Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 24 июля 2002 года N 100


Об утверждении Правил пропуска судов и составов
 через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу с 2 сентября 2014 года на основании
приказа Минтранса России от 3 марта 2014 года N 58
____________________________________________________________________



В целях повышения безопасности работы гидротехнических сооружений и транспортного флота и в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и пунктами 3, 4 статьи 34 Федерального закона от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации.

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации Правила пропуска судов, составов и плотов через шлюзы внутренних водных путей РСФСР, утвержденные Министром речного флота РСФСР 22 июня 1987 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра транспорта Н.Г.Смирнова.

Министр
С.Франк




Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

31 июля 2002 года,

регистрационный N 3643

Приложение

     
ПРАВИЛА
пропуска судов и составов через шлюзы
 внутренних водных путей Российской Федерации

     

I. Общие положения

1. Правила пропуска судов и составов (далее - суда) через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации (далее - Правила) определяют организацию и технологию безопасного пропуска флота через судоходные шлюзы, находящиеся в ведении организаций Министерства транспорта Российской Федерации.

2. Специфические условия пропуска флота через судоходные шлюзы отдельных бассейнов и каналов отражаются Бассейновыми органами государственного управления на водном транспорте (далее - БОГУ) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Канал имени Москвы" (далее - ФГУП "КиМ") на навигационных картах, в лоцманских описаниях и в путевой информации.

3. Пропуск через шлюзы маломерных судов регламентируется местными схемами, составляемыми БОГУ и ФГУП "КиМ" по согласованию с филиалами Государственной речной судоходной инспекции (далее - ГРСИ) и Государственной инспекцией по маломерным судам.

4. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

4.1. Шлюзованный участок реки - участок реки с системой гидроузлов с судоходными шлюзами, расположенными таким образом, чтобы подпор нижележащего гидроузла распространялся до вышележащего, обеспечивая в нижнем бьефе последнего гарантированную глубину.

4.2. Судоходный канал - водный путь, соединяющий два смежных бассейна и, как правило, состоящий из системы гидроузлов с судоходными шлюзами, искусственных участков канала, естественных водотоков (рек) и водохранилищ.

4.3. Диспетчер района гидросооружений и судоходства (далее - РГСиС) - специалист, осуществляющий руководство пропуском флота в границах шлюзованного участка реки (канала), которому оперативно подчинены диспетчеры (начальники вахт) шлюзов.

4.4. Двухниточный (многониточный) шлюз - шлюз с двумя (несколькими) камерами, расположенными параллельно друг другу.

4.5. Многоступенчатый шлюз - шлюз с последовательным расположением камер на различном уровне и общими промежуточными головами.

4.6. Границы отдельного шлюза - створы дальних светофоров в нижнем и верхнем бьефах, ограничивающие участок водного пути, включающий в себя шлюз с причальными стенками. При отсутствии причальных стенок и дальних светофоров границы отдельного шлюза определяются обозначенными на навигационных картах и на местности стоповыми знаками в нижнем и верхнем бьефах. Со стороны коротких межшлюзовых бьефов (длиной до 1 км) граница проходит в середине бьефа.

4.7. Внешняя граница головного шлюза шлюзованного участка реки (канала) - то же, что и граница отдельного шлюза, проходящая с внешней стороны по отношению к шлюзованному участку реки (каналу).

4.8. Подходные каналы к шлюзам - судоходные каналы, предназначенные для подхода судов и составов к границам шлюза со стороны верхнего и нижнего бьефов. Границы подходных каналов указываются на навигационных картах.

4.9. Дальний светофор - светофор, регулирующий подход судов к причальной стенке шлюза, а при отсутствии последней - к шлюзу. При наличии причальной стенки дальний светофор устанавливается на ее дальнем от шлюза конце; при отсутствии причальной стенки - на берегу подходного канала.

4.10. Промежуточный светофор - светофор, при двустороннем шлюзовании обозначающий ближнюю к шлюзу границу места стоянки ожидающих шлюзования судов и регулирующий совместно с входным светофором вход судов в камеру шлюза, а при одностороннем шлюзовании разрешающий или запрещающий прохождение судов до створа стопового знака на причальной стенке.

4.11. Входной и выходной светофоры - светофоры, регулирующие соответственно вход в камеру и выход из камеры шлюза.

4.12. Стоповый знак - электрический сигнал красного цвета и (или) изображение на щите полосы красного цвета для обозначения границ полезной длины камеры шлюза и границ зоны швартовки судов у причальной стенки или их стоянки в подходном канале.

4.13. Полезная длина камеры шлюза - часть длины камеры, ограниченная стоповыми знаками, в пределах которой могут стоять суда и составы при шлюзовании.

4.14. Шлюзование - комплекс технологических операций по вертикальному перемещению судов с уровня одного бьефа на уровень другого бьефа, связанных с работой механизмов шлюза (маневрированием воротами и затворами) и с наполнением или опорожнением камеры. В многоступенчатых шлюзах в процесс шлюзования дополнительно входят операции по переходу судов из камеры в камеру.

4.15. Судопропуск - комплекс всех организационно-технологических операций по проходу судов через шлюз, включающий движение судов при входе в камеру и выходе из нее, а также шлюзование, после проведения которых может быть сразу же начат следующий судопропуск в том же (односторонний судопропуск) или во встречном (двусторонний судопропуск) направлении.

4.16 Односторонний судопропуск - судопропуск в ряду последовательных судопропусков, осуществляемых в одном направлении.

4.17. Двусторонний судопропуск - судопропуск в ряду последовательных судопропусков, осуществляемых поочередно во встречных направлениях.

4.18. Встречное шлюзование - одновременное двустороннее шлюзование судов в многоступенчатых шлюзах со встречным их переходом из камеры в камеру через промежуточные головы.

4.19. Диспетчер (начальник вахты) шлюза - специалист, осуществляющий руководство пропуском судов в границах шлюза и управляющий работой механизмов шлюза, которому оперативно подчинен весь вахтенный персонал шлюза.

4.20. Вахтенный начальник судна (вахтенный помощник капитана) - должностное лицо, управляющее судном, которому оперативно подчинен весь личный состав, находящийся на вахте.

4.21. Маломерное судно - судно, длина корпуса которого менее 15 м.

4.22. Скоростное судно - любое судно, способное развивать скорость 35 км/ч и более.

5. Осадка и габаритные размеры шлюзующихся судов должны обеспечивать запасы относительно глубины на порогах шлюзов и фактической ширины их камер не менее указанных ниже.

По глубине на порогах - в соответствии с данными таблицы.

Тип шлюза

Глубина на пороге, м

Запас под днищем судна, м

Деревянный

До 1,0

0,1

Свыше 1,0

0,15

Каменный и железобетонный

До 2,5

0,25

Свыше 2,5

0,4



По ширине (суммарный запас): в шлюзах шириной до 10 м - 0,4 м, до 18 м - 0,8 м, свыше 18 м - 1,0 м.

Полезная длина камеры шлюзов может использоваться судами полностью.

6. Запас воды под днищем на порогах шлюзов N 15 и 16 Городецкого гидроузла и шлюза Кочетовского гидроузла для пассажирских и сухогрузных судов, а также нефтеналивных судов с двойными бортами и днищем при перевозке нефтепродуктов с температурой вспышки паров + 60°С и выше допускается не менее 0,25 м.

7. Суммарный запас по ширине камеры на шлюзах Северо-Двинской шлюзованной системы и Кочетовском шлюзе разрешается не менее 0,3 м.

8. При наличии наледей на стенах камеры в шлюзах любой ширины шлюзование судов допускается при суммарном запасе по ширине не менее 0,4 м от краев наледи.

9. Суда, направляющиеся на шлюзование, должны иметь технически исправное рулевое управление, дистанционное автоматическое управление, необходимое давление воздуха в пусковых баллонах главных двигателей, а также втянутые в клюзы и надежно закрепленные якоря.

Суда, направляющиеся на шлюзование, не должны иметь:

а) утечки нефтепродуктов;

б) посторонних предметов (тросы, проволока и др.) на якорях, волочащихся цепей и тросов;

в) выступающих за габаритную ширину поврежденных элементов корпуса или надстройки, частей груза или других предметов.

II. Организация пропуска судов и составов
 через шлюзы и шлюзованные участки рек (каналы)

10. Руководство и организация пропуска судов через шлюзы и шлюзованные участки рек (каналы) осуществляются диспетчерскими службами БОГУ (ФГУП "КиМ") или РГСиС и диспетчерами (начальниками вахт) шлюзов на основании расписания и графика движения флота в бассейне, а также с учетом фактического подхода флота.

Диспетчерским службам РГСиС следует осуществлять судопропуск при наличии заявки от капитана (вахтенного начальника) судна, поданной не позднее чем за 3 часа до планируемого подхода судна к отдельному шлюзу или головному шлюзу шлюзованного участка реки (канала).

Для судов, работающих по расписанию, предварительная заявка не требуется.

11. Вахтенные начальники судов, идущих на шлюзование, должны сообщить по УКВ радиосвязи диспетчеру РГСиС или диспетчеру (начальнику вахты)  шлюза не менее чем за 1,5 ч (если это невозможно по условиям работы УКВ радиостанции, то с максимального расстояния установления устойчивой связи) о расчетном времени подхода к границам отдельного шлюза или шлюзованного участка реки (канала), о техническом состоянии, габаритах и осадке судна (состава), а также о роде груза, о чем делается запись в судовом журнале.

При скоплении флота на подходах к шлюзу диспетчер РГСиС или диспетчер (начальник вахты) шлюза предупреждает вахтенных начальников подходящих судов о возможной задержке судопропуска, дает рекомендации по режиму движения судна и ориентировочному времени захода в границы шлюза или шлюзованного участка реки (канала) и к месту стоянки.

12. При подходе к границам шлюза не менее чем за 1 км вахтенные начальники судов запрашивают по УКВ радиосвязи у диспетчера (начальника вахты) шлюза уточненные данные о порядке судопропуска.

13. Остановка судов в ожидании пропуска через шлюзы на рейдах должна проводиться по указанию диспетчера РГСиС или диспетчера (начальника вахты) шлюза с учетом обеспечения безопасности подхода к шлюзу или отхода от шлюза шлюзующихся судов.

14. Вахтенные начальники судов, идущих на шлюзование, временный отстой которых на рейдах на подходах к шлюзам вызван не ожиданием судопропуска, а выполнением других функций, должны сообщать диспетчеру РГСиС о цели и планируемом времени отстоя, а после выполнения указанных функций доложить диспетчеру РГСиС или диспетчеру (начальнику вахты) шлюза о готовности к судопропуску.

15. Пропуск пассажирских и других судов, работающих по расписанию, осуществляется согласно расписанию их движения. Остальные суда пропускаются в порядке их подхода к шлюзу, а при наличии очереди на подходах к шлюзам должна обеспечиваться следующая последовательность их пропуска:

а) первая очередь - нефтеналивные суда и составы с нефтепродуктами или их остатками с температурой вспышки паров ниже 60°С, суда с взрывчатыми и отравляющими веществами, суда со скоропортящимися грузами;

б) вторая очередь - спецобъекты и суда технического флота;

в) третья очередь - сухогрузные самоходные суда и толкаемые составы, нефтеналивные суда и составы с нефтепродуктами или их остатками с температурой вспышки паров + 60°С и выше;

г) четвертая очередь - сухогрузные буксируемые составы.

Температура вспышки паров нефтеналивных грузов устанавливается лабораторным анализом, выполняемым в пункте загрузки.

Местный экскурсионный флот пропускается на основании заявки владельца, подаваемой диспетчеру РГСиС или диспетчеру (начальнику вахты) шлюза не менее чем за 1,5 ч до предполагаемого подхода.

При большом скоплении флота у границ шлюза или шлюзованного участка реки (канала) диспетчером БОГУ (ФГУП "КиМ") или РГСиС или диспетчером (начальником вахты) шлюза, исходя из создавшейся обстановки, составляется план шлюзований, предусматривающий максимально быстрый и безопасный пропуск скопившегося флота. С целью наиболее полного использования полезной площади камеры шлюза в такой обстановке допускается отступление от указанной выше очередности пропуска флота. При этом должны приниматься меры по первоочередному пропуску пассажирских судов, выбившихся из расписания.

Во всех случаях суда Государственной речной судоходной инспекции, правоохранительных органов, путейские и другие суда, следующие на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, пропускаются через шлюз вне очереди.

16. С целью наиболее эффективного использования судоходных шлюзов и транспортного флота, а также экономии воды разрешается совместное шлюзование судов:

а) нефтеналивные суда и составы с грузами (или их остатками) всех классов в любом сочетании;

б) сухогрузные суда и составы, суда технического флота с нефтеналивными самоходными судами, груженными нефтепродуктами (или их остатками) с температурой вспышки паров + 60°С и выше;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»