N 15-6
Проект конвенции принят
на пятнадцатом пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 15-6
от 13 июня 2000 года)
КОНВЕНЦИЯ
о коллективной экологической безопасности
Государства - участники настоящей Конвенции в лице правительств, именуемые в дальнейшем Сторонами,
принимая во внимание важность исторических связей, сложившихся между Сторонами, и общие для них цели устойчивого социально-экономического развития,
сознавая ответственность за экологическую безопасность жизненной среды и сохранение природно-ресурсного потенциала планеты в интересах настоящего и будущих поколений,
признавая следующие положения:
- международная экологическая политика строится на принципах доверия, экологической ответственности и взаимной помощи;
- суверенитет государств над своей территорией является определяющим фактором формирования механизма реализации стратегии коллективной экологической безопасности;
- хозяйственная деятельность должна осуществляться на принципах сбалансированного природопользования, не нарушая естественных циклов воспроизводства и достигнутого уровня экологической емкости природных экосистем;
- страны формируют сеть особо охраняемых территорий, необходимых для сохранения биоразнообразия, устойчивости природных экосистем, сохранения уникальных памятников природы, в том числе и особо охраняемых территорий, имеющих международный статус;
- трансграничные природные переносы веществ-загрязнителей и неконтролируемое вторжение биологических видов в природные экосистемы других государств, а также нелегальная торговля редкими и исчезающими видами флоры и фауны должны быть объектом международной экологической безопасности;
- экологически опасные территории, зоны и объекты официально подтвержденного или потенциального экстремального экологического риска должны быть под международным экологическим контролем;
- ответственность за трансграничное опасное воздействие по фактам подтвержденного ущерба природной среде и здоровью населения возлагается на государство, в юрисдикции которого установлен источник опасного воздействия;
- развитие и глобализация экологического образования должны способствовать формированию нового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческих ценностей сохранения окружающей среды и принципах концепции устойчивого развития сообщества;
выражая готовность:
- использовать международный опыт директивного и экономического регулирования хозяйственной и иной деятельности для стимулирования конкурентных преимуществ в ресурсосбережении и обеспечении экологической безопасности, прогнозирования и раннего выявления возможных негативных последствий для природной среды и здоровья населения планируемых проектов хозяйственной деятельности на своей территории;
- создавать необходимые условия для работы экспертных комиссий и групп с международным участием для экологического аудирования проблемных территорий, объектов и видов деятельности, которые могут быть отнесены к источникам экологической опасности, затрагивающим субъекты международного экологического права настоящей Конвенции;
- оказывать содействие в проведении аналитических работ, картировании и мониторинге состояния экологической безопасности на объектах и территориях потенциального экстремального экологического риска;
- предоставлять аналитические отчеты в компетентные международные организации;
принимая на себя обязательства:
- содействовать организации интегрированной международной системы управления экологической безопасностью путем:
- принятия законов об экологической экспертизе, экологическом страховании, аудировании и лицензировании различных видов хозяйственной и иной деятельности;
- сертификации оборудования, технологий и производств по требованиям обеспечения экологической безопасности;
- введения согласованной процедуры присвоения и регламента использования специальных торговых знаков, логотипов и этикеток для продуктов питания и товаров широкого спроса, подтверждающих их экологическую безопасность;
- введения ежегодного международного таможенного Доклада, включающего сведения об экологически опасных грузах, выявленных в процессе таможенного досмотра;
- своевременно информировать общественность по направлениям деятельности в области экологической безопасности;
- обеспечить государственную поддержку образования и приоритетное развитие научных исследований в области экологической безопасности;
- стремиться к созданию интегрированной открытой сети экологического мониторинга, включая станции регистрации и оповещения о трансграничных переносах загрязняющих веществ;
- разрабатывать, согласовывать и принимать к действию международные правила и регламенты, стимулирующие безопасные и ограничивающие экологически опасные для природной среды и населения виды человеческой деятельности;
- участвовать в подготовке, согласовании и публикации международного ежегодного аналитического доклада "Экологическая безопасность";
имея намерения создать международную систему коллективной экологической безопасности,
соблюдая принципы международного права и обычая, в частности, принципы добрососедства, взаимности, недискриминации и доброй воли,
договорились о нижеследующем.
1.1. Сторона, если в тексте не содержится иного указания, означает Договаривающуюся Сторону настоящей Конвенции.
1.2. Сторона происхождения означает любую Сторону или Стороны, в пределах юрисдикции которой или которых установлен источник экологически опасного трансграничного воздействия.
1.3. Затрагиваемая Сторона означает любую Сторону или Стороны, которую или которые затрагивает или может затронуть экологически опасное трансграничное воздействие.
1.4. Заинтересованная Сторона означает любую Сторону происхождения и любую затрагиваемую Сторону.
1.5. Общественность означает одно или несколько физических или юридических лиц заинтересованных Сторон.
1.6. Экологическая безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, защищенности природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных опасных воздействий.
1.7. Экологическая политика - система мер на международном и национальном уровнях, направленная на реализацию стратегии устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития общества.
1.8. Международная система коллективной экологической безопасности - комплекс международных условий сосуществования, договоренностей и институциональных структур, который обеспечивает каждой из Сторон возможность свободно избирать и осуществлять национальную стратегию устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития, не подвергаясь внешнему экономическому и политическому давлению, рассчитывая на невмешательство, взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество, ориентированное на нерасточительное потребление биосферной продукции и создание благоприятной жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений.
1.9. Экологическая система - исторически сложившиеся условия совместного пользования совокупностью живых организмов определенного пространства обитания в целях питания, роста и размножения для поддержания условий воспроизводства жизни на Земле.
1.10. Мигрирующие биологические виды - биологические виды, процессы жизнедеятельности и размножения которых связаны с регулярным (сезонным) перемещением на большие расстояния.
1.11. Особо охраняемые территории - заповедники, уникальные памятники природы, территории и объекты, учтенные в международных и национальных реестрах, статус которых установлен международными соглашениями, национальными законами и нормативно-правовыми актами.
1.12. Природно-ресурсный потенциал - экологическая емкость территории, оцененная с учетом характера использования, наличия и состояния географических структур, природных ландшафтов, климатических условий, минеральных ресурсов, почв, водных ресурсов, атмосферы, растительного и животного мира.
1.13. Экологический мониторинг - система наблюдений, оценки и прогноза состояния и изменения экосистем для обеспечения принятия решений в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
1.14. Мониторинг окружающей природной среды - система наблюдений за состоянием и загрязнением атмосферного воздуха, вод, суши и морей, почв, обеспечивающая получение и представление информации по оценке состояния окружающей природной среды и прогнозу возможных ее изменений.
1.15. Трансграничный водный объект - любые поверхностные или подземные водные объекты, которые обозначают или пересекают границы между двумя или более Сторонами либо расположены на таких границах.
1.16. Охрана трансграничных водных объектов - деятельность или совокупность мероприятий, направленных на сохранение и восстановление трансграничных водных объектов, включая устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод, негативного хозяйственного вмешательства в водный режим рек, водоемов и подземных источников.
1.17. Опасная деятельность означает любую деятельность, в ходе которой одно или более чем одно опасное вещество-загрязнитель присутствует или может присутствовать в количествах, равных или превышающих предельные количества, согласованные Сторонами и представленные в Списке веществ-загрязнителей в качестве обязательного приложения к настоящей Конвенции.
1.18. Трансграничная перевозка - любое перемещение опасных веществ и отходов из района, находящегося под юрисдикцией одной Стороны, в район или через район, находящийся под юрисдикцией другой Стороны, либо в район или через район, не находящийся под юрисдикцией какой-либо Стороны, при условии, что такая перевозка затрагивает по крайней мере две Стороны.
1.19. Экологический риск - вероятность реализации опасного события, которое может причинить вред природной среде и здоровью человека, группы лиц, населения в результате прямого или косвенного опасного воздействия от источника, находящегося под юрисдикцией Стороны происхождения.
1.20. Ущерб (экологический) природной среде и здоровью населения - экономическая оценка необходимой компенсации Стороной происхождения по доказанным фактам причиненного вреда природной среде и здоровью граждан затрагиваемой Стороны.
1.21. Источники экологически опасного воздействия - природные, антропогенные и природно-хозяйственные системы и объекты, а также конкретные акты опасной деятельности, которые представляют или могут представлять угрозу жизненно важным интересам затрагиваемой Стороны в обеспечении национальной экологической безопасности.
1.22. Экологически опасные территории, зоны и объекты - установленные и подозреваемые источники опасного воздействия в пределах юрисдикции заинтересованных Сторон.
1.23. Трансграничное опасное воздействие - установленный факт причиненного экологического ущерба в пределах юрисдикции затрагиваемой Стороны.
1.24. Экологическое страхование - система международных и национальных нормативно-правовых актов, обеспечивающая признание исков по экологически опасным событиям.
1.25. Экологическое аудирование - экспертиза и анализ деятельности и отчетности хозяйствующего субъекта уполномоченными на то юридическими (международная или национальная аудиторская организация) или физическими (эколог-аудитор международного класса) лицами с целью оценки воздействия и прогнозирования экологических последствий деятельности конкретного хозяйственного субъекта на природную среду и здоровье населения, установление соответствия его деятельности требованиям действующего национального природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов и правил для разработки рекомендаций по обеспечению экологической безопасности процесса производства, реализации и потребления произведенной товарной продукции.
Настоящая Конвенция определяет международный правовой статус системы коллективной экологической безопасности.
3.1. Стороны, учитывая усилия, уже предпринятые на национальном и международном уровнях и направленные на создание системы коллективной экологической безопасности, принимают меры и сотрудничают в рамках настоящей Конвенции с целью развития интеграционных процессов и закрепления норм международного экологического права.