Недействующий

О направлении Методических рекомендаций (не применяется с 1 января 2004 года на основании письма ГТК России от 24.12.2003 N 01-06/50210)

Статья 16.8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну
или другим плавучим средствам


Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам судов либо других плавучих средств без разрешения таможенного органа -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

1. Объектом административного правонарушения, признаки которого содержатся в ст.16.8 КоАП РФ, является порядок таможенного контроля в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

2. Объективная сторона указанного нарушения таможенных правил выражается в причаливании к находящимся под таможенным контролем судну и другим плавучим средствам судов либо других плавучих средств без разрешения таможенного органа.

Установление ответственности в соответствии с настоящей статьей направлено на обеспечение сохранности товаров и транспортных средств до (при ввозе) либо после (при вывозе) их таможенного оформления, борьбу с контрабандой и недопущение несанкционированного распоряжения товарами, которые перемещаются на указанных судах и других плавучих средствах. Ранее ответственность за данное правонарушение была установлена ст.257 ТК РФ, диспозиция которой полностью отражена в ст.16.8 КоАП РФ.

Под судном в ст.7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ) понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания, а именно:

- перевозок грузов, пассажиров и их багажа;

- промысла водных биологических ресурсов;

- разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

- лоцманской и ледокольной проводки;

- поисковых, спасательных и буксирных операций;

- подъема затонувшего в море имущества;

- гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

- санитарного, карантинного и другого контроля;

- защиты и сохранения морской среды;

- проведения морских научных исследований;

- учебных, спортивных и культурных, и иных.

Исходя из содержания приведенного определения можно сделать вывод, что в КТМ РФ одним понятием судна охватываются и собственно суда, и все иные плавучие средства.

Положением о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденным приказом ГТК России от 12 сентября 2001 года N 892, установлено, что все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля. Любое изменение места стоянки судна в порту (переходы, перешвартовка) осуществляется только по согласованию с таможенным органом и органом пограничного контроля. Не допускается причаливание судов и других плавучих средств к судам и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.

Разрешение таможенного органа на осуществление операции по причаливанию не требуется в случае форс-мажорных обстоятельств (авария, стихийные бедствия, угроза безопасности людей, судов, товаров, необходимость оказания срочной медицинской помощи членам экипажа и пассажирам, доставка спасенных людей и т.п.), требующих немедленного реагирования. В этих случаях таможенный орган может быть уведомлен о причаливании уже после проведения этой операции (п.10 указанного Положения).

Обязательным условием привлечения лица к ответственности за данное правонарушение является нахождение судна или плавучего средства, к которому осуществлено причаливание, под таможенным контролем. Суда находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с таможенным режимом (ст.192 ТК РФ, п.9 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами). При этом если само судно или плавучее средство, находящееся под таможенным контролем, причаливает к судну или плавучему средству, не находящемуся под таможенным контролем, формально событие нарушения таможенных правил, предусмотренного ст.16.8 КоАП РФ, отсутствует.

3. Субъектом правонарушения является лицо, которое причаливает к судну или плавучему средству, находящемуся под таможенным контролем. Лицо, допустившее причаливание, к ответственности в соответствии с данной статьей привлечено быть не может ввиду отсутствия в его деянии объективной стороны правонарушения.