Недействующий

     

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 1966 года N 542


О генеральном плане развития г.Ленинграда

(с изменениями на 8 октября 1990 года)

________________________________________________________________
Фактически не применяется.
Следует руководствоваться постановлением Совета Министров СССР
 от 5 декабря 1987 года N 1387

_______________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Совмина СССР от 8 октября 1990 года N 999.

____________________________________________________________________



В целях обеспечения дальнейшего планомерного, экономически обоснованного и комплексного развития г.Ленинграда Совет Министров Союза ССР

постановляет:

1. Одобрить разработанный Ленгорисполкомом и рассмотренный Госстроем СССР, Госпланом СССР и Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР генеральный план развития г.Ленинграда и проект планировки его пригородной зоны.

Утвердить прилагаемые Основные положения генерального плана развития г.Ленинграда и проекта планировки его пригородной зоны.

2. Принять следующие основные показатели генерального плана развития г.Ленинграда:

расчетная численность населения г.Ленинграда - 3400-3500 тыс.человек, а вместе с пригородными районами и населенными пунктами, подчиненными Ленгорисполкому, - 4000 тыс.человек;

территориальное развитие города в пределах современных границ на площади 52,7 тыс.гектаров.

3. При выполнении мероприятий по дальнейшему развитию г.Ленинграда:

а) не допускать осуществления в этом городе без разрешения Правительства СССР строительства новых и расширения (за счет нового строительства) действующих промышленных предприятий и цехов, а также зданий научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, экспериментальных баз, высших учебных заведений и техникумов, за исключением объектов, необходимых для непосредственного обслуживания населения и удовлетворения нужд жилищно-гражданского строительства;

б) обеспечить значительное повышение производительности труда на предприятиях города, увеличение выпуска продукции и повышение ее качества, без увеличения численности работников предприятий, за счет реконструкции действующих предприятий, внедрения в производство новой техники, механизации и автоматизации производственных счет реконструкции действующих предприятий, внедрения в производство новой техники, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены устаревшего оборудования;

в) размещать новые промышленные предприятия и цехи, связанные с развитием промышленности г.Ленинграда, а также научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро, экспериментальные базы, высшие учебные заведения и техникумы преимущественно в малых и средних городах и поселках Ленинградской области и других областей Северо-Западного экономического района.

4. Ленгорисполкому совместно с Министерством здравоохранения СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами и по согласованию с Советом Министров РСФСР:

подготовить в 1966-1967 годах в соответствии с генеральным планом развития г.Ленинграда и на основе всесторонних технико-экономических обоснований предложения о закрытии в г.Ленинграде промышленных предприятий (производств), размещенных в ветхих и неприспособленных строениях, в которых нецелесообразно осуществлять замену устаревшего технологического оборудования новым, и о переводе в другие районы страны или об изменении профиля предприятий (производств), вредных в санитарном и опасных в пожарном отношении или связанных с нерациональными перевозками сырья и готовой продукции. Предложения по этому вопросу представить в Совет Министров СССР на рассмотрение;

разработать в 1967-1968 годах комплексные проекты оздоровления воздушного бассейна города, охраны водоемов и ликвидации загрязнения почвы г.Ленинграда и его пригородной зоны.

5. Возложить на Ленгорисполком контроль за всеми видами строительства, осуществляемого на территории г.Ленинграда и лесопаркового защитного пояса г.Ленинграда, и регулирование этого строительства в соответствии с генеральным планом развития города.

6. Пункт утратил силу - постановление Совмина СССР от 8 октября 1990 года N 999. - См. предыдущую редакцию.

7. Обязать Ленгорисполком разработать в 1967-1968 годах с участием проектных и научно-исследовательских организаций Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства морского флота, Главного управления гидрометеорологической службы при Совете Министров СССР и Министерства речного флота РСФСР технико-экономические обоснования проекта защиты г.Ленинграда от наводнений.

Председатель
Совета Министров Союза ССР
А.Косыгин

Зам.управляющего Делами
Совета Министров СССР
К.Селиванов

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Совета Министров СССР
от 15 июля 1966 года N 542

     
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
генерального плана развития г. Ленинграда и проекта планировки его пригородной зоны

     
I


Генеральным планом развития г.Ленинграда предусматривается:

1. По основным направлениям развития г.Ленинграда и по численности его населения:

а) дальнейшее развитие города, как одного из крупнейших промышленных и культурных центров СССР, имеющего большое историко-революционное значение;

б) всемерное укрепление роли города, как ведущего центра научно-технического прогресса в стране, развитие специализированного промышленного производства, требующего применения труда высокой квалификации, главным образом в области машиностроения, приборостроения, судостроения, станкостроения, радиотехнической и электронной промышленности, а также в отраслях промышленности, производящих высококачественные товары народного потребления;

в) обеспечение высоких темпов развития промышленности за счет повышения ее технического уровня, механизации и автоматизации производственных процессов, модернизации и замены устаревшего оборудования, без увеличения численности работников предприятий;

г) преимущественное развитие научно-исследовательских учреждений и проектно-конструкторских организаций, соответствующих профилю промышленных предприятий, расположенных в городе, при постепенном сокращении и частичном выводе из города научно-исследовательских и проектных институтов и высших учебных заведений, не имеющих в г.Ленинграде базы для своего развития;

д) прекращение, как правило, дальнейшего развития в городе производств, потребляющих большое количество воды, топлива и электроэнергии;

е) вывод из города или изменение профиля предприятий (производств), вредных в санитарном и опасных в пожарном отношении, а также предприятий, размещенных в ветхих и неприспособленных помещениях, подвалах или первых этажах жилых домов и расположенных в зонах жилой застройки и среди зеленых массивов;

ж) прекращение строительства новых и расширения действующих (за счет нового строительства) промышленных предприятий и цехов, а также зданий научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, экспериментальных баз, высших учебных заведений и техникумов, за исключением объектов, которые необходимо создавать для непосредственного обслуживания населения и удовлетворения нужд жилищно-гражданского строительства;

з) расчетная численность населения города - 3400-3500 тыс. человек, а вместе с пригородными районами и населенными пунктами, подчиненными Ленгорисполкому, - 4000 тыс. человек.

2. По территориальному развитию г.Ленинграда и его застройке:

а) компактное развитие города в пределах городской черты на площади 52,7 тыс.гектаров, с расширением территории городской застройки с 27,8 тыс.гектаров до 48,4 тыс.гектаров;

б) территориальное развитие города от исторически сложившегося центра в южном, северном и восточном направлениях, с выходом застройки к побережью Финского залива;

в) дальнейшее развитие жилищного строительства города, а также развитие сети учреждений культурно-бытового назначения и коммунального хозяйства, спортивных сооружений, мест отдыха и зеленых насаждений;

г) размещение массового жилищного строительства города крупными массивами, в основном на свободных территориях;

д) застройка города жилыми домами преимущественно в 9 этажей (с частичным применением в районах массового жилищного строительства 5-этажных жилых домов), а на отдельных наиболее важных в градостроительном отношении участках домами повышенной этажности;

е) минимальная расчетная плотность застройки вновь осваиваемых территорий 6250 кв.метров жилой на один гектар жилой территории (нетто) и 3800 кв.метров жилой площади на один гектар территории микрорайона (брутто);

ж) разуплотнение старых плотно застроенных районов города, с проведением реконструктивных мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических и бытовых условий проживания населения.

3. По архитектурно-планировочной организации г.Ленинграда:

а) улучшение и развитие архитектурно-планировочной структуры города в соответствии с требованиями современного градостроительства, при сохранении и дальнейшем развитии высоких архитектурно-художественных качеств застройки города и отдельных городских ансамблей;

б) сохранение исторически сложившегося общегородского центра и его композиционное развитие вдоль р.Невы в юго-восточном и западном направлениях с выходом к побережью Финского залива, а также в южном направлении вдоль Московского и Ново-Измайловского проспектов;

в) создание нового архитектурного облика города со стороны Финского залива в виде развитой архитектурно-пространственной композиции вдоль западной части Васильевского острова, а также северного и южного побережья Финского залива;

г) дальнейшее формирование застройки набережных р.Невы, улучшение их архитектурного облика и благоустройство их; реконструкция и создание новых архитектурных комплексов и ансамблей;

д) продолжение застройки и реконструкции главных магистралей, связывающих центральные районы города с вновь застраиваемыми районами, - Московского и Ново-Измайловского проспектов, проспектов Стачек, Обуховской Обороны, Карла Маркса и Фридриха Энгельса, Гражданского, Заневского, Софийской улицы и Большого проспекта на Васильевском острове, формирование центральной дуговой магистрали, связывающей центры основных планировочных районов, архитектурное оформление главных подъездов к городу вдоль железнодорожных направлений, автомобильных магистралей, а также со стороны морского торгового порта и р.Невы;

е) создание новых, крупных благоустроенных жилых районов и микрорайонов с необходимым комплексом учреждений культурно-бытового обслуживания населения, спортивных площадок и зеленых насаждений;

ж) дальнейшее улучшение планировки и застройки сложившихся районов города путем постепенной реконструкции и благоустройства старых кварталов и промышленных районов, проведения мероприятий по охране и реставрации памятников культуры и искусства (с включением их в общий ансамбль города), расширения площади зеленых насаждений, реконструкции транспортных магистралей и организации общественных центров; завершение реконструкции района Смольного, набережной Робеспьера, площадей Мира и Труда и района гавани на Васильевском острове;

з) создание единой системы зеленых насаждений города и лесопаркового защитного пояса, формирование центрального городского парка вдоль берегов Малой Невы.

4. По внешнему и городскому транспорту и магистралям г.Ленинграда:

а) дальнейшее развитие Ленинградского транспортного узла со значительным увеличением объема дальних и пригородных пассажирских перевозок, а также грузооборота;

б) завершение разработки генеральной схемы реконструкции и развития Ленинградского железнодорожного узла и осуществление предусматриваемых этой схемой мероприятий по реконструкции и развитию ленинградских вокзалов, сортировочных станций и других объектов железнодорожного транспорта, а также мероприятий по дальнейшей электрификации пригородных сообщений и переносу части головного участка Варшавской железной дороги;

в) развитие и реконструкция речного порта с учетом ввода в эксплуатацию Волго-Балтийской системы: организация крупных районных гаваней, строительство речного вокзала на р.Неве и крупных механизированных причалов, ликвидация значительной части мелких ведомственных причалов;

г) завершение развития морского торгового порта и строительство морского пассажирского вокзала;

д) реконструкция существующего аэропорта у станции Шоссейная и превращение его в первоклассный аэропорт;

е) развитие автомобильного транспорта, реконструкция существующих и строительство новых входящих в город радиальных магистралей, строительство автобусных вокзалов и парков;

ж) комплексное развитие всех видов городского пассажирского транспорта, с увеличением их провозной способности, в увязке с развитием внешнего транспорта;

з) сохранение исторически сложившейся системы транспортных магистралей и ее дальнейшее развитие в направлении повышения скоростей и безопасности движения транспорта, создание прямых связей между городскими магистралями и автомобильными дорогами, ведущими в пригородную зону; освобождение центральных районов города от движения грузового автомобильного транспорта;

и) улучшение транспортных связей между районами, увеличение пропускной способности сети улиц, строительство мостов и тоннелей через реки Неву, Малую Неву, Малую и Большую Невки, путепроводных и тоннельных развязок в разных уровнях.

5. По инженерному оборудованию и инженерной подготовке территории г.Ленинграда:

а) развитие и улучшение водоснабжения города и повышение качества воды за счет выноса водозабора в верховье р.Невы и значительного увеличения хозяйственно-питьевого потребления воды населением города путем расширения Главной и Южной станций и строительства Северной водопроводной станции;

б) развитие и реконструкция системы городской канализации, с ликвидацией сброса сточных вод в р.Неву и в другие водотоки в пределах города; строительство трех систем хозяйственно-бытовой канализации с размещением очистных сооружений;

в) широкое развитие энергоснабжения города со значительным ростом электровооруженности труда и потребления электроэнергии на бытовые нужды;

г) полный охват всего жилищного фонда города централизованным теплоснабжением, с реконструкцией существующих ТЭЦ и строительством новой ТЭЦ в северной части города и районных котельных;

д) увеличение удельного веса природного газа в топливном балансе города в целях оздоровления воздушного бассейна;

е) строительство новых магистральных газопроводов;

ж) постепенная замена действующих воздушных высоковольтных линий электропередачи напряжением 110 кВ, проходящих в застроенных районах города, кабельными линиями;

з) поднятие уровня пониженных приморских территорий города до незатопляемых отметок 3-3,2 метра путем намыва грунта из мелководной части Финского залива;

и) урегулирование, обводнение и санитарное оздоровление водных протоков на территории города, сооружение Южного обводного канала от р.Невы до Финского залива;

к) защита города от наводнений.

II


Проектом планировки пригородной зоны г.Ленинграда предусматривается:

а) создание вокруг города в радиусе от 60 до 100 километров пригородной зоны, с использованием ее для размещения связанных с городом объектов народного хозяйства, развития пригородного сельского хозяйства, кратковременного и длительного отдыха населения, а также для организации лесопаркового защитного пояса города;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»