1. В соответствии с положениями статей 22, 24-27 Федерального закона кандидатуры для формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, участковых избирательных комиссий предлагают:
а) политические партии;
б) избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
в) избирательные объединения;
г) избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в соответствующем представительном органе местного самоуправления;
д) общественные объединения;
е) при формировании соответствующих избирательных комиссий - также представительные органы местного самоуправления, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательные комиссии предыдущего состава.
В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе местного самоуправления последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 24, пунктом 7 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона.
Политическая партия, избирательное объединение, общественное объединение, избирательный блок не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии. В избирательную комиссию может быть назначено не более одной кандидатуры, представленной непосредственно политической партией, избирательным блоком, избирательным объединением, общественным объединением В случае досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии, назначенного по представлению политической партии, избирательного блока, вакантное место рекомендуется замещать по представлению той же политической партии, того же избирательного блока, если соответствующая кандидатура ею (им) представлена.
2. При рассмотрении кандидатур в состав избирательной комиссии необходимо учитывать положения статьи 29 Федерального закона, согласно которым лица определенных категорий не могут быть членами комиссии с правом решающего голоса, а член комиссии с правом решающего голоса не может на одних и тех же выборах, референдуме быть одновременно членом иной комиссии с правом решающего голоса.
3. Доля государственных и муниципальных служащих в общей сложности не может составлять более одной трети от общего числа членов территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной и участковой избирательной комиссии (в данную квоту не входит лицо, на момент назначения в состав комиссии замещающее государственную или муниципальную должность категории "А", например, председатель постоянно действующей избирательной комиссии, работающий на штатной основе). Указанное положение может не применяться при формировании участковых комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации.
При формировании комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права и опыт организации и проведения выборов.
4. Письменное согласие гражданина Российской Федерации, кандидатура которого для назначения в состав избирательной комиссии предлагается в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом, представляется в орган, формирующий состав избирательной комиссии, вместе с документами для назначения в состав избирательной комиссии.
5. Если уполномоченные на то Федеральным законом органы местного самоуправления, комиссии не назначат состав или часть состава комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует орган местного самоуправления, либо если соответствующая комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального образования назначается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, а иной комиссии (окружной, территориальной, участковой) - вышестоящей комиссией с соблюдением требований, установленных Федеральным законом, законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при внесении в законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации предложений о приведении избирательного законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом рекомендуется обратить внимание на необходимость включения в соответствующие законы субъекта Российской Федерации следующих норм:
определяющих количественный состав избирательных комиссий. При определении количественного состава соответствующей избирательной комиссии муниципального образования целесообразно устанавливать численность не менее 5-9 членов комиссии, чем обеспечивается возможность возложения на избирательную комиссию муниципального образования в соответствии с Федеральным законом полномочий территориальной избирательной комиссии;
устанавливающих сроки публикации сообщения о предстоящем формировании избирательной комиссии, а также сроки и порядок внесения предложений о кандидатурах для назначения в составы избирательных комиссий. При этом для комиссий, действующих на постоянной основе (избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных комиссий), период, в который органы, формирующие указанные комиссии, обязаны принимать предложения, должен составлять не менее одного месяца, а для иных комиссий (окружных, участковых избирательных комиссий) - не менее десяти дней. Сроки подачи предложений в органы, формирующие комиссии, следует отсчитывать со дня публикации в средствах массовой информации, либо обнародования иным способом указанного сообщения.
7. Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 81 Федерального закона избирательные комиссии, сформированные до вступления в силу Федерального закона, за исключением территориальных избирательных комиссий, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были сформированы, но не более пяти лет со дня их формирования.
8. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется проанализировать положение дел с наличием действующих в настоящее время на постоянной основе комиссий (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований) со сроками истечения их полномочий, целесообразность возложения на них полномочий других комиссий, позицию по данному вопросу соответствующих органов местного самоуправления, изучить другие обстоятельства, связанные с данным вопросом. Следует также иметь в виду, что возможность придания комиссиям, действующим на постоянной основе, статуса юридического лица и работы на штатной основе членов этих комиссий устанавливается соответственно законодательством субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.
9. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, формирующей территориальные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии по выборам в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, необходимо также обеспечить систематический контроль за ходом формирования избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и участковых избирательных комиссий и в случае необходимости незамедлительно принимать предусмотренные Федеральным законом меры.