ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 1927 года


Об утверждении Положения об инвентаризации имущества
местных советов

________________________________________________________________
В настоящее время данных о действии либо об отмене настоящего акта не
имеется. По данной теме следует руководствоваться Методическими
 указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
,
утвержденными приказом Министерства финансов Российской
 Федерации от 13 июня  1995 года № 49

________________________________________________________________

В развитие примечания 1 к ст.1 и ст.5 Положения об имуществах местных советов от 12 ноября 1923 года (Собр.Узак., 1923 год, N 113, ст.1046), Экономическое Совещание РСФСР

постановляет:

1. Утвердить прилагаемое при сем Положение об инвентаризации имущества местных советов.

2. Распространить означенное Положение на всю территорию РСФСР в том числе и на автономные республики.

3. Изданную Народным Комиссариатом Финансов РСФСР инструкцию по учету коммунальных имуществ и предприятий от 2 июня 1925 года N 1091 (Бюллетень Народного Комиссариата Финансов РСФСР N 7 от 25 июля 1925 года) отменить.

4. Поручить соответствующим народным комиссариатам и центральным учреждениям, по ведомству которых имеется имущество местных советов (Народный Комиссариат Земледелия, Народный Комиссариат Здравоохранения, Народный Комиссариат Внутренних Дел, Народный Комиссариат Социального Обеспечения и др.), издать свои ведомственные инструкции по инвентаризации на основах настоящего Положения; все ранее изданные инструкции пересмотреть и согласовать с настоящим Положением.

5. Издаваемые вновь ведомственные инструкции по применению настоящего постановления, а также ранее изданные инструкции должны быть согласованы с Народным Комиссариатом Финансов РСФСР.

6. Поручить местным исполнительным комитетам и городским советам произвести инвентаризацию находящихся в их ведении и распоряжении имуществ по инструкциям, издаваемым центральными органами ведомств.

     

ПОЛОЖЕНИЕ

об инвентаризации имуществ местных советов

     
I. Общие положения

1. Ввиду отсутствия на местах исчерпывающих данных о количестве и ценности имуществ местных советов и необходимости этих данных для правильной постановки управления означенными имуществами, местные исполнительные комитеты и городские советы обязаны произвести инвентаризацию названных имуществ на основаниях, изложенных в настоящем Положении.

2. Инвентаризация имуществ местных советов производится в целях:

а) выяснения наличия и технического состояния имущества;

б) включения стоимости имущества в общий баланс народного хозяйства;

в) определения суммы ежегодных амортизационных отчислений со стоимости имуществ и

г) удовлетворения иных потребностей народного хозяйства в инвентарных сведениях.

3. В соответствии с указанными в ст.2 целями, инвентаризация имуществ заключается:

а) в учете имуществ с выявлением их принадлежности, в описании их по основным признакам и определении их технического состояния и

б) в оценке имущества.

4. Инвентаризация на местах осуществляется по инструкциям, издаваемым на основании настоящего Положения соответствующими народными комиссариатами и центральными учреждениями, по ведомству которых имеется имущество местных советов (Народный Комиссариат Земледелия, Народный Комиссариат Здравоохранения, Народный Комиссариат Внутренних Дел, Народный Комиссариат Труда, Народный Комиссариат Социального Обеспечения и др.). Все изданные ранее ведомственные инструкции должны быть согласованы с настоящим Положением.

5. Общее руководство и наблюдение за производством инвентаризации имущества местных советов в пределах каждой административно-территориальной единицы возлагается на соответствующие местные исполнительные комитеты и городские советы, по принадлежности.

6. Непосредственное выполнение работ по инвентаризации возлагается на соответствующие местные органы.

7. В целях поддержания инвентарных сведений об имуществе на уровне современных данных, вслед за инвентаризацией имущества, выражающейся в единовременном сплошном учете и оценке их, соответствующими хозяйственными органами должна вестись также текущая регистрация последующих изменений в составе и стоимости имущества.

II. Объекты инвентаризации

8. Инвентаризации подлежат все виды имуществ, находящихся в ведении и распоряжении местных советов, относящихся к основному имущественному фонду. К основному имущественному фонду относится всякое имущество, которое не уничтожается целиком в одном каком-либо акте производства.

В соответствии с этим инвентаризации подлежат следующие категории имуществ:

а) земельные имущества, куда входят земли под селитьбой, земли сельскохозяйственного значения и проч.;

б) лесные и рыболовные угодья и месторождения недр;

в) сооружения: водопроводные, канализационные сети, мелиоративные сооружения, плотины и проч.;

г) здания: жилые, нежилые, подсобные, торгово-промышленные склады и пр.;

д) оборудование и инвентарь: механические и силовые установки, трансмиссии и проч.;

е) живой инвентарь: рабочий скот, продуктовый скот, племенной скот и проч.;

ж) хозяйственный инвентарь: обстановка, мебель, повозки и проч.

9. Инвентаризации, в порядка настоящего Положения, подлежат имущества местных советов по линии соответствующих ведомств, независимо от того, в чьем хозяйственном управлении или пользовании таковые находятся: непосредственно у отделов исполнительного комитета, или городского совета, или у частных или государственных арендаторов, у кооперации и т.п.

10. В тех случаях, когда на местах еще не закончено разграничение имуществ и не оформлена их принадлежность, они инвентаризуются теми органами, в ведении коих находятся в момент инвентаризации.

Примечание 1. При наличии спорных имуществ вопрос о том, по линии какого ведомства должно инвентаризироваться данное имущество, разрешается впредь до оформления его принадлежности соответствующими исполнительными комитетами.

Примечание 2. Всякое имущество должно быть отражено в инвентарных описях только один раз, т.е., если имущество записано в описи по линии одного ведомства, то по линии другого ведомства оно не должно включаться в описи, хотя бы во временном пользовании последнего таковое и находилось.

11. Товары, материалы, сырье и предметы, которые могут быть использованы в данном производстве лишь однажды, а также легко портящееся и малоценное имущество, имеющее кратковременный характер использования, или предназначенное к систематическому сбыту или потреблению в данном хозяйстве, или подлежащее переделке в другие виды имущества, относятся к оборотному фонду, и инвентаризации в порядке настоящего Положения не подлежат.

12. Не подлежат инвентаризации в порядке настоящего Положения имущества учреждений, состоящих на государственном бюджете, имущества местной промышленности, находящиеся на учете местных советов народного хозяйства или отделов местного хозяйства и инвентаризируемые на основании Правил составления балансов и исчислений амортизационных отчислений государственными и кооперативными предприятиями, а также акционерными обществами с преобладанием государственного капитала, обязанными публичной отчетностью, за исключением кредитных учреждений, утвержденных постановлением Совета Труда и Обороны 10 сентября 1926 года (Собр.Зак., 1926 год, N 60, ст.453), и изданных в их развитие распоряжений Народного Комиссариата Финансов РСФСР и Высшего Совета Народного Хозяйства РСФСР, и государственные земельные имущества местного значения, инвентаризируемые на основании декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 августа 1923 года о порядке, условиях и сроках использования государственных земельных имуществ (Собр. Узак., 1923 год, N 74, ст.716) и изданных на основании его постановлений Народного Комиссариата Земледелия РСФСР и Народного Комиссариата Финансов РСФСР.

III. Учет имущества

13. Учет имущества заключается: а) в выявлении принадлежности имущества, его наличия и местонахождения; б) в описании его по основным признакам; в) в определении его технического состояния и степени износа в момент инвентаризации.

14. Учет имущества производится с натуры с использованием материалов всех ранее произведенных обследований и учетов.

При описании скрытых сооружений (как, например, водопроводная и канализационная сеть, кабельная проводка и пр.), надлежит руководствоваться планами, сметами, отчетами, рабочими чертежами и другими материалами, касающимися этих сооружений.

15. Всякие измерения и исчисления при инвентаризации имущества производятся в метрических мерах.

16. При описании имущества указываются:

а) в отношении земель - границы, площадь, род угодий, почва;

б) в отношении строений - назначение строения, материал стен и крыш, размеры (число этажей, объем, площадь), род отделки, система отопления, год постройки, техническое состояние, процент изношенности, отметки об условиях эксплуатации в прошлом;

в) в отношении сооружений - название и назначение сооружения, материал, размеры, год постройки, год начала эксплуатации, техническое состояние, процент изношенности, отметки об условиях эксплуатации в прошлом;

г) в отношении всякого рода оборудования - название и назначение предмета, система, тип, фабричный номер, материал, типовые размеры или вес, год изготовления, год начала эксплуатации, техническое состояние, процент изношенности, отметка об условиях эксплуатации в прошлом;

д) в отношении живого инвентаря - порода, пол, возраст;

е) в отношении разного хозяйственного инвентаря - название и число однородных предметов.

В целях достижения единообразного учета, указанный выше перечень признаков является обязательным при учете и может пополняться другими признаками в зависимости от рода описываемого имущества.

Примечание. В случае надобности, описание земель, сооружений, зданий и оборудований сопровождается составлением графических изображений их в форме планов, схематических чертежей и т.п.

17. При описании разного рода оборудования и инвентаря о каждом описываемом предмете делаются отметки о формах эксплуатации (непосредственная эксплуатация, в аренде, в бесплатном пользовании) и о состоянии имущества (годное работающее, годное неработающее, негодное ликвидное, неликвидное, лом).

18. Учет имущества завершается занесением инвентарных сведений в инвентари (инвентарные книги и пр.) с составлением общей сводки данных инвентаризации.

19. Методы и формы регистрации материальных ценностей и общих сводок данных инвентаризации разрабатываются соответствующими ведомствами.

IV. Методы оценки

20. Оценка имуществ заключается в установлении стоимости их в момент инвентаризации, выраженной в современной валюте.

21. В соответствии со ст.20 при оценке имущества определяются: а) первоначальная стоимость его (стоимость воспроизводства, строительная стоимость) и б) действительная его стоимость в момент инвентаризации.

22. Первоначальная (строительная) стоимость зданий и сооружений определяется по стоимости их возведения в момент инвентаризации, исходя из средней строительной стоимости измерителя по установленным типам зданий и сооружений.

В отдельных случаях, когда невозможно применение типовых измерителей, первоначальная (строительная) стоимость оцениваемого здания или сооружения определяется на основании технических смет или же путем ориентировочных расчетов.

Примечание. Строительная стоимость измерителя определяется на основе существующих во время оценки местных рыночных цен на материалы и рабочую силу, причем эта стоимость устанавливается отдельно для различных типов строений и сооружений, в зависимости от их назначения, отделки, сложности сооружения, характера строительных материалов и проч.

23. Первоначальная стоимость (стоимость воспроизводства) разного рода оборудования и инвентаря, носящих характер промышленных изделий, как-то: машин, медицинских и других инструментов и пр., устанавливается по стоимости соответствующего нового имущества по современным ценам, причем первоначальная стоимость вспомогательных устройств и приспособлений (ремни, фундамент, монтажные краны и т.п.) показывается по каждой машине и оборудованию в отдельности.

Примечание 1. Цены на предметы оборудования и инвентаря устанавливаются по существующим прейскурантам предприятий, марку коих они носят, или других предприятий, изготовляющих то же оборудование и инвентарь. Имущества, не имеющие марки предприятий, у коих они были приобретены, оцениваются на основании существующих предложений или прейскурантов центральных или местных государственных фирм.

Примечание 2. При оценке оборудования и пр. надлежит включать в их стоимость действительно произведенные расходы по доставке и установке их, причем как та, так и другая стоимость показываются отдельно от стоимости оцениваемых предметов.

24. Стоимость живого инвентаря устанавливается на основании существующих к моменту инвентаризации и средних годовых местных рыночных цен, а в отношении высокосортного и не имеющего цены скота применяются специальные инструкции соответствующих ведомств.

25. Первоначальная стоимость разного хозяйственного инвентаря (как, например, мебель, повозки, упряжь и пр.) устанавливается на основании существующих цен центральных или местных государственных предприятий, а при отсутствии таковых - по местным рыночным ценам.

26. Действительная стоимость имущества к моменту инвентаризации определяется путем уменьшения первоначальной стоимости на сумму его обесценения, обусловливаемого техническим износом, происшедшим как при нормальных, так и ненормальных условиях его эксплуатации.

27. При определении суммы и процента обесценения имущества в момент инвентаризации надлежит установить раздельно:

а) обесценение имущества при нормальных условиях службы его и

б) обесценение имущества при ненормальных условиях службы его (запущенность вследствие непроизводства своевременного капитального ремонта, разрушения вследствие стихийных причин, усиленной нагрузки и пр.).

28. Обесценение при нормальных условиях эксплуатации имущества исчисляется в зависимости от срока фактической службы его и принятой для данного вида имущества долговечности.

Примечание 1. Сроки долговечности для зданий и сооружений устанавливаются в зависимости от типа их и местных условий.

Примечание 2. Сроки долговечности оборудования и инвентаря, носящих характер изделий промышленности, устанавливаются соответствующими ведомствами.

29. Обесценение имущества, происшедшее от ненормальных условий службы его, устанавливается по сумме стоимости капитального ремонта, необходимого для ликвидации запущенности, и работ по восстановлению имущества от разрушения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»