(с изменениями на 2 апреля 2003 года)
____________________________________________________________________
Отменено в связи с отказом Минюста России в государственной регистрации
(письмо Минюста России от 20.01.2004 N 07/480-ЮД) на основании
приказа ГТК России от 2 февраля 2004 года N 130
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
письмом ГТК России от 26 августа 2002 года N 01-06/34431;
письмом ГТК России от 2 апреля 2003 года N 01-06/14104.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единообразного подхода при решении вопросов предоставления тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями направляем для использования в работе Методические рекомендации по применению тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.
Заместитель председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы
А.А.Каульбарс
(с изменениями на 2 апреля 2003 года)
____________________________________________________________________
В дополнение к пунктам 2.2 и 2.3 настоящих Методических рекомендаций см. письмо ГТК России от 2 апреля 2003 года N 01-06/14104.
____________________________________________________________________
1. Настоящие методические рекомендации по применению льгот по уплате ввозной таможенной пошлины при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями (далее - Рекомендации) разработаны исходя из положений статей 34 и 37 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", других законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации в области гражданского, таможенного законодательств, законодательства о налогах и сборах, о бухгалтерском учете в целях единообразного применения таможенными органами тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями.
Правовые основания для применения тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями", изданным в соответствии со статьями 34 и 37 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе".
В соответствии с данным постановлением, являющимся нормативным правовым актом прямого действия, товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставные (складочные) капиталы предприятий с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
- не являются подакцизными;
- относятся к основным производственным фондам;
- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
2. При проверке каждого из условий, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883, для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин следует руководствоваться следующим:
2.1. Товары не должны быть подакцизными.
Перечень подакцизных товаров установлен в части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
2.2. Товары должны относиться к основным производственным фондам.
Основные фонды (основные средства) - это понятие, относящееся к сфере бухгалтерского учета. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"* бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются:
________________
* Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 25.11.96, N 48, ст.5369; 27.07.98, N 30, ст.3619; 01.04.2002, N 13, ст.1179.
- имущество организаций;
- обязательства организаций;
- хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Названный Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, включая коммерческие организации с иностранными инвестициями, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации. Такой учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 8 Федерального закона).
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (статья 9 Федерального закона).
Для целей использования льгот по уплате таможенных пошлин имеет важное значение своевременное и качественное оформление первичных учетных документов в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организации, а также достоверность содержащихся в них данных.
Кроме того, упомянутым Федеральным законом прямо предусмотрено требование о ведении обособленного учета имущества, являющегося собственностью организации, от имущества других юридических лиц, находящегося в данной организации в силу договора или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Порядок отнесения предметов к основным производственным фондам установлен соответствующими нормативными правовыми актами и методическими указаниями Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" (в том числе приказами Минфина России от 20.07.98 N 33н, от 29.07.98 N 34н, от 30.03.2001 N 26н и др.), а также Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.94 N 359 (с изменениями и дополнениями).
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н и зарегистрировано Минюстом России 27.08.98 (рег. N 1598). В соответствии с этим положением уставный (складочный) капитал учитывается в составе собственного капитала организации. В бухгалтерском балансе отражается величина уставного (складочного) капитала, зарегистрированная в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации. Сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества) учитывается не как уставный (складочный), а как добавочный капитал и отражается в бухгалтерском балансе отдельно.
В соответствии с приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" к основным средствам не относятся предметы стоимостью менее 100-кратного размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда (МРОТ) за единицу.
По вопросам применения МРОТ для определения лимитов стоимости объектов, относящихся к основным средствам, следует руководствоваться соответствующими разъяснениями Минфина России. В настоящее время на основании статьи 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"* и в соответствии с письмом Минфина России от 08.11.2000 N 3-01-08/11-426 для определения лимитов стоимости объектов, относящихся к основным средствам, МРОТ установлен исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
________________
* Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 26.06.2000, N 26, ст.2729; 06.05.2002, N 18, ст.1722.
Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденным приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н (с изменениями, внесенными приказом Минфина России от 28.03.2000 N 32н) единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств является (1) объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или (2) отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же (3) обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
____________________________________________________________________
Пункт 2.2 настоящих Методических рекомендаций по вопросам отнесения товаров к основным производственным фондам применяется в части, не противоречащей письму ГТК России от 2 апреля 2003 года N 01-06/14104 - см. абзац шестой пункта 1 письма ГТК России от 2 апреля 2003 года N 01-06/14104.
____________________________________________________________________
2.3. Товары ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала организации.
Тарифные льготы предоставляются только в случае, если товары были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации и декларировались как товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал организации с иностранными инвестициями, до истечения сроков формирования уставного капитала организации, определенных учредительными документами или законодательством Российской Федерации.
Требования по созданию и регистрации юридических лиц, процедуре формирования уставного капитала организаций, в том числе с иностранными инвестициями, созданных в форме акционерных обществ или в форме обществ с ограниченной ответственностью, предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации.
Федеральными законами от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"* и от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"** установлены основные требования по созданию и регистрации юридических лиц, процедуре формирования уставного капитала организаций, в том числе с иностранными инвестициями, созданных в форме акционерных обществ или в форме обществ с ограниченной ответственностью.
________________
* Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 01.01.96, N 1, ст.1; 17.06.96, N 25, ст.2956; 31.05.99, N 22, ст.2672; 13.08.2001, N 33 (часть I), ст.3423.
** Опубликовано: Собрание законодательства Российской Федерации, 16.02.98, N 7, ст.785; 13.07.98, N 28, ст.3261; 04.01.99, N 1, ст.2.
Льготы по уплате таможенной пошлины предоставляются как при первоначальном формировании уставного капитала организации с иностранными инвестициями, так и при увеличении уставного капитала организации в порядке, предусмотренном вышеназванными федеральными законами.
В соответствии с федеральными законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью" акционерное общество (или общество с ограниченной ответственностью) считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону "Об акционерных обществах" учредительным документом акционерного общества является устав общества, который должен содержать сведения о размере уставного капитала общества. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Договор о создании акционерного общества не является учредительным документом общества.
Уставный капитал акционерного общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. В устав общества вносятся изменения, связанные с увеличением уставного капитала, либо устав общества утверждается в новой редакции.
Акции общества при его учреждении должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества, при этом не менее 50 процентов акций общества, распределенных при его учреждении, должно быть оплачено в течение трех месяцев с момента государственной регистрации общества. Дополнительные акции общества должны быть оплачены в течение срока, определенного в соответствии с решением об их размещении (статья 34 Федерального закона "Об акционерных обществах" в редакции Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2002).
Выпуск акций (при учреждении общества, при увеличении уставного капитала общества) должен соответствовать требованиям Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссий, утверждаемых Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
Оплата акций может осуществляться неденежными средствами - имуществом. Форма оплаты акций при учреждении акционерного общества определяется уставом общества, а дополнительных акций - решением об их размещении. При этом в случаях, оговоренных в статье 34 Федерального закона "Об акционерных обществах", необходима денежная оценка независимым оценщиком (аудитором) имущества, вносимого в оплату акций.
Согласно Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" учредительными документами общества с ограниченной ответственностью является учредительный договор, заключаемый учредителями общества, и устав общества, который должен содержать сведения о размере уставного капитала общества. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников общества определяются в валюте Российской Федерации.
На момент государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Участники общества должны внести вклады в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Увеличение уставного капитала общества допускается после его полной оплаты. Увеличение уставного капитала общества может осуществляться в том числе за счет дополнительных вкладов участников общества. Сроки и порядок внесения дополнительных вкладов участниками общества определены в п.1 ст.19 названного Федерального закона. Вкладом в уставный капитал общества может быть имущество, передаваемое участником общества. При этом в случаях, оговоренных в статье 15 Федерального закона, необходима денежная оценка указанного вклада, определяемая независимым оценщиком.
В случае ввоза товаров в качестве дополнительного вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, до государственной регистрации изменений и дополнений в учредительные документы общества, тарифные льготы в отношении таких товаров не предоставляются. При представлении таможенному органу, производившему таможенное оформление таких товаров, зарегистрированных изменений и дополнений в учредительные документы, определяющих сроки увеличения уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, а также иных документов, необходимых для принятия решения о применении данных льгот, суммы уплаченных таможенных пошлин подлежат возврату (зачету) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указанные льготы в отношении товаров, ввозимых в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, предоставляются в случае увеличения уставного капитала:
- за счет дополнительных вкладов участников общества - в течение двух месяцев со дня принятия общим собранием участников общества решения об увеличении уставного капитала, если уставом общества или решением общего собрания участников общества не установлен иной срок;
- за счет дополнительного вклада участника (участников) и (или) за счет вклада иностранного инвестора, принимаемого в общество (в неденежной форме) - в течение сроков, определенных решением общего собрания общества об увеличении уставного капитала, но не позднее шести месяцев с момента принятия такого решения.
В соответствии с вышеназванными федеральными законами учредительные документы акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, а также все изменения и дополнения к учредительным документам обществ приобретают силу для третьих лиц (в том числе для таможенных органов) с момента государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Государственная регистрация организаций с иностранными инвестициями (в том числе созданных в форме акционерных обществ или в форме обществ с ограниченной ответственностью) и их учредительных документов регулируется следующим образом.
Государственная регистрация коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 тысяч рублей (с учетом деноминации), осуществляется Государственной регистрационной палатой Российской Федерации при Минюсте России (далее - ГРП России), действующей на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.94 N 655 "О Государственной регистрационной палате при Министерстве экономики Российской Федерации", от 05.09.98 N 1034 "О передаче Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации". Государственную регистрацию коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 тысяч рублей (с учетом деноминации), производят регистрирующие органы субъектов Российской Федерации согласно постановлению Правительства РСФСР от 28.11.91 N 26 "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями"*. Указанный порядок применяется до введения в действие с 01.07.2002 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации лиц"** и Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ "О приведении законодательных актов в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц"***.