ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 сентября 2002 года N 01-06/38010
О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса
Российской Федерации об административных
правонарушениях
(с изменениями на 9 декабря 2003 года)
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 12 ноября 2004 года N 268
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ГТК России от 20 декабря 2002 года N 1383 (утратил силу на основании приказа ГТК России от 9 декабря 2003 года N 1410).
приказом ГТК России от 9 декабря 2003 года N 1410.
____________________________________________________________________
Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 года N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" установлено, что импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации. Частью 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) установлена ответственность за невыполнение указанной обязанности. При применении данной нормы КоАП России полагаем необходимым руководствоваться следующим.
1. Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП России, характеризуется следующим.
Объектом правонарушения выступают публичные правоотношения по защите экономических интересов Российской Федерации, заключающихся в предотвращении незаконного вывоза капитала за рубеж.
Предметом правонарушения являются денежные средства в иностранной валюте, переведенные из Российской Федерации в целях приобретения товаров.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются резиденты, признаваемые таковыми в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, включая физических лиц, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении обязанности, установленной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 ноября 1995 года N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации".
Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины.
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП России, если будет доказано, что у него имелась возможность для исполнения обязанности ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в установленный срок, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по ее выполнению.
Вина физического лица, в том числе занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП России, выражается в форме умысла или неосторожности (статья 2.2 КоАП России).
Вина импортера (юридического или физического лица) отсутствует, если до истечения установленного срока импортируемые товары до их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
2. При доказывании субъективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП России, необходимо учитывать меры, предпринятые импортером в целях исполнения возложенной на него обязанности, к числу которых могут быть отнесены:
а) на стадии предконтрактной подготовки:
- выяснение через торгово-промышленную палату, торговое представительство, официальные органы страны иностранного партнера либо иными способами его надежности и деловой репутации;
б) на стадии заключения контракта:
- внесение в договор способа обеспечения исполнения обязательств в зависимости от надежности и деловой репутации партнера (неустойка, поручительство, залог, задаток и т.д.);
- применение таких форм расчета по договору, которые исключают риск неввоза оплаченных товаров (оплата после отгрузки, аккредитив и т.д.);
- разработка механизма разрешения возможных разногласий с четким указанием сроков досудебных способов защиты нарушенных прав и указанием, какой судебный орган будет рассматривать возникший спор;
- использование страхования коммерческих рисков;
в) после неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств:
- ведение претензионной работы (переписка с иностранной стороной по факту нарушения обязательств по договору, предъявление претензии);
- предъявление после ответа на претензию или истечения срока ответа искового заявления в судебные органы с требованием о поставке неввезенных товаров или взыскании с контрагента их стоимости.
3. Деяние, предусмотренное частью 2 статьи 15.25 КоАП России, становится противоправным на следующий день после истечения установленного срока исполнения обязанности по ввозу товаров или возврату уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, при этом правонарушение является оконченным и длящимся до момента его завершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения правонарушения. Днем обнаружения следует считать день получения должностным лицом таможенного органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.25 КоАП России.
Если до обнаружения правонарушения товары ввезены в Российскую Федерацию или уплаченные за них денежные средства в иностранной валюте возвращены с нарушением установленного срока, срок давности привлечения к ответственности исчисляется с даты ввоза товаров в Российскую Федерацию или с даты, указанной в пункте 2.1.2 Инструкции Банка России N 91-И, ГТК России N 01-11/28644 от 4 октября 2000 года "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров".
4. Не могут быть признаны правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.25 КоАП России, случаи, когда:
- проведен зачет платежей, осуществленных импортером-резидентом по контракту, товары по которому не ввозились, в качестве погашения задолженности импортера-резидента за поставленные по другому контракту товары, заключенному с тем же продавцом-нерезидентом;
- товары в установленный срок ввезены на территорию Российской Федерации, но их таможенное оформление не произведено или произведено без представления паспорта импортной сделки;
- иностранная валюта своевременно возвращена в сумме не менее ранее переведенной в уполномоченный банк, не оформлявший соответствующий паспорт импортной сделки, при условии идентификации поступивших сумм применительно к импортному контракту, за исполнением которого осуществляется валютный контроль;
- имеется разрешение Центрального банка Российской Федерации на совершение импортером предварительной оплаты товара на срок, превышающий 180 дней до его ввоза на территорию Российской Федерации, и срок ввоза товаров, предусмотренный разрешением, на момент проведения проверки не истек.
Также не могут быть признаны правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.25 КоАП России, иные случаи, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Перечисленные случаи могут свидетельствовать об отсутствии события правонарушения и быть признаны обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, только при условии их документального подтверждения, а также возможности проверки таможенными органами достоверности полученных данных.
Письменное заключение, выданное уполномоченными Минэкономразвития России по итогам рассмотрения представленных импортерами-резидентами документов, подтверждающих невозможность ввоза товаров либо возврата денежных средств в иностранной валюте, переведенных из Российской Федерации за границу в целях приобретения товаров, оценивается наряду с другими доказательствами отсутствия или наличия состава правонарушения.
5. В соответствии с Инструкцией Банка России N 91-И, ГТК России N 01-11/28644 от 4 октября 2000 года "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" ГТК России получает из уполномоченных банков сведения о проведении платежей в иностранной валюте за импортируемые товары. Данные сведения ГТК России сопоставляет с имеющимися сведениями о таможенном оформлении импортируемых товаров, произведенном с представлением паспортов импортных сделок, после чего информация о предполагаемых нарушениях валютного законодательства направляется в таможенные органы.
Указанная информация не содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, вследствие чего не является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП России. Информация направляется для организации целевых проверок соблюдения импортерами-резидентами валютного законодательства (целевых проверок) в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
Предметом целевых проверок является получение информации, содержащей достаточные данные, указывающие на наличие события правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 КоАП России.
6. Материалы и акт проверки представляют начальнику таможенного органа для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении (составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования) при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 24.5 КоАП России, и при обнаружении в ходе целевой проверки достаточных данных, указывающих на (абзац в редакции приказа ГТК России от 9 декабря 2003 года N 1410 - см. предыдущую редакцию):
- продолжающееся неисполнение импортером-резидентом обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров или возврату уплаченных за товары денежных средств;
- ввоз после 01.07.2002 товаров с нарушением установленного срока;
- возврат после 01.07.2002 уплаченных за товары денежных средств в иностранной валюте с нарушением установленного срока.
Если в ходе целевой проверки не обнаружены достаточные данные, указывающие на событие правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.25 КоАП России, наличествуют обстоятельства, указанные в статье 24.5 КоАП России, выносить по результатам проверки определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении не требуется. Такое определение в соответствии с ч.5 ст.28.1 КоАП России выносится только по результатам рассмотрения материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1 КоАП России.
7. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные могут быть установлены: копиями контракта и переписки по нему, паспорта импортной сделки, поручений (заявлений) импортера на оплату обязательств по контракту, межбанковских сообщений о переводе нерезиденту денежных средств по контракту, уведомлений о пересечении товарами таможенной границы Российской Федерации, грузовых таможенных деклараций, ведомостью банковского контроля, объяснениями и протоколами опроса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его законных представителей, показаниями и протоколами опроса работников организации, справкой о курсе иностранной валюты и др.
8. Размер административного наказания, назначаемого по части 2 статьи 15.25 КоАП России, должен соответствовать характеру совершенного деяния и дифференцироваться в зависимости от того, в чем заключается правонарушение: в неввозе на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, или невозврате переведенной за эти товары суммы денежных средств, либо во ввозе на территорию Российской Федерации указанных товаров или возврате денежных средств с нарушением установленного срока.
При наложении взыскания по этой категории дел размер штрафа рассчитывается путем пересчета суммы незаконной валютной операции в валюту Российской Федерации по курсу Банка России, действующему на момент начала совершения административного правонарушения.
Заместитель председателя Комитета
генерал-полковник таможенной службы
В.В.Шпагин
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро "КОДЕКС"