____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Гособразования СССР от 23 апреля 1990 года N 280.
Не применяется на территории Российской Федерации на основании
приказа Минобрнауки России от 9 июня 2008 года N 177
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года N 313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы"
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Типовое положение о Доме (Дворце) пионеров и школьников;
1.2. Типовое положение о станции юных техников*;
________________
* см.: Бюл. норм. актов. 1987 год. N 12.
1.3. Типовое положение о станции юных натуралистов*;
________________
* см.: Бюл. норм. актов. 1987 год. N 12.
1.4. Типовые штаты городских, районных (окружных) Домов (Дворцов) пионеров и школьников;
________________
* см.: Бюл. норм. актов. 1987 год. N 12.
1.6. Типовые штаты городских, районных детских парков.
2. Министерствам просвещения союзных республик:
на основе Типовых положений о Доме (Дворце) пионеров и школьников, станциях юных техников и натуралистов разработать и утвердить Положения о внешкольных учреждениях с учетом специфики их работы в республике и довести до сведения органов народного образования и внешкольных учреждений, провести разъяснительную работу:
привести штаты городских, районных (окружных) Домов (Дворцов) пионеров и школьников, республиканских (АССР), краевых, областных, окружных, городских, районных станций юных техников и станций юных натуралистов, городских, районных детских парков в соответствие с настоящими Типовыми штатами в пределах плана по труду и предельных ассигнований на содержание аппарата управления учреждений просвещения.
3. Разрешить министерствам просвещения союзных республик (не имеющих областного деления), министерствам просвещения автономных республик, краевым, областным отделам народного образования в пределах плана по труду и бюджетных ассигнований утверждать дополнительно в штатах отдельных Домов (Дворцов) пионеров и школьников, станций юных техников, натуралистов, детских парков, в которых по условиям и объему работы не могут быть применены настоящие Типовые штаты, должности, связанные со спецификой эксплуатации зданий, обслуживания сооружений, оборудования, инвентаря.
4. Считать утратившими силу инструктивное письмо Министерства просвещения СССР от 1 ноября 1976 года N 66-М "О введении Типового положения о Доме пионеров", Типовое положение о республиканском, краевом, областном Дворце пионеров и школьников, утвержденное Министерством просвещения СССР, Секретариатом ЦК ВЛКСМ 20 февраля 1969 года.
5. Штаты республиканских, краевых, областных, городских (городов - столиц союзных республик) Домов (Дворцов) пионеров и школьников, республиканских (союзных республик) станций юных техников, натуралистов утверждаются в индивидуальном порядке министерствами просвещения союзных республик.
Заместитель министра
А.А.Коробейников
1.1. Дом (Дворец) пионеров и школьников* - многопрофильное внешкольное учреждение, осуществляющее учебно-воспитательную работу с учащимися от 6 до 18 лет.
________________
* Данное Типовое положение распространяется на республиканские, краевые, областные, окружные, городские и районные Дома (Дворцы) пионеров и школьников.
1.2. Дом (Дворец) пионеров и школьников взаимодействует с комсомольской и пионерской организациями, школой, средними специальными и профессионально-техническими учебными заведениями, внешкольными учреждениями различных ведомств, семьей и общественностью и выполняет следующие функции:
проводит широкую массово-политическую и культурно-просветительную работу среди пионеров, школьников и учащейся молодежи; способствует организации их свободного времени, обеспечивая широкий спектр направлений деятельности;
формирует и развивает интересы и способности детей и подростков, содействуя всестороннему развитию их личности;
является базой организационно-массовой и инструктивно-методической работы комитета комсомола и совета пионерской организации с пионерами и пионерскими кадрами.
1.3. Воспитательная деятельность Дома (Дворца) пионеров и школьников направлена на комплексное решение задач коммунистического воспитания учащихся: формирование их познавательной и общественной активности, коллективизма и товарищества, самостоятельности, ответственности и творческого отношения к делу; профессиональную ориентацию школьников, привитие им навыков трудовой деятельности; организацию разумного досуга и отдыха детей, подростков и учащейся молодежи, укрепление их здоровья.
1.4. Дом (Дворец) пионеров и школьников осуществляет свою деятельность с учетом предъявляемых к внешкольной работе требований - массовости, добровольности и свободного выбора детьми и подростками видов занятий, их инициативы и самодеятельности.
Каждый учащийся имеет право заниматься в кружках разного профиля, вступать в члены клуба, свободно выходить из состава кружка, клуба и переходить в другой.
1.5. Работа в Доме (Дворце) пионеров и школьников ведется на русском и родном (в республиках) языках.
2.1. Дом (Дворец) пионеров и школьников открывается в установленном порядке при наличии соответствующего здания, учебного и другого необходимого оборудования, обеспеченности педагогическими кадрами; строгом соблюдении санитарно-гигиенических, противоэпидемических требований и правил противопожарной безопасности.
Примечание. Типы зданий Домов (Дворцов) пионеров и школьников, составы помещений, земельных участков, как правило, должны соответствовать разработанным ЦНИИЭП учебных зданий Госгражданстроя СССР Рекомендациями по проектированию внешкольных учреждений - Домов и Дворцов пионеров и школьников (ДПШ), станций юных техников (СЮТ), станций юных натуралистов (СЮН) (М.; Стройиздат, 1984).
2.2. Запрещается использовать помещения Дома (Дворца) пионеров и школьников не по назначению, сдавать их в аренду, а также размещать в них другие организации.
2.3. Режим работы в выходные дни устанавливается в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка для работников внешкольных учреждений системы Министерства просвещения СССР.
2.4. В соответствии с утвержденными для каждого учреждения штатами и в пределах бюджетных ассигнований в Домах (Дворцах) пионеров и школьников при наличии 10 кружков одного профиля создаются следующие отделы:
технического творчества, рационализаторства и изобретательства;
художественного творчества;
туристско-краеведческой работы;
натуралистической работы и сельскохозяйственного опытничества;
спортивной и оборонно-массовой работы.
Отделы массово-политической и методической работы создаются вне зависимости от количества кружков в Доме (Дворце) пионеров и школьников, отнесенном к I, II, III группам по оплате труда руководящих работников.
Примечания. 1. Допускается разделение и объединение отделов, создание помимо вышеназванных отделов других профилей.
2. Проведение массово-политической и методической работы в учреждениях, отнесенных к IV группе по оплате труда руководящих работников, осуществляют методисты и культорганизаторы.
3. Должности заведующего отделом, методиста, культорганизатора могут быть введены в соответствии со штатными нормативами, утвержденными Министерством просвещения СССР в установленном порядке.
2.5. Отдел массово-политической работы может объединять общественно-политические клубы и клуб интернациональной дружбы; музеи и выставки революционной, боевой и трудовой славы, истории комсомольской и пионерской организаций и другие; пост почетного караула пионеров и школьников у Вечного огня, памятников и обелисков; библиотеку, лекторий, игротеку; различные клубы по интересам, кружки организаторов досуга, юнкоров; сектор (кабинет) по организации массовых мероприятий.
2.6. Отдел методической работы может объединять сектора (кабинеты) организационно-методического обеспечения деятельности пионерских дружин и отрядов, школьных комсомольских организаций: инструктивно-методической работы с пионерскими кадрами, работниками внешкольных учреждений: методическую библиотеку или информационно-методический центр; клубы пионерского и школьного комсомольского актива, пионерских вожатых.
2.7. Отдел технического творчества, рационализаторства и изобретательства может объединять кружки и клубы по различным направлениям науки, техники и производства: начального технического, спортивно-технического, производственно-технического, строительного и транспортного моделирования и конструирования; конструирования и изготовления малогабаритной сельскохозяйственной и бытовой техники; автомотовождения, картинга; технического дизайна; компьютерной техники; юных астрономов и космонавтов; фотокинотехники и другие.
2.8. Отдел художественного творчества может объединять кружки и клубы литературного, изобразительного и прикладного творчества: эстетики быта, моделирования и конструирования обуви и одежды; народных промыслов по видам; дизайна и архитектуры, моделирования и конструирования жилых зданий и помещений; художественного чтения, драматических, театральных, эстрадных; фотокиноискусства; фольклорные, вокальные, хореографические, бальных танцев, музыкальные, оркестры, горнистов, барабанщиков и другие.
2.9. Отдел туристско-краеведческой работы может объединять кружки и клубы по различным видам туризма, краеведения, спортивного ориентирования, юных экскурсоводов, геологов, археологов, конструирования туристского снаряжения и другие.
2.10. Отдел натуралистической работы и сельскохозяйственного опытничества может объединять кружки и клубы экологические, биологические, медико-химико-биологические, сельскохозяйственные и другие; профильные отряды.
2.11. Отдел спортивной и оборонно-массовой работы может объединять кружки и клубы по различным видам спорта, включая военно-прикладные, спортивных и подвижных игр, общей физической подготовки: юных моряков, речников, полярников, летчиков, юных пожарных, юных инспекторов движения, профильные отряды и другие.
2.12. В республиканских, краевых, областных, окружных, городских (городов -столиц союзных республик) Домах (Дворцах) пионеров и школьников создается отдел по координации и методическому обеспечению учебно-воспитательной деятельности внешкольных учреждений в территории; в профильных отделах могут быть созданы сектора (кабинеты) массовой и методической работы.
2.13. Разнообразные возможности всех подразделений Дома (Дворца) пионеров и школьников могут использоваться комитетом комсомола и советом пионерской организации для обеспечения деятельности городского, районного пионерского штаба, советов и штабов профильного пионерского и комсомольского актива, советов пионерских вожатых и членов комсомольских педагогических отрядов. В случае необходимости по решению комитета комсомола могут создаваться на базе детских коллективов Дома (Дворца) пионеров и школьников пионерские отряды и дружина.
2.14. Дом (Дворец) пионеров и школьников работает под общим руководством министерства просвещения союзной (автономной) республики, соответствующего отдела (управления) народного образования, в тесном взаимодействии с соответствующим комитетом комсомола и советом пионерской организации.
2.15. В своей деятельности Дом (Дворец) пионеров и школьников руководствуется Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, Законом о народном образовании союзной республики, настоящим Типовым положением; согласует свою деятельность с документами ВЛКСМ по вопросам работы комсомольских и пионерских организаций школ.
2.16. Руководство деятельностью Дома (Дворца) пионеров и школьников осуществляет директор, опираясь в своей работе на педагогический коллектив и общественные организации.
2.17. Наиболее важные вопросы деятельности Дома (Дворца) пионеров и школьников рассматриваются общим собранием трудового коллектива этого учреждения в соответствии с Законом Союза ССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями".
2.18. Для обеспечения коллегиального рассмотрения вопросов кружковой, массовой и методической работы в Доме (Дворце) пионеров и школьников образуется педагогический совет из числа педагогических, комсомольских и пионерских работников, представителей органов самоуправления воспитанников, представителей родительской общественности, базовых и шефствующих организаций, учреждений, предприятий. Организация работы педагогического совета осуществляется в соответствии с Положением о педагогическом совете внешкольного учреждения, утвержденном Министерством просвещения СССР.
2.19. В целях развития инициативы и самодеятельности воспитанников, создания и укрепления детских коллективов в кружках и клубах, обеспечения их взаимодействия в подготовке пионеров-инструкторов и инструкторов-общественников, в организации и проведении различных массовых мероприятий, пропаганды деятельности кружков и клубов в школах и по месту жительства, в организации самообслуживания и общественно полезного труда в Доме (Дворце) пионеров и школьников создаются органы самоуправления воспитанников - совет кружка, клуба, детских коллективов отдела, Дома (Дворца) пионеров и школьников. Органы самоуправления избираются открытым голосованием воспитанников или их представителей на общем собрании.
2.20. Для совершенствования содержания и методики работы по отдельным направлениям деятельности учреждения в Доме (Дворце) пионеров и школьников могут действовать методический, технический, художественный и другие советы, создаваемые при участии представителей общественности, творческих работников, деятелей науки и техники.
2.21. При Доме (Дворце) пионеров и школьников рекомендуется создавать совет родителей. Общие родительские собрания созываются по усмотрению директора Дома (Дворца) пионеров и школьников, в отделах и кружках - по усмотрению заведующих отделами и руководителей кружков, но не реже двух раз в год.
3.1. Дом (Дворец) пионеров и школьников реализует возложенные на него функции в процессе кружковой, массовой и методической работы, осуществляемой всеми подразделениями учреждения.
3.2. Занятие кружка является основной формой учебно-воспитательной работы Дома (Дворца) пионеров и школьников.
3.3. Занятия кружков должны способствовать решению конкретных воспитательных задач: формированию идейно-нравственных качеств личности; расширению и углублению объема знаний, умений и навыков, предусмотренных учебными программами школ; ознакомлению воспитанников с достижениями отечественной и мировой науки, техники и технологии, литературы, искусства, спорта; формированию умения творчески применять знания на практике, воспитанию потребности в самообразовании.
3.4. Занятия кружков ведутся по программам, разработанным на основе типовых программ, рекомендованных Министерством просвещения СССР, министерствами просвещения союзных и автономных республик, с учетом специфики регионов страны и возможностей внешкольного учреждения. В отдельных случаях по оригинальным направлениям деятельности кружков программы могут быть составлены руководителями кружков, творческими и научными работниками, одобрены педагогическим советом и утверждены соответствующим органом народного образования.