СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 1937 года N 112/1843
О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах
(с изменениями на 1 апреля 1958 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 апреля 1958 года N 416.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Действует в части, не противоречащей вновь принятому законодательству Российской Федерации.
____________________________________________________________________
Успехи социалистической индустриализации, вызвавшие бурный рост населения в старых городах и возникновение новых крупных промышленных центров, обусловили резкое увеличение потребности в жилищах.
Осуществляя жилищную политику в целях неуклонного подъема материально-бытового уровня трудящихся, Советское государство из года в год увеличивает вложения государственных средств в новое жилищное строительство. На 1 января 1937 года построено 54 миллиона квадратных метров жилой площади стоимостью в двенадцать с половиной миллиардов рублей. Весь этот новый жилищный фонд, вместе с домами, конфискованными Октябрьской революцией у капиталистических домовладельцев, является, согласно ст.6 Конституции Союза ССР, государственной собственностью, т.е. всенародным достоянием.
Возросший материальный и культурный уровень трудящихся требует образцового содержания государственного жилищного фонда.
Между тем существующий порядок управления и пользования этим огромным жилищным фондом не только не соответствует требованиям сохранения жилищного фонда, как государственного имущества, и образцового его содержания, но, наоборот, тормозит дальнейшее улучшение жилищного хозяйства. В управлении домами и в законодательстве, регулирующем жилищное строительство, распределение и использование жилищ, сохранились вредные пережитки того периода народного хозяйства, когда местные советы, ввиду своей организационной и хозяйственной слабости, были вынуждены передавать права на управление домами, распределение и использование жилой площади отдельным коллективам жильцов - жилищно-арендным кооперативным товариществам. В результате этого, вместо государственного распределения и использования домов, осуществляемого через местные советы, государственный жилищный фонд в значительной части оказался на деле в руках по существу бесконтрольных, независимых от местных советов, мелких коллективов жильцов, лишь формально объединенных в союзы жилищно-арендной кооперации. Сами местные советы, а также наркоматы коммунального хозяйства не только не способствовали ликвидации такой совершенно недопустимой практики, но, наоборот, охотно уступали жилищно-арендным кооперативам свои права на управление жилищным хозяйством.
В итоге управляемый жилищно-арендной кооперацией жилищный фонд, составляющий 53 миллиона квадратных метров жилой площади, находится в совершенно неудовлетворительном состоянии. Жилищно-арендные кооперативные товарищества (ЖАКТ'ы) в подавляющем большинстве на деле домами не управляют, не заботятся об их ремонте, не поддерживают их в культурном состоянии. Имеющая место бесхозяйственность в управлении домами зачастую приводит их в полуразрушенное состояние.
В домах ЖАКТ'ов безответственно производятся массовые перестройки, особенно переоборудование общих кухонь под жилые помещения, а в других случаях - устройство плит для приготовления пищи в жилых помещениях, что ухудшает жилищно-бытовые условия и усиливает опасность пожаров. Нет заботы о том, чтобы места общего пользования (кухни, ванны, коридоры, уборные, лифты) содержались в чистоте и порядке. Элементарные санитарно-гигиенические требования не соблюдаются. Закон о квартирной плате, как в отношении исчисления платы, так и своевременного ее поступления нарушается, что приводит к недополучению домовым хозяйством значительных средств.
Помимо этого, немало таких ЖАКТ'ов, которые способствуют спекуляции жилой площадью.
Система жилищной кооперации, состоящей из многочисленных звеньев - подрайжилсоюзы, райжилсоюзы, городские, областные (краевые) и республиканские жилсоюзы - расходует около сорока миллионов рублей в год на содержание аппарата союзов, но не обеспечивает должного управления и сохранности жилищного фонда.
В неудовлетворительном состоянии находятся жилые дома, которыми непосредственно управляют местные советы и ведомства, а также дома, принадлежащие жилищно-строительной кооперации.
Жилищный фонд, построенный строительной кооперацией и обошедшийся государству в 1,5 миллиарда рублей, фактически превращен в личную собственность отдельных членов жилищно-строительных кооперативов.
На основания Положения о жилищной кооперации от 19 августа 1924 года и Положения о мерах содействия строительству рабочих жилищ от 15 июня 1927 года жилищно-строительные кооперативы получали через Банк финансирования коммунального и жилищного строительства долгосрочные (до 60 лет) строительные ссуды в размере 80-90 процентов, а иногда и выше 90 процентов стоимости домов. Благодаря этому, пайщики кооперации получили за счет государства квартиры в бессрочное и безвозвратное пользование и фактически превратились в привилегированных собственников жилой площади, при незначительном вложении собственных средств.
На тот же путь разбазаривания государственного жилищного фонда стали многие государственные учреждения и промышленные предприятия, передавшие большие государственные средства жилищно-строительной кооперации на основании постановлений советов народных комиссаров союзных республик (постановление СНК РСФСР от 15 ноября 1927 года и аналогичные постановления других республик), предоставивших госорганам право такого финансирования жилищно-строительной кооперации. Жилая площадь в построенных на эти средства домах опять-таки поступала в полное распоряжение квартировладельцев.
Таким образом, вместо мобилизации средств населения для усиления жилищного строительства, жилкооперация строила почти целиком за государственные средства, а в то же время надлежащих прав за органами коммунального хозяйства по использованию и управлению построенными домами не было обеспечено.
Жилищно-строительная кооперация из года в год увеличивала число пайщиков, не удовлетворяя их жилплощадью. Значительная часть собранных у этих пайщиков средств направлялась на покрытие убытков, вызванных бесхозяйственностью в кооперативном строительстве.
Жилищное законодательство, разрешавшее расходование государственных средств на кооперативное жилищное строительство и передававшее построенные за счет государства дома фактически в собственность отдельных групп граждан (жилищно-строительных кооперативов), а также разрешавшее передачу в непосредственное управление и использование отдельных групп граждан (жилищно-арендных кооперативных товариществ) домов, принадлежащих государству или построенных госпредприятиями и учреждениями, было разработано в период 1924-1930 годов, когда местные советы и госпредприятия не могли обеспечить надлежащего управления жилищным фондом. Это законодательство теперь, в условиях значительного улучшения работы местных советов, а также государственных предприятий и учреждений, себя совершенно не оправдывает и во многом препятствует оздоровлению жилищного хозяйства. Особенно это относится к следующим законам:
а) "Положение о жилищной кооперации", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР от 19 августа 1924 года;
б) "Положение о фондах улучшения быта рабочих и служащих", утвержденное ЦИК и СНК Союза ССР 27 июня 1928 года; постановление ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июля 1927 года "О передаче рабочим жилищно-арендным кооперативным товариществам жилых строений, возведенных госпредприятиями за счет фонда улучшения быта работах и служащих" и постановление СНК РСФСР от 15 ноября 1927 года "О мероприятиях по жилищному хозяйству в городских поселениях";
в) законы, ограничивающие права местных советов распоряжаться освобождающейся жилплощадью и предоставляющие право заселять и использовать жилплощадь в узковедомственных интересах различным учреждениям и общественным организациям (Главное управление исправительно-трудовых учреждений союзных республик, милиция, секции научных работников и др.).
Действующие законы о праве застройки - ст.ст.156 и 166 Гражданского кодекса РСФСР от 31 декабря 1922 года и постановление СНК Союза ССР от 17 апреля 1928 года "О мерах поощрения строительства жилищ за счет частного капитала" - используются владельцами домов на праве застройки, особенно в дачных местностях, в целях взимания неограниченной законом квартирной платы и для спекуляции жилой площадью.
Считая необходимым пресечь все и всяческие пути прямого и косвенного разбазаривания государственного жилищного фонда и прекратить спекуляции жилой площадью, а также признавая необходимым организовать надлежащее управление жилищным хозяйством для удовлетворения все растущих потребностей граждан Союза ССР в культурном жилье, - Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют:
1. Упразднить жилищно-арендную кооперацию - ЖАКТ'ы и их союзы, подрайонные, районные, городские, областные (краевые), республиканские, Московский и Ленинградский городские союзы жилищно-строительной кооперации, а также союзы жилищной кооперации на железнодорожном и водном транспорте, Всесоюзный Совет жилищной кооперации и жилищно-строительные кооперативы, не отвечающие условиям, предусмотренным ст.4 настоящего постановления.
2. Передать дома, находящиеся в пользовании жилищно-арендной кооперации, в непосредственное управление местных советов и государственных предприятий. Государственным предприятиям передаются дома, сданные кооперации в порядке постановления ЦИК и СНК Союза ССР от 6 июля 1927 года "О передаче рабочим жилищно-арендным кооперативным товариществам жилых строений, возведенных государственными предприятиями за счет фонда улучшения быта рабочих и служащих".
3. Дома, построенные и строящиеся жилищно-строительной кооперацией в основном за счет государственных средств, передать:
а) в ведение местных советов, если строительство их финансировалось по прямым кредитам Цекомбанка и местных коммунальных банков за счет спецкапиталов;
б) в ведение соответствующих организаций, учреждений и предприятий, если строительство финансировалось за счет их средств.
4. В изъятие из ст.3 настоящего постановления оставить в распоряжении жилищно-строительных кооперативов построенные ими дома, если в течение 6 месяцев с момента издания настоящего постановления эти жилищно-строительные кооперативы полностью погасят полученную от государства ссуду.
Установить, что строительство домов и дач жилищно-строительными кооперативами впредь может осуществляться лишь за счет их собственных средств.
Воспретить государственным учреждениям и предприятиям в какой бы то ни было форме вкладывать финансовые и материальные средства, принадлежащие им, в строительство домов и дач, осуществляемое жилищно-строительными кооперативами.
5. В целях сохранения и улучшения дачного фонда предложить городским советам, при наличии в их распоряжении значительных дачных площадей, организовать (в составе жилищного управления) дачные тресты на началах хозяйственного расчета. Возложить на дачные тресты управление и развитие коммунального хозяйства дачных поселков (водопровод, канализация, дороги и т.п.).
Ликвидировать дачно-строительные союзы и те из дачно-строительных кооперативов, которые выстроили или строят дачи с участием государственных средств в размере больше 50 процентов стоимости строительства.
Сохранить дачно-строительные кооперативы, финансирование которых за счет государственных средств составляет менее 50 процентов, при обязательном условии выдачи кооперативом обязательства о погашении ссуды в течение 6 месяцев со дня опубликования настоящего постановления.
Дачи, построенные и строящиеся дачно-строительными кооперативами, с участием банковских кредитов или средств государственных учреждений и предприятий в размере, превышающем 50 процентов стоимости строительства, передаются с соответствующими кредитами городским советам, государственным учреждениям и предприятиям по принадлежности.
Предоставить право городским советам и хозяйственным организациям оставлять дачи за членами ликвидированных дачных кооперативов на правах личной собственности, при условии погашения полученной ими ссуды в течение 6 месяцев, для чего члены кооперативов должны выдать городским советам, государственным учреждениям и предприятиям соответствующие обязательства.
При невыполнении этих условий дачи переходят в распоряжение государства.
6. Поручить Совету Народных Комиссаров Союза ССР в месячный срок установить:
а) порядок ликвидации жилищно-арендной кооперации и союзов жилищно-строительной и дачно-строительной кооперации, а также жилищно-строительных и дачно-строительных кооперативов, не удовлетворяющих условиям, предусмотренным ст.ст.4 и 5;
б) порядок передачи находящихся в их распоряжении домов и дач местным советам и соответствующим учреждениям и организациям;
в) порядок и сроки расчета с пайщиками жилищно-строительной и дачной кооперации, а также определить порядок и сроки возврата пайщикам жилищно-строительной и дачной кооперации их паевых взносов.
7. Разрешить хозорганам и местным советам в отдельных местностях оказывать содействие (строительными материалами и банковским кредитом на срок не свыше 5 лет) трудящимся при постройке ими своих жилых домов.
8. Возложить непосредственное управление государственным жилищным фондом и полную ответственность за его сохранность на местные советы и на государственные учреждения и промышленные предприятия в отношении домов, находящихся в их ведении.
Отменить порядок закрепления за государственными учреждениями, предприятиями и общественными организациями домов, принадлежащих местным советам. Дома местных советов могут быть переданы ими в пользование государственных учреждений, предприятий и общественных организаций лишь на основе долгосрочных арендных договоров, обеспечивающих полную сохранность этих домов.
9. Установить, что местные советы (городские, районные в крупных городах, поселковые) осуществляют:
а) непосредственное управление принадлежащим им жилищным фондом;
б) технический и санитарный надзор, а также наблюдение и контроль за содержанием и производством ремонта всего остального жилищного фонда, независимо от того, в чьем ведении он находится.
10. Обязать местные советы для выполнения указанных задач организовать жилищные управления (в составе отделов коммунального хозяйства).
Примечание 1. Районные советы в крупных городах и поселковые советы, в составе которых нет отделов коммунального хозяйства, организуют жилищные управления на правах своих отделов.
Примечание 2. Допустить в отдельных наиболее крупных районах гг.Москвы и Ленинграда, по согласованию с Наркомхозом РСФСР организацию вместо одного районного двух территориальных жилищных управлений с правами районных.
11. Возложить непосредственное управление отдельным домом (группой домов) на управляющего домом, назначаемого жилищным управлением местного совета.
Домовое хозяйство ведется управляющим домом на началах хозяйственного расчета, в соответствии с хозяйственно-финансовыми планами, утверждаемыми жилищным управлением.
12. Установить, что управляющий домом назначается:
а) на каждый дом с жилой площадью свыше 3000 кв. метров или с населением свыше 500 человек;
б) на небольшую группу в 3-5 домов, территориально смежных с общей жилой площадью от 2000 кв. метров до 3000 кв. метров;
в) на группу мелких домов (переулок, часть улицы) количеством до 10-15 с общей жилой площадью от 1500 до 2500 кв. метров.
13. Управляющий домом отвечает:
а) за правильное ведение домового хозяйства;
б) за своевременный ремонт дома и надлежащее качество ремонта;
в) за содержание в порядке дома и его санитарно-технических устройств и мест общего пользования в квартирах (отопление, освещение, кухни, лестницы, уборные, газ, ванны, лифт и пр.).
14. Установить, что в случаях, когда в квартире имеется несколько самостоятельных съемщиков жилых помещений, управляющий домом назначает по соглашению с ними, преимущественно из числа домохозяек, ответственного по квартире, на которого возлагается наблюдение за местами общего пользования и за соблюдением всеми жильцами правил внутреннего распорядка в квартире. За выполнение этих обязанностей ответственный по квартире получает небольшую плату в размере, определяемом управляющим домом.
15. Все поступления по дому должны вноситься на текущий счет домоуправления, распорядителем которого является управляющий домом.
16. Установить, что средства, получаемые крупными доходными домами, не могут заимствоваться на ремонт дефицитных домов и должны обращаться на текущий и капитальный ремонт и на повышение благоустройства этих же крупных домов. Изъятие из этого правила допускается в исключительных случаях по постановлениям исполнительных комитетов местных советов со сроком возврата не позднее 5 лет.
17. Разрешить местным советам передавать принадлежащие им небольшие дома (размером не свыше 60 кв. метров жилой площади) в пользование отдельным гражданам на основе долгосрочных арендных договоров, на срок от 5 до 10 лет, заключаемых на основе типового договора, подлежащего утверждению СНК Союза ССР.
18. Установить, что торговые и конторские помещения во всех домах города или промышленного пункта предоставляются в пользование государственным, общественным и кооперативным организациям, не являющимся владельцами этих домов, исключительно по распоряжению (ордеру) жилищного управления местного совета.
Пользование этими помещениями во всех домах оформляется письменным договором с управляющим домом на срок, устанавливаемый жилищным управлением отдела коммунального хозяйства местного совета.
19. Из поступлений арендной платы за нежилые помещения в домах местных советов (магазины, конторы, мастерские, столовые, склады и т.п.) 5 процентов обращается в общий доход дома на расходы по его содержанию и управлению и 95 процентов - на финансирование капитального ремонта домов, принадлежащих местным советам, вне зависимости от того, с какого дома получены эти доходы.