II. Создание условий для повышения качества общего и профессионального образования | |||||
1 | Разработка критериев отбора и утверждение перечня ведущих учреждений высшего профессионального образования | Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации | IV квартал 2002 года |
| Управление высшего профессионального образования |
2 | Введение независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы оценки качества образования | 1. Подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации об организации системы аттестации и контроля качества образования | II квартал | Совершенствование механизма защиты прав граждан на получение качественного образования | Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России |
|
| 2. Создание государственного и региональных аттестационных центров в субъектах Российской Федерации | I квартал |
| Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России |
| 3. Формирование единой государственно-общественной аттестационной службы, включая систему независимых от органов управления образованием центров аттестации и контроля качества образования | I квартал | Создание механизма общественной аттестации деятельности образовательных учреждений профессионального образования | Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России | |
| 4. Разработка механизма участия общественности в оценке качества профессионального образования | II квартал |
| Управление лицензирования, аккредитации и аттестации | |
3 | Принятие государственного стандарта общего образования. Обеспечение гарантий качества общего образования, единства образовательного пространства России с учетом этнокультурных особенностей населения Определение нормативных сроков общего образования. Усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения, обеспечение всеобщей компьютерной грамотности Обеспечение знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка | 1. Подготовка проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и соответствующего постановления Правительства Российской Федерации | IV квартал 2002 года | Организационно-методическое обеспечение стандарта | Департамент общего образования |
| 5. Подготовка ежегодных докладов о ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в Правительство Российской Федерации | IV квартал (ежегодно) |
| Департамент общего образования | |
| 6. Конкурс на разработку учебников и других учебно-методических материалов по новейшей отечественной истории | I-III квартал 2002 года | Учебники для 9, 11-го классов | Департамент общего образования | |
| 7. Нормативно-правовое обеспечение развития видового разнообразия (видов) общеобразовательных учреждений | II квартал | Типовые положения об учебно-воспитательном комплексе, образовательном центре и т.п. | Управление региональной образовательной политики и инспектирования Управление правового обеспечения | |
| 8. Разработка и реализация региональных программ реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, с учетом социальных, культурных, экономических и демографических условий | IV квартал 2002 года (разработка), | Создание оптимальной сети школ на селе, повышение эффективности использования кадровых и учебно-материальных ресурсов сельской школы | Управление региональной образовательной политики и инспектирования Департамент общего образования Управление дошкольного образования | |
| Организация на селе системы "школьных автобусов" | 9. Разработка подпрограммы в рамках Федеральной программы развития образования | 2004 год | Повышение доступности и качества образования сельских школьников | Департамент общего образования Управление развития образования |
| 10. Создание информационной системы учебного книгоиздания на базе региональных информационных центров | IV квартал 2002 год - в 24 территориях | Улучшение обеспечения учебной и методической литературой образовательных учреждений | Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек | |
| 11. Обеспечение образовательных учреждений общего образования библиотекой русской литературы | IV квартал 2002 года | Комплектование школьных библиотек | Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Департамент общего образования | |
| 12. Разработка прозрачной государственно-общественной системы рекомендаций по использованию учебной литературы с грифом Минобразования России | С 2002/2003 учебного года | Формирование унифицированного федерального перечня учебно-методической литературы | Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Департамент общего образования Управление начального профессионального образования Управление среднего профессионального образования Управление высшего профессионального образования | |
4 | Введение профильного обучения в старшей школе. | 1. Разработка концепции профильной школы | II квартал 2002 года | Содержательное и нормативно-правовое обеспечение старшей общеобразовательной школы | Департамент общего образования |
| 4. Корректировка базисного учебного плана | I квартал | Создание организационно-методических материалов и учебников нового поколения | Департамент общего образования | |
5 | Обеспечение условий, способствующих укреплению здоровья обучающихся и воспитанников в системе образования | 1. Реализация подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации" | I квартал 2002 года - | Создание условий для укрепления здоровья детей и подростков; внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий; создание нормативно-правовой базы, соответствующей новым условиям; программно-методических материалов и рекомендаций | Департамент по молодежной политике Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи |
| 3. Разработка требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье | IV квартал 2003 года | Управление дошкольного образования | ||
| 4. Определение условий для развития сети физкультурно-оздоровительных учреждений для дошкольников | III квартал |
| Управление дошкольного образования | |
|
| 5. Разработка и внедрение рекомендаций по обеспечению не менее 6 часов в неделю развития двигательной активности учащихся общего образования | I квартал |
| Департамент общего образования |
| 6. Реализация комплекса мер по эффективному использованию спортивных помещений, сооружений образовательных учреждений для физического воспитания детей | I квартал |
| Департамент общего образования (отдел физической культуры и спорта) | |
7. Совместное заседание коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России, президиума РАО "Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации" | II квартал | Определение общих подходов к осуществлению межведомственных мер по улучшению физического воспитания детей и молодежи | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | ||
|
| 8. Реализация федеральной междисциплинарной программы "Здоровье" для образовательных учреждений | I квартал |
| Управление специального образования |
6 | Обеспечение государственной поддержки образовательных учреждений, ведущих инновационную деятельность, как опорных площадок процесса модернизации образования | Создание системы опытно-экспериментальных площадок, поддерживаемых в рамках Федеральной программы развития образования и других федеральных целевых программ, по всем основным направлениям модернизации | II квартал | Поддержка инновационной деятельности педагогических коллективов, экспертная оценка предлагаемых к внедрению педагогических новаций | Управление высшего профессионального образования |
7 | Разработка критериев отбора и утверждение перечня ведущих учреждений высшего профессионального образования, научных и творческих школ с целью повышения эффективности использования научно-педагогического потенциала высшей школы, создания современной научно-экспериментальной базы и обеспечения этих учреждений, приоритетной государственной поддержкой | 1. Подготовка предложений к проектам федеральных законов о бюджете | II квартал | Повышение эффективности использования научно-педагогического потенциала высшей школы, создание современной научно-экспериментальной базы высшей школы. Расширение государственной поддержки ведущих научных и творческих школ | Управление высшего профессионального образования |
| 2. Приоритетная поддержка ведущих вузов при размещении государственных заданий на подготовку специалистов, в том числе аспирантов, докторантов и иностранных граждан | С 2004 года (ежегодно) | Обеспечение устойчивого развития ведущих вузов и их научно-педагогического потенциала | Управление экономики | |
3. Поддержка научно-педагогических школ ведущих вузов (на конкурсной основе) | С 2003 года (ежегодно) |
| Управление развития и планирования научных исследований | ||
| 4. Создание базовых кафедр ведущих вузов в научных учреждениях РАН | I квартал |
| Управление развития и планирования научных исследований | |
5. Оснащение (на конкурсной основе) ведущих вузов комплектами современного оборудования для организации учебного процесса и научной деятельности | С 2003 года (ежегодно) | Создание условий для подготовки специалистов в соответствии с мировыми требованиями | Управление материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений | ||
| 6. Формирование системы грантов для поддержки молодых талантливых ученых | II квартал | Закрепление молодежи в науке | Управление развития и планирования научных исследований Департамент по молодежной политике | |
| 7. Создание учебно-научно-инновационных комплексов, кафедр, научно-экспериментальных центров совместного ведения с отраслями в ведущих университетах страны | I квартал | Достижение соответствия образовательного процесса условиям и требованиям современного производства и науки, привлечение внебюджетных средств в вузы | Управление научно-инновационной деятельности | |
8 | Осуществление переаттестации образовательных программ в области экономики, права и менеджмента, переаттестации и, при необходимости, повторного лицензирования филиалов вузов | 1. Формирование оценочных средств контроля качества высшего образования в области экономики, права и менеджмента | II квартал | Обеспечение подготовки квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов | Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России |
2. Проведение контроля качества высшего образования в области экономики, права и менеджмента в высших учебных заведениях и их филиалах | I этап |
| Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России | ||
9 | Обеспечение приоритетного развития начального и среднего профессионального образования с проведением их структурной перестройки с учетом потребностей региональных рынков труда, реформирование системы управления начальной и средней профессиональной школой. | 1. Разработка проектов федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части начального и среднего профессионального образования и постановления Правительства Российской Федерации | IV квартал 2003 года | Создание правовой базы для деятельности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в новых социально-экономических условиях Обновление содержания начального и среднего профессионального образования в соответствии с современными и перспективными потребностями экономики. Совершенствование качества подготовки кадров | Управление среднего профессионального образования |
| 3. Определение потребности в подготовке кадров рабочих и специалистов в образовательных учреждениях начального профессионального образования по годам на ближайшие 5 лет и на период до 2010 года | I квартал | Повышение доступности начального и среднего профессионального образования, согласование сети учебных заведений и структуры подготовки кадров с потребностями рынка труда | Управление начального профессионального образования | |
|
| 4. Подготовка предложений по оптимизации сети ссузов. Упорядочение структуры подготовки кадров с учетом потребностей рынков труда | II квартал |
| Управление среднего профессионального образования |
| 5. Нормативное правовое обеспечение механизмов социального партнерства системы среднего профессионального образования, развитие различных форм взаимодействия его субъектов | IV квартал 2003 года | Повышение качества среднего профессионального образования за счет дополнительной материальной поддержки учебных заведений, обеспечение взаимодействия образовательного процесса с реальным производством | Управление среднего профессионального образования | |
| 6. Разработка концепции реализации общего среднего образования в системе начального и среднего профессионального образования | IV квартал 2002 года | Обеспечение рациональной координации содержания среднего (полного) общего образования с содержанием начального и среднего профессионального образования | Управление начального профессионального образования | |
10 | Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, создание университетских комплексов | 1. Подготовка проектов постановлений Правительства Российской Федерации об изменении подведомственных образовательных учреждений высшего профессионального образования путем присоединения к ним образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня, и иных учреждений, предприятий и организаций; о передаче образовательных учреждений среднего профессионального образования Минэкономразвития России и Госкомстата России в ведение Минобразования России | II квартал | Апробация различных моделей университетских комплексов не менее чем 20 федеральными экспериментальными площадками с оценкой эффективности принятых моделей. Создание 4 университетских комплексов ежегодно | Управление высшего профессионального образования |
| 2. Развитие нормативной правовой базы деятельности университетских комплексов | IV квартал 2003 года | Законодательные и нормативные акты поддержки деятельности университетских комплексов, в том числе по вопросу привлечения бюджетных средств всех уровней | Управление высшего профессионального образования | |
|
| 3. Разработка образцов сопряженных примерных профессиональных программ по образовательным программам начального профессионального образования - среднего профессионального образования, среднего профессионального образования - высшего профессионального образования по ряду соответствующих направлений подготовки специалистов | II квартал | Создание банка данных сопряженных профессиональных образовательных программ | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования |
| 4. Разработка и экспериментальная апробация нормативно-правовой базы для формирования и развития образовательных округов | I квартал | Формирование новой региональной модели управления образованием | Управление высшего профессионального образования | |
5. Разработка и экспериментальная апробация нормативно-правовой базы для формирования и развития многоуровневых образовательных комплексов на базе средних специальных учебных заведений | II квартал | Апробация различных моделей многоуровневых образовательных комплексов на базе средних специальных учебных заведений, оценка их эффективности | Управление среднего профессионального образования | ||
11 | Обеспечение реальной многоуровневости высшего профессионального образования | 1. Экспериментальная отработка моделей многоступенчатой (в соответствии с Болонской декларацией 1999 года о создании общеевропейского пространства высшего образования) структуры российского высшего образования, совместимой с европейской системой высшего образования | Начиная | Совершенствование структуры подготовки кадров, развитие бакалавриата и магистратуры | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования Управление международного образования и сотрудничества |
2. Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих реальное функционирование многоступенчатой структуры высшего профессионального образования | IV квартал 2004 года | Расширение возможностей для экспорта образовательных услуг российского высшего профессионального образования | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | ||
3. Разработка проекта модели отечественной системы зачетных единиц - учебных кредитов в высшем образовании и связанных с ней основных понятий и нормативов с учетом усиления роли самостоятельной работы студентов | IV квартал 2003 года | Создание модели отечественной системы учебных кредитов, обеспечивающей академическую стабильность студентов | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | ||
|
| 4. Проведение эксперимента по переводу образовательного процесса в нескольких вузах на модульно-рейтинговую (кредитную) основу | Начиная | Экспериментальная проверка реализации системы, разработка необходимых документов и предложений по дальнейшей организации работы | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования Управление высшего профессионального образования |
5. Разработка государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования на основе образовательных кредитов и интеграционных и междисциплинарных программ с учетом современных квалификационных требований (профессиональных стандартов) | IV квартал 2004 года | Подготовка специалистов на уровне современных профессиональных стандартов с учетом международных требований | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | ||
6. Разработка процедур сертификации образовательных программ с учетом требований Всемирной торговой организации | I квартал | Обновление структуры подготовки специалистов в соответствии с реальными требованиями современного производства | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | ||
7. Оптимизация Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования на основе Общероссийского классификатора специальностей образования | IV квартал 2004 года |
| Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | ||
8. Разработка оценочных и диагностических средств для итоговой государственной аттестации студентов вузов и издание соответствующих фондов образцов таких средств по всем специальностям и направлениям высшего профессионального образования | IV квартал 2003 года | Подготовка методических указаний | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | ||
| 9. Разработка и введение в действие государственного образовательного стандарта по специальности "Управление инновациями" | IV квартал 2003 года |
| Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |
| 10. Подготовка предложений по формированию многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной сферах, включая сферу малого предпринимательства | IV квартал 2002 года |
| Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |
12 | Укрепление и модернизация материально-технической базы, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки | 1. Разработка требований к материально-техническому обеспечению реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования | IV квартал 2003 года | Обеспечение материально-технической базы подготовки специалистов по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования |
| 2. Формирование перечней обязательных учебных изданий (включая электронные учебники) по дисциплинам федерального компонента всех государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования | III квартал | Создание электронной базы данных общего пользования | Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования | |
| 3. Материально-техническое оснащение учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования типовыми комплектами учебного оборудования и приборов в соответствии с новыми образовательными стандартами | 2002-2004 годы (ежегодно на конкурсной основе) | Обеспечение повышения качества образовательного процесса | Управление программ развития материально-технической базы, социальной сферы и имущественных отношений | |
13 | Включение образовательных учреждений профессионального образования в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети. Информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования | 1. Создание системы асимметричного доступа | IV квартал 2002 года | Создание единой отраслевой сети | Управление информационных технологий в образовании |
3. Информационная поддержка единого государственного экзамена | I квартал |
| Управление информационных технологий в образовании | ||
| 4. Компьютеризация городских и поселковых школ; доставка в эти школы электронного оборудования, учебного продукта; переподготовка учителей | II квартал 2002 года - |
| Дирекция программы "Дети России" | |
5. Разработка электронного образовательного продукта по всем дисциплинам общего образования | I квартал |
| Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек | ||
14 | Расширение сотрудничества в сфере образования с государствами Содружества Независимых Государств | 1. Заключение соглашения со всеми государствами - участниками СНГ: | До IV квартала 2003 года | Формирование единого образовательного пространства | Управление международного образования и сотрудничества |
2. Разработка совместной с Республикой Белоруссия Программы формирования единого образовательного пространства Союзного государства | IV квартал 2002 года | Обеспечение выполнения Программы по созданию Союзного государства | Управление международного образования и сотрудничества | ||
3. Обеспечение образовательной поддержки соотечественников за рубежом путем: увеличения в 3 раза приема на обучение в российские образовательные учреждения граждан СНГ; расширения сети российско-национальных образовательных учреждений в каждом государстве СНГ (школы, вузы) | I квартал | Содействие обеспечению прав и свобод соотечественников в сфере образования | Управление международного образования и сотрудничества | ||
4. Проведение Форума выпускников-иностранцев российских вузов (в Государственном Кремлевском дворце) | IV квартал 2003 года | Поддержка международного престижа российского образования | Управление международного образования и сотрудничества | ||
15 | Содействие экспорту образовательных услуг образовательных учреждений России. Обеспечение продвижения российской системы образования на международном рынке образовательных услуг | 1. Разработка проекта Концепции государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран | IV квартал 2002 года | Создание условий для перспективного планирования деятельности образовательных учреждений по развитию экспорта образовательных услуг | Управление международного образования и сотрудничества |
2. Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров международных служб вузов | II квартал | Кадровое обеспечение экспорта образовательных услуг. Создание кафедр и центров, обеспечивающих переподготовку до 100 сотрудников международных служб вузов в год | Управление международного образования и сотрудничества | ||
3. Создание баз данных по иностранным учащимся и выпускникам | IV квартал 2002 года | Информационно-статистическое обеспечение управления экспортом образовательных услуг | Управление международного образования и сотрудничества | ||
| 4. Создание и развитие зарубежных представительств по набору иностранных учащихся, сети российских региональных центров международного сотрудничества и академической мобильности (ежегодно не менее 5 новых центров) | I квартал | Организационное обеспечение экспорта образовательных услуг | Управление международного образования и сотрудничества | |
16 | Создание государственно-общественной системы экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организаций и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения | Разработка новой редакции нормативного правового обеспечения деятельности Федерального экспертного совета | III квартал | Создание условий для повышения качества учебной литературы | Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек |
17 | Подведение итогов и принятие решений по результатам долгосрочных экспериментов в системе образования Подготовка нормативных и правовых актов по введению новой структуры и содержания общего образования, апробация различных моделей реструктуризации сети сельских общеобразовательных учреждений | Подготовка проектов нормативных правовых актов | IV квартал 2003 года - | Реализация Концепции модернизации образования в части повышения доступности качества и эффективности образования | Департамент общего образования |