Недействующий

О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (утратило силу)

2. Порядок внесения предложений о кандидатурах
в состав избирательных комиссий политической партией,
 общественным объединением, избирательным блоком

1. В соответствии со статьей 22 Федерального закона правом внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальных и участковых комиссий, формируемых в пределах территории определенного субъекта Российской Федерации, обладают:

политические партии;

общественные объединения;

избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе местного самоуправления.

2. Общим требованием к решениям, принимаемым полномочными (руководящими) органами субъектов предложения кандидатур в состав избирательных комиссий, является принятие данного решения либо органом, соответствующим уровню избирательной комиссии, либо вышестоящим органом. Полномочия органа, представившего кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии, должны быть подтверждены документально (копия устава, решение руководящего органа и т.п.).

3. Предлагаемая политической партией, избирательным блоком, избирательным объединением, общественным объединением кандидатура должна соответствовать требованиям, предъявляемым к членам избирательных комиссий. Ответственность за соблюдение этих требований несет предлагающая сторона и предлагаемое в качестве кандидатуры лицо.

4. Решение о предложении кандидатур в состав соответствующих избирательных комиссий от политической партии вносит полномочный (руководящий) орган партии в соответствии с ее уставом. Региональные отделения, иные структурные подразделения партии могут вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий в том случае, если уставом партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом партии. При этом решение принимается органом регионального отделения, иного структурного подразделения, полномочным принимать такое решение. Указанные полномочные органы могут быть прямо определены в уставе партии либо решение этого вопроса может быть возложено на какой-либо руководящий орган партии. Все вышеуказанные документы, в том числе по делегированию полномочий, должны быть оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными (руководящими) лицами партии (ее структурных подразделений) в соответствии с уставом.

5. Согласно пункту 8 статьи 35 Федерального закона избирательный блок при его создании обязан уполномочить орган избирательного блока или одно из входящих в него избирательных объединений выступать от его имени, в том числе по вопросу внесения предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий всех уровней Решение о предложении кандидатур принимается тем органом (органами), который был определен на съезде представителей избирательных и общественных объединений, создающих соответствующий избирательный блок. При этом порядок подготовки и принятия решения по предложению кандидатур может быть определен в соглашении о создании блока. Подобная ситуация может возникнуть в случае, если по результатам выборов в представительный орган власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, назначенных после вступления в силу Федерального закона (26 июня 2002 года), к распределению депутатских мандатов будет допущен список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком, а избирательная комиссия формируется после данных конкретных выборов. Предположим, что в результате выборов в Н-скую областную Думу, которые были назначены 28 июня 2002 года и состоятся 6 октября 2002 года, будет допущен к распределению депутатских мандатов список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком "Венера", а 20 ноября 2002 года будут назначены выборы в городское собрание представителей. В этом случае избирательный блок "Венера" сможет предлагать свои кандидатуры в состав участковых (окружных) комиссий, формируемых для обеспечения необходимых избирательных процедур на выборах в городское собрание.

6. Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий от избирательного блока, созданного до вступления в силу Федерального закона, принимает орган блока либо по его поручению один из органов, входящих в блок избирательных объединений, признававшихся таковыми в соответствии с Федеральным законом от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

7. Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий избирательными объединениями и общественными объединениями принимается полномочными (руководящими) органами в соответствии с уставами этих объединений.

8. Согласно пункту 8 статьи 24, пункту 7 статьи 25, пункту 7 статьи 26, пункту 5 статьи 27 Федерального закона соответствующий полномочный орган (представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, вышестоящая комиссия) обязан назначать не менее одной второй от общего числа членов избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, территориальных и участковых комиссий на основе поступивших предложений политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, и предусмотреть такую процедуру назначения, которая бы обеспечивала безусловную реализацию данной нормы и соблюдение вышеуказанного порядка предложения кандидатур.

9. Если кандидатура, представленная политической партией, избирательным объединением, избирательным блоком, от которых представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия обязаны назначить не менее одной второй от общего числа членов комиссий, не соответствует требованиям, предъявляемым к членам избирательной комиссии, то указанным объединениям и организациям может быть сообщено об этом и они вправе представить другую кандидатуру в рамках установленного срока.

Если предложенная кандидатура соответствует требованиям Федерального закона, предъявляемым к членам избирательной комиссии, то представительный орган местного самоуправления, избирательная комиссия не вправе предъявлять к ней требования, не предусмотренные федеральным законодательством, а также требовать ее замены.

10. Если вышеназванные субъекты предложений о кандидатурах внесли их недостаточное количество, то остальные члены избирательных комиссий назначаются из числа кандидатур, предложенных иными политическими партиями, избирательными и общественными объединениями.

Если общее количество кандидатур, предложенных вышеназванными политическими партиями, избирательными блоками, избирательными объединениями, превышает одну вторую от установленного числа членов данной избирательной комиссии, целесообразно, чтобы они были назначены в состав комиссии с учетом соблюдения установленной численности и требований Федерального закона соответствующим органом.

11. Уполномоченные органы при назначении членов избирательных комиссий должны иметь в виду, что федеральное избирательное законодательство не устанавливает приоритетов среди субъектов внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий, обозначенных в подпунктах "а", "б", "в" пункта 8 статьи 24, пункта 7 статьи 25, пункта 7 статьи 26, пункта 5 статьи 27 Федерального закона.

12. В период со дня вступления в силу Федерального закона и до проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления по пропорциональной системе, состав избирательных комиссий формируется с учетом пункта 2 статьи 84 Федерального закона: политическое общественное объединение, признававшееся избирательным объединением и обладавшее правом внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до вступления в силу Федерального закона, в случае своего преобразования, не затрагивающего его статус политического общественного объединения, либо в случае своего преобразования в политическую партию сохраняет права, предусмотренные пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона.

13. В настоящее время от имени избирательных объединений "Коммунистическая партия Российской Федерации" и "Объединение "ЯБЛОКО", допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий имеют право политические партии: Коммунистическая партия Российской Федерации и Российская демократическая партия "ЯБЛОКО".

14. Добровольное объединение двух и более избирательных объединений, признававшееся избирательным блоком и обладавшее правом внесения предложений по кандидатурам в состав комиссий до вступления в силу Федерального закона, сохраняет права, предусмотренные пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона. Такой избирательный блок может по решению уполномоченного на то органа предоставить эти права одному из входящих в него избирательных объединений либо избирательному объединению, учредителями которого являются входящие в этот избирательный блок избирательные объединения. Указанное избирательное объединение в случае своего преобразования, не затрагивающего его статус политического общественного объединения, либо в случае своего преобразования в политическую партию сохраняет право внесения указанных предложений. Под эту категорию подпадает Политическая партия "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ'', имеющая сегодня право выступать от имени избирательного блока "Союз Правых Сил", допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва. При этом кандидатуры от имени избирательного блока представляются решением полномочного (руководящего) органа указанной партии либо решением ее региональных отделений (организаций), иных структурных подразделений в соответствии с уставом партии.

15. От имени избирательных блоков, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, в настоящее время вправе вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий уполномоченные органы следующих избирательных блоков либо входящих в них избирательных объединений (см. таблицы).

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЛОК "МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ "ЕДИНСТВО" ("МЕДВЕДЬ")"


Руководящий постоянно действующий орган - Координационный комитет

1

Общероссийское политическое общественное движение "Российское движение "Поколение Свободы"

2

Общероссийская политическая общественная организация "Российская Христианско-Демократическая партия" (Российская Христианско-Демократическая партия)

3

Общероссийское политическое общественное движение "Рефах" ("Благоденствие")

4

Общероссийская общественно-политическая организация - Народно-патриотическая партия

5

Общероссийское общественное политическое движение "Моя семья"

6

Общероссийская политическая общественная организация "Всероссийский союз поддержки и содействия малому и среднему бизнесу"

7

Общероссийское политическое общественное движение "В поддержку независимых депутатов"



Примечание: Общероссийская общественно-политическая организация - Народно-патриотическая партия по решению съезда ликвидирована 4 декабря 2000 года.