1. Непринятие перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы мер по обеспечению сохранности принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и (или) транспортных средств либо допущение неразрешенного их использования -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
2. Несообщение перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы в ближайщий таможенный орган об обстоятельствах дела, о месте нахождения принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и (или) транспортных средств либо необеспечение их перевозки в ближайший таможенный орган -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст.16.6 КоАП РФ, является установленный порядок таможенного оформления и таможенного контроля при доставке товаров и транспортных средств и транзите товаров.
2.1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.6 КоАП РФ, выражается в непринятии перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы мер по обеспечению сохранности товаров и транспортных средств либо допущение неразрешенного их использования при доставке товаров и транспортных средств и транзите товаров.
Перечень мер, принятие которых возлагается на перевозчика при возникновении аварии или действии непреодолимой силы при доставке и транзите, установлен соответственно ст.141 и 39 ТК РФ.
К аварии могут быть отнесены, например, существенная неисправность транспортного средства, дорожно-транспортное происшествие. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" и Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, причинен иной материальный ущерб. Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 года), утвержденное приказом ГТК России от 18 мая 1994 года N 206, устанавливает, что дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб (п.13.1).
Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (см. ст.ст.202, 401 ГК РФ). Как правило, к таким обстоятельствам относятся природные и общественные события.
Статья 141 ТК РФ, обязывая перевозчика в случае аварии или действия непреодолимой силы принять все меры для обеспечения сохранности доставляемых товаров и транспортных средств и недопущения их неразрешенного использования, не содержит каких-либо указаний и рекомендаций относительно того, какие именно меры должны быть для этого предприняты. Очевидно, однако, что как характер, так и объем этих мер должны быть в сложившейся ситуации адекватными, направленными на реальное исполнение указанных требований. Оценка данным обстоятельствам должна даваться в каждом конкретном случае в зависимости от фактических обстоятельств дела.
2.2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.6 КоАП РФ, выражается в несообщении перевозчиком в случае аварии или действия непреодолимой силы в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, о месте нахождения принятых к доставке в определенное таможенным органом место или перемещаемых транзитом товаров и транспортных средств либо необеспечении перевозки в ближайший таможенный орган.
Диспозиция утратившей силу ст.252 ТК РФ включала в себя составы правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст.16.6 КоАП РФ, с единой санкцией в виде штрафа от двух до десяти процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения. Законодатель, выделяя в отдельный состав часть вторую ст.16.6 КоАП РФ и устанавливая менее строгую санкцию, подчеркивает меньшую степень общественной опасности данного деяния.
3. Субъектом правонарушения является перевозчик. При привлечении его к ответственности с учетом положений ч.3 ст.2.1 КоАП РФ должен быть рассмотрен вопрос о привлечении к ответственности водителя транспортного средства.