1. Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств -
влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой.
2. Утрата принятых для вручения таможенному органу документов на находящиеся под таможенным контролем товары и (или) транспортные средства -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
1. Объектом правонарушения, предусмотренного ст.16.9 КоАП РФ, является установленный порядок таможенного оформления и таможенного контроля.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9 КоАП РФ, заключается в:
- выдаче без разрешения таможенного органа находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств;
- утрате находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств;
- недоставлении в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств.
Противоправные действия, предусмотренные ч.1 ст.16.9 КоАП РФ могут совершаться с находящимися под таможенным контролем товарами и транспортными средствами при осуществлении предварительных операций таможенного оформления, а также товарами и транспортными средствами, помещенными под некоторые таможенные режимы.
Таможенным законодательством установлено, что перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства в определенное таможенным органом место (ст.140 ТК РФ). Владельцы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, свободного склада, склада временного хранения обязаны исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля находящихся под таможенным контролем товаров (ст.ст.49, 55, 78, 152 ТК РФ).
Выдача без разрешения таможенного органа находящегося под таможенным контролем товара (транспортного средства) заключается в его передаче третьим лицам с юридическим оформлением факта передачи или без такового.
Под утратой следует понимать выбытие товаров (транспортных средств) из фактического владения лиц, обязанных в соответствии с требованиями таможенного законодательства обеспечить сохранность находящихся под таможенным контролем товаров.
Доставление товара на иной склад временного хранения, чем тот, который был обозначен перевозчику таможенным органом отправления как место доставки, не является обстоятельством, исключающим ответственность за нарушение таможенных правил в силу наличия факта недоставления товара в определенное таможенным органом отправления место. Деяние лица в данном случае подлежит квалификации по ч.1 ст.16.9 КоАП РФ. При этом данное нарушение не всегда может быть отнесено к чисто процедурному. Так, в целях усиления контроля за таможенным оформлением отдельных видов товаров, при перемещении которых наиболее часто совершаются таможенные правонарушения, выражающиеся в их выдаче, утрате либо недоставлении, ГТК России устанавливаются ограничения мест доставки таких товаров. Вместе с тем, если на иной склад временного хранения, чем был определен таможенным органом отправления, доставлен товар, в отношении которого не установлены ограничения мест доставки, при привлечении лица к ответственности допустимо применение ст.2.9 КоАП РФ, предусматривающей возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
В случаях, когда товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, доставлены не в таможенный орган, а на склад получателя, но при этом товар не был выдан (товар фактически не передан и (или) юридически не оформлен факт передачи) и срок доставки не истек (у перевозчика существует теоретическая и практическая возможность обеспечить доставку находящихся под таможенным контролем товаров в определенное таможенным органом место), признаков правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9, не усматривается. Однако в этом случае возможна квалификация деяний перевозчика по ст.16.10 (если не был соблюден установленный таможенным органом отправления маршрут доставки); 16.11 (при уничтожении, повреждении, утрате либо изменении средства идентификации, примененных таможенным органом); 16.13 (при проведении грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа).
Если к моменту обнаружения факта прибытия транспортного средства с перевозимым на нем товаром не в таможенный орган, а в место расположения получателя истек срок доставки товара, то данное обстоятельство может расцениваться как недоставление в определенное таможенным органом место.
Выдача, утрата или недоставление в таможенный орган назначения товаров, помещенных под таможенный режим транзита, влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.16.19 КоАП РФ, поскольку в данном случае имеет место нарушение соответствующих условий и требований таможенного режима транзита.
3. Субъектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.9 КоАП РФ, являются, в частности, перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли.
При определении субъекта ответственности при осуществлении перевозок находящихся под таможенным контролем товаров железнодорожным транспортом необходимо исходить из того, что к ответственности подлежит привлечению железная дорога, а не отделение этой железной дороги, даже если оно имеет статус юридического лица. Данный вывод следует из анализа действующих нормативных правовых и иных актов, регулирующих порядок взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, и розыске недоставленных товаров, устанавливающих ответственность железных дорог перед таможенными органами, а также определяющих полномочия железных дорог в сфере организации и контроля за перевозочным процессом по железнодорожным магистралям (Транспортный устав железных дорог Российской Федерации; Правила перевозок грузов, утвержденные МПС СССР 31 октября 1972 года; Временная технология взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденная ГТК России и МПС РФ 20 апреля 1995 года; Протокол об ответственности железных дорог перед таможенными органами и взаимодействии при розыске недоставленных товаров, принятый совместно ГТК России и МПС РФ, утвержденный распоряжением ГТК России от 27 апреля 1998 года N 01-14/465). Особенности определения субъекта при привлечении к ответственности железных дорог разъяснены письмом ГТК России от 18 января 2001 года N 01-06/1777 "О некоторых вопросах привлечения железных дорог к ответственности за нарушение таможенных правил".
При привлечении к ответственности перевозчика также должен быть рассмотрен вопрос об ответственности водителя транспортного средства.
4. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.9 КоАП РФ, выражается в утрате документов на доставляемые в таможенный орган назначения товары и (или) транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем.
Диспозиция ч.2 ст.16.9 КоАП РФ изменена по сравнению с диспозицией ч.2 ст.254 ТК РФ: из нее исключено недоставление принятых для вручения документов.
Обязанность перевозчика при доставке, а также транзите доставить в таможенный орган назначения не только товары и транспортные средства, но и документы на них, вытекает как из положений ТК РФ (ст.38, 140), так и из иных нормативных правовых актов по таможенному делу.
Ответственность за утрату принятых для вручения таможенному органу документов при транзите наступает не по ч.1 ст.16.19 КоАП РФ, а по ч.2 ст.16.9 КоАП РФ.
5. Субъектами правонарушения по ч.2 ст.16.9 КоАП РФ являются перевозчики.