ВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом
(с изменениями на 7 августа 2009 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ГТК России от 28 июня 2002 года N 675 (изменения вступили в силу с 1 июля 2002 года);
приказом ФТС России от 7 августа 2009 года N 1427.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В документе также учтены:
письмо ГТК России от 1 декабря 1999 года N 03-12/30459;
письмо ФТС России от 29 декабря 2004 года N 01-06/12890.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящая Временная технология признана недействующей в части, касающейся таможенных органов, - приказ ФТС России от 7 августа 2009 года N 1427.
____________________________________________________________________
1.1. В настоящей технологии под грузами понимаются товары (материальные ценности), перевозимые или предназначенные для перевозки железнодорожным транспортом маршрутными, повагонными, контейнерными и мелкими отправками.
Действие настоящей Временной технологии не распространяется на воинские грузы, грузы, перевозимые вагонами спецсвязи и багажными отправками, а также на ручную кладь и багаж граждан.
1.2. Все грузы, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые за ее пределы подлежат таможенному оформлению.
Порядок таможенного оформления определяется нормативными документами ГТК России. Порядок взаимодействия таможенных органов и железных дорог определяется настоящей Временной технологией. Временная технология определяет также некоторые особенности таможенного оформления грузов перевозимых железнодорожным транспортом.
1.3. Таможенное оформление грузов осуществляется в сроки, установленные для такого оформления Таможенным кодексом.
1.4. Таможенное оформление грузов производится с помещением их на склады временного хранения или без фактического помещения на такие склады (с размещением на подъездных путях предприятий) с разрешения таможенного органа.
Склады временного хранения, учреждаемые отделениями железных дорог. должны быть оборудованы в соответствии с приказами ГТК России от 7.10.93 N 388 и от 12.05.94 N 192 дсп.*)
________________
* Учитывая специфику железнодорожного транспорта, отдельные требования к обустройству и оборудованию этих складов временного хранения таможенными органами не применяются.
На складах временного хранения, учреждаемых предприятиями железнодорожного транспорта, с согласия таможни допускается отклонение от системы учета, предусмотренной Положением о временном хранении (складах временного хранения).
1.5. С целью совершенствования перевозок грузов по железным дорогам ГТК России и МПС России могут внедряться совместные автоматизированные системы контроля и управления.
1.6. В случаях изменений порядка таможенного оформления ГТК России и МПС России совместно разрабатывают и объявляют в установленном порядке дополнения и изменения к настоящей Временной технологии или разрабатывают новую технологию.
2.1. Перевозка грузов, в отношении которых таможенное оформление не завершено (на железнодорожных накладных проставлен штамп, указанный в Приложении 1* к настоящей Временной технологии) из одного таможенного органа в другой таможенный орган осуществляется под таможенным контролем, под ответственностью железных дорог, осуществляющих перевозку.
________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Решения должностных лиц таможенных органов, принимаемые в рамках их компетенции, в отношении грузов, перевозимых под таможенным контролем являются обязательными для работников железных дорог.
2.2. Перевозки грузов под таможенным контролем осуществляются железными дорогами в соответствии с Правилами перевозок грузов, соответствующими Соглашениями о международных грузовых сообщениях, с соблюдением Таможенного кодекса Российской Федерации и настоящей Временной технологии.
2.3. Грузы перевозятся железными дорогами под таможенным контролем в вагонах, контейнерах (далее перевозочные средства), состояние которых обеспечивает сохранность грузов.
2.4. Таможенный орган отправления устанавливает срок доставки товаров до таможенного органа назначения в соответствии с обычными сроками перевозки, исходя из возможностей железной дороги, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определенного из расчета 2000 км за один месяц.
Железные дороги обязаны доставить грузы и документы на них без какого-либо изменения упаковки или состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения на станцию назначения и уведомить о доставке груза таможенный орган, в регионе деятельности которого находится указанная станция.
2.5. При перевозках грузов под таможенным контролем железными дорогами обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется.
2.6. Работники железных дорог не имеют права выдавать грузовладельцам грузы, перевозимые под таможенным контролем, без разрешения таможенных органов. При этом железные дороги несут ответственность в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
3.1. Таможенное оформление грузов, ввозимых из-за границы на таможенную территорию Российской Федерации, начинается после уведомления работниками пограничной станции должностных лиц таможенного органа о прибытии груза из-за границы. Уведомление выражается в форме представления в таможенный орган двух экземпляров передаточной ведомости или натурного листа (далее передаточная ведомость), а также перевозочных и товаросопроводительных документов.
Должностное лицо таможенного органа в правом верхнем углу обоих экземпляров передаточной ведомости проставляет штамп по следующей форме "Документы приняты таможней ______ час ________ мин возвращены железнодорожной станции ______ час _______ мин Подпись должностного лица таможенного органа ____________ Подпись сотрудника станции ____________" Образец штампа приведен в Приложение 2*.
________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Один экземпляр передаточной ведомости остается в таможенном органе вместе с дополнительными экземплярами товаросопроводительных документов, предназначенными для таможенных целей, если такие дополнительные экземпляры приложены, а другой экземпляр возвращается сотруднику станции со всеми документами, которые прилагались к передаточной ведомости при сдаче в таможенный орган.
3.2. Должностные лица таможенных органов и сотрудники пограничной передаточной станции в сроки, установленные технологическим процессом работы станции и согласованные с таможенным органом совместно производят проверку количества и номеров принимаемых перевозочных средств, целостность пломб, сохранность груза на открытом подвижном составе и т.д. На все обнаруженные при данной проверке несоответствия работниками пограничной станции составляются акты общей формы (ГУ-23) и в случаях, предусмотренных Правилами перевозок грузов, коммерческие акты. Образцы актов приведены в Приложениях 3 и 4. В актах обязательно указывается фамилия должностного лица пограничного таможенного органа, принимавшего участие в проверке. Копии указанных актов передаются в таможенные органы по их требованию.
3.3. Должностное лицо пограничного таможенного органа регистрирует документы, указанные в пункте 3.1., проверяет предоставленные документы на ввозимые грузы и принимает одно из следующих решений:
а) о проведении полного таможенного оформления груза;
б) об изъятии груза и документов на него либо о дополнительной проверке;
в) о направлении груза в таможенный орган назначения под таможенным контролем.
3.4. Полное таможенное оформление груза в пограничном таможенном органе производится в случаях, установленных ГТК России, в порядке и в сроки, предусмотренные для полного таможенного оформления во внутреннем таможенном органе.
3.5. Решение о возврате груза за границу подтверждается штампом "Подлежит возврату" или аналогичной записью от руки на железнодорожной накладной под наименованием груза с указанием оснований для возврата. Штамп или запись заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
При возврате, связанном с условиями перевозок технического, коммерческого или иного характера, к перевозочным документам прикладывается акт общей формы (ГУ-23).
3.6. Решение об изъятии груза и документов на него либо о дополнительной проверке груза подтверждается штампом "Выпуск запрещен" на перевозочных документах с указанием оснований для такого решения. Штамп и запись заверяется личной номерной печатью должностного лица таможенного органа. Работники станции в этом случае составляют акт общей формы (ГУ-23), а сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки.
3.7. В случае принятия решения о направлении груза в таможенный орган назначения под таможенным контролем должностное лицо таможенного органа оформляет доставку в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем с учетом настоящей Временной технологии. После принятия такого решения должностное лицо таможенного органа проставляет на первом листе в международной железнодорожной накладной и дорожной ведомости штамп "Товар под таможенным контролем. ДКД ___________" (Приложение 5*), а в документе контроля за доставкой товаров (далее ДКД) -направляющий штамп "Товар под таможенным контролем в количестве ________ мест за пломбами ____________ подлежит доставке в _____________ таможню до ______________(станция назначения)_________ ДКД ___________, инспектор _____________ , "____"__________ 199 ___ г. (Приложение 6*).
________________
* Текст приложения в рассылке не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Один лист ДКД передается железной дороге и следует вместе с перевозочными документами.
ДКД могут составляться таможней, декларантами, сотрудниками железнодорожных станций либо иными лицами, обладающими полномочиями в отношении грузов.
3.8. Таможенное оформление и контроль грузов пограничным таможенным органом (за исключением случаев полного таможенного оформления) производится в сроки, установленные технологическим процессом работы пограничной передаточной станции и согласованные с таможенным органом в части таможенного оформления.
3.9. Прибывшие из-за границы таможенные грузы размещаются на станциях назначения в складах временного хранения, расположенных в местах общего пользования или подаются на подъездные пути предприятий, имеющих склады временного хранения.
Допускается размещать прибывшие из-за границы грузы на подъездных путях предприятий, не имеющих указанных складов, при условии, что такие предприятия представили в таможенный орган обязательства:
- не совершать никаких операций с грузами без разрешения таможенного органа;
- завершить таможенное оформление груза в течение трех восьмичасовых рабочих смен с даты поступления груза на подъездные пути или в течение одних суток при круглосуточном режиме работы таможенного органа.
Перечень предприятий, выполняющих указанные условия, доводится таможенными органами до соответствующих железнодорожных станций.
3.10. По прибытии груза на станцию назначения работники станции обязаны уведомить об этом таможенный орган назначения и грузополучателя.
Форма уведомления таможенного органа и порядок представления ему документов на груз разрабатывается и принимается совместно станцией и таможенным органом с учетом Положения "О временном хранении (складах временного хранения)", утвержденного приказом ГТК России от 07.10.93 N 388, и от 12.05.94 г. N 192 дсп и Правил перевозок грузов.
Должностное лицо таможенного органа регистрирует уведомление о прибытии груза и принимает решение о времени таможенного оформления.
3.11. Должностное лицо таможенного органа после получения уведомления о прибытии груза регистрирует уведомление, проставляет на перевозочных документах и на листах ДКД штамп "Товар поступил" и принимает решение о возможной выгрузке груза для освобождения перевозочных средств.
Документ контроля за доставкой товара передается в отдел контроля за доставкой товара.
3.12. По требованию таможенного органа прибывшие из-за границы грузы предъявляются этому органу фактически (для осмотра, досмотра, взятия проб и образцов и т.п.). Пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут отбираться для целей таможенного оформления и контроля в минимальных количествах по письменному решению таможенного органа. Вскрытие перевозочных средств и досмотр грузов производится в порядке, установленном в разделе 7 настоящей Временной технологии.
3.13. Грузополучатель после получения уведомления станции должен представить в таможенный орган документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и контроля.
3.14. На железнодорожных станциях, на территории которых имеются структурные подразделения таможенных органов, перевозочные документы передаются должностным лицам таможенных органов непосредственно работниками станции с оформлением факта передачи в специальных книгах. Выдача перевозочных документов на указанных станциях грузополучателю до их представления должностному лицу таможенного органа запрещается.
Должностные лица таможенного органа проверяют представленные документы и производят таможенное оформление в установленном порядке. По результатам таможенного оформления проставляется штамп "Выпуск разрешен" или "Выпуск запрещен" с указанием причины, в соответствующей графе международной железнодорожной накладной и дорожной ведомости, предназначенной для станции назначения, и возвращают документы работникам станции.
3.15. На станциях, на территории которых отсутствуют структурные подразделения таможенных органов (таможенные органы находятся на значительном удалении от станций), уполномоченные работники станции, используя имеющиеся средства связи, уведомляют о прибытии груза таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена станция назначения, с представлением следующей информации: отправитель и страна отправления, получатель и его адрес, наименование груза, количество мест, вес брутто/нетто (кг), номер транспортного средства, номер перевозочного документа (накладная), дата прибытия груза и транспортных средств (абзац в редакции письма ГТК России от 1 декабря 1999 года N 03-12/30459).
После этого для проведения таможенного оформления перевозочные документы выдаются работниками станции грузополучателю под расписку, в которой указывается перечень документов и их номера, дата и время получения документов и обязательство грузополучателя представить перевозочные документы в таможенный орган назначения, а затем вернуть их в товарную контору (абзац в редакции письма ГТК России от 1 декабря 1999 года N 03-12/30459).
При этом уполномоченные работники станции, используя имеющиеся средства связи, информируют таможенный орган о передаче документов на прибывшие грузы грузополучателю (абзац дополнительно включен письмом ГТК России от 1 декабря 1999 года N 03-12/30459).
Должностные лица таможенного органа по имеющимся средствам связи информируют уполномоченных работников станции о результатах таможенного оформления грузов и номерах проставленных штампов и личных номерных печатей (абзац дополнительно включен письмом ГТК России от 1 декабря 1999 года N 03-12/30459).
При возврате грузополучателем перевозочных документов после таможенного оформления работник товарной конторы должен:
- проверить наличие штампа таможенного органа "Выпуск разрешен" с подписью сотрудника таможенного органа, заверенной личной номерной печатью в соответствующей графе международной железнодорожной накладной;
- сверить проставленные в накладных печати и штампы таможенных органов с образцами, ранее представленными в товарную контору таможенными органами, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция. При наличии расхождений уведомить таможенные органы и грузы не выдавать.
3.16. Выдача грузов из складов временного хранения или распоряжение ими после подачи на подъездные пути до окончания таможенного оформления (до постановки штампа таможенного органа "Выпуск разрешен" на перевозочных документах) запрещается.
3.17. Издержки железной дороги, связанные с простоем перевозочных средств и хранением груза до принятия решения таможенным органом о выпуске груза, возмещаются грузовладельцем.