МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 13 марта 1997 года N 137

Об утверждении примерного положения об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям



Во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 23 ноября 1996 года N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям"

приказываю:

1. Утвердить Примерное положение об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (прилагается).

2. Признать утратившим силу Приказ ГКЧС России от 4 ноября 1993 года N 438.

3. Приказ довести до заместителей министра, начальников департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления в порядке, установленном Приказом МЧС России от 30 сентября 1994 года N 602.

Министр
С.Шойгу

     

     

Приложение
к Приказу МЧС России
от 13 марта 1997 года N 137

     

Примерное положение об органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям



1. Орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее по тексту орган управления ГОЧС) создается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года N 1396 "О реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" на базе штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (там, где он ранее был создан) и является их правопреемником.

Орган управления ГОЧС создается и осуществляет свою деятельность на правах:

в республиках - министерства, государственного комитета, комитета;

в краях, городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях - главного управления;

в областях, еврейской автономной области, автономных округах, городах и районах городов, отнесенным к группам по гражданской обороне, закрытых административно - территориальных образованиях, округах г.Москвы, районах г.Санкт-Петербурга - управления;

в городах и районах (других административно-территориальных образованиях) городов, не отнесенных к группам по гражданской обороне, сельских районах - отдела.

Орган управления ГОЧС функционирует как самостоятельное структурное подразделение в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, предназначенное для организации выполнения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций как в мирное, так и в военное время.

2. Орган управления ГОЧС является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, соответствующие печати и штампы, расчетные и иные счета в банках Российской Федерации.

3. Орган управления ГОЧС в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, директивами начальника гражданской обороны Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, приказами начальника регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий, стихийных бедствий (далее по тексту региональный центр ГОЧС) и настоящим Положением.

4. Орган Управления ГОЧС осуществляет свою деятельность:

а) под руководством Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам;

подготовки в формировании и установлении основ федеральной политики и федеральных программ в области гражданской обороны;

подготовки на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации проектов федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организации проведения научных исследований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

определения задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществления руководства единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

обеспечения создания федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определения порядка использования указанных резервов;

осуществления контроля за процессом производства, режимом хранения, условиями перевозки и порядка использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдения при этом необходимых мер безопасности;

принятия решений о непосредственном руководстве ликвидации чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения;

определения порядка сбора информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также органами управления ГОЧС;

планирования применения Войск гражданской обороны Российской Федерации органами управления ГОЧС в мирное время.

б) под руководством главы исполнительного органа государственной власти - начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации по вопросам:

подготовки, в соответствии с федеральными законами, законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по реализации мероприятий в области гражданской обороны;

осуществления подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств по гражданской обороне, для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения по гражданской обороне, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

принятия решений о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечении их проведения;

осуществления в установленном порядке сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного оповещения и информирования населения о мероприятиях по гражданской обороне, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

организации и проведению аварийно - спасательных и других неотложных работ, а также поддержанию общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращения к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

осуществления финансирования мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

создания резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

содействия устойчивому функционированию организаций, предприятий, учреждений в чрезвычайных ситуациях;

в) под совместным руководством Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) по вопросам:

разработки предложений по реализации государственной политики в области гражданской обороны;

проведения карантинных мероприятий;

проведения предупредительных мероприятий по снижению последствий катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий;

г) орган управления ГОЧС осуществляет свою деятельность под руководством органа местного самоуправления по вопросам в области гражданской обороны в объеме, предусмотренном для главы исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 года.

Кроме того, орган управления ГОЧС осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям в установленном порядке.

5. Основными задачами органа управления ГОЧС являются:

разработка предложений по реализации государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в установленном порядке в реализации принятых по ним решений;

планирование, разработка и осуществление мероприятий по гражданской обороне и контроль за их выполнением;

организация оповещения и информирование населения о приведении в готовность системы гражданской обороны, об угрозе нападения противника и применения им средств массового поражения;

организация подготовки по гражданской обороне, по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций должностных лиц и формирований территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее по тексту РСЧС);

организация и осуществление государственного надзора и контроля за выполнением установленных требований по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовностью органов повседневного управления, сил и средств территориальной подсистемы РСЧС к проведению поисково-спасательных, аварийно - спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению выживания населения в условиях военного времени, организация работы по обеспечению органов повседневного управления, сил и средств территориальной подсистемы РСЧС страховым фондом документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты систем жизнеобеспечения населения;

участие в планировании, организации проведения работы по декларированию безопасности объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов);

организация всеобщего обязательного обучения населения по гражданской обороне и действиям в чрезвычайных ситуациях;

участие в планировании, организации, обеспечении и проведении совместно с другими подразделениями органа исполнительной власти, органом местного самоуправления и военным командованием эвакомероприятий в условиях мирного и военного времени;

обеспечение защиты информации, в том числе и составляющей государственную тайну, в соответствии с возложенными задачами и в пределах своей компетенции;

организация разработки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления мобилизационных планов по мероприятиям гражданской обороны в составе мобилизационных планов экономики страны;

организация работы по созданию и совершенствованию нормативной правовой и организационно - методической документации по мобилизационной подготовке в части, касающейся мероприятий по гражданской обороне;

участие в разработке нормативных правовых актов на военное время субъектом Российской Федерации, органом местного самоуправления по вопросам в области гражданской обороны, в том числе в подготовке ежегодных планов разработки региональных проектов нормативных актов на военное время;

обеспечение функционирования и развития территориальной подсистемы РСЧС, создание и обеспечение готовности органов повседневного управления, сил и средств в условиях мирного и военного времени;

руководство работами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на морях и внутренних водах;

организация работы по созданию резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации, органе местного самоуправления.

6. Орган управления ГОЧС в соответствии с возложенными на него задачами:

организует и контролирует выполнение мероприятий в области гражданской обороны;

организует работу по созданию, размещению, подготовке и оснащению сил гражданской обороны, территориальной подсистемы РСЧС, в том числе сил постоянной готовности;

организует взаимодействие подразделений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) и координирует их деятельность в области гражданской обороны и мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает и вносит на рассмотрение начальника гражданской обороны субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) проекты Плана гражданской обороны и Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, готовит предложения в региональный План взаимодействия субъектов Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций, снижению ущерба и потерь в случае их возникновения;

организует работу сети наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсистемы РСЧС в интересах гражданской обороны, а также по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и районированию территорий по наличию объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов) и угроз возникновения стихийных бедствий;

организует ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской обороны и осуществляет контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля;

организует работу по привлечению в установленном порядке к мероприятиям в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций общественных объединений и трудоспособного населения при их аттестации и соответствующей подготовке;

организует и обеспечивает контроль за заключением и выполнением предприятиями и организациями, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, договоров (контрактов) на выполнение ими мероприятий по гражданской обороне в военное время;

обеспечивает контроль выполнения государственного оборонного заказа в части мероприятий гражданской обороны предприятиями, организациями, учреждениями в субъекте Российской Федерации;

участвует в разработке и организует реализацию федеральных целевых и научно-технических программ, организует разработку и реализацию территориальных программ по вопросам гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышению устойчивости функционирования объектов экономики в мирное и военное время;

осуществляет контроль за выполнением норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, накоплением и поддержанием в готовности защитных сооружений, средств индивидуальной защиты, техники и специального имущества, проведением мероприятий по светомаскировке;

организует функционирование и организационно-техническое обеспечение деятельности учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»