Недействующий

     

ОТРАСЛЕВОЕ ТАРИФНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
ПО ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ НА 2002 - 2004 ГОДЫ  

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Настоящее Соглашение заключено на основании действующего законодательства, в целях согласования интересов государства, работодателей и работников в обеспечении эффективной производственной и экономической деятельности организаций дорожного хозяйства, осуществляющих государственные функции управления, включая функции заказчика в отношении автомобильных дорог, работы по проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог и иной производственно-экономической деятельности, социальной защиты работников, установлении норм оплаты других условий труда, а также социальных гарантий и льгот для работников дорожного хозяйства.

     

1. Стороны и участники Соглашения


Сторонами настоящего Соглашения являются:

Работники предприятий и организаций (далее - организаций) дорожного хозяйства, на которых действуют организации профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации в лице ЦК Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства;

Работодатели в лице их представителей:

Министерства транспорта Российской Федерации - Государственной службы дорожного хозяйства (Росавтодор) (представитель федеральных предприятий и организаций дорожного хозяйства, находящихся в федеральной собственности, а также государственных (субъектов Российской Федерации) предприятий и организаций, находящихся в государственной (субъектов Российской Федерации) собственности (при наличии соответствующих полномочий на их представление); Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве "АСПОР" (представитель работодателей - учредителей Ассоциации и организаций, уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени); Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", (представители работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени).

Участником настоящего Соглашения является Министерство труда и социального развития Российской Федерации.

     

2. Срок действия Соглашения


Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует до 31 декабря 2004 года. Ни одна из сторон, заключивших настоящее Соглашение, не может в течение срока его действия в одностороннем порядке прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

Настоящее Соглашение может быть досрочно аннулировано, изменено, дополнено по взаимной договоренности сторон. В случае если до 31 декабря 2004 года не будет заключено новое соглашение на очередной период, настоящее Соглашение продолжает действовать до момента заключения другого соглашения, но не более, чем 3 месяца.

     

3. Сфера действия положений Соглашения

     
3.1. Настоящее Соглашение:

3.1.1. Распространяется на работников и работодателей подрядных организаций, на работников и работодателей организаций, занятых управлением дорожным хозяйством (органов управления автомобильными дорогами, заказчиков), не являющихся государственными служащими, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени, а также на профсоюзных работников.

3.1.2. Устанавливает минимальные социальные гарантии работникам и не ограничивает права организаций в расширении этих гарантий. При этом все социальные гарантии реализуются за счет средств организаций в порядке и на условиях, не противоречащих действующему законодательству.

3.1.3. Является основой для заключения коллективных договоров в организациях дорожного хозяйства и отраслевых региональных соглашений на уровне субъектов Российской Федерации. Стороны считают целесообразным заключение региональных отраслевых соглашений между республиканскими, краевыми, областными комитетами профсоюза, представителями работодателей и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

3.2. Настоящее Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.

Условия региональных соглашений и коллективных договоров, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и настоящим Соглашением, недействительны.

3.3. Затраты, связанные с обеспечением социальных гарантий, принятых настоящим Соглашением для работников дорожного хозяйства, выполняющих работы по проектированию, строительству (реконструкции), ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, включаются в установленном порядке в договорную цену на эту продукцию (работы, услуги), утверждаемые нормативы затрат на содержание автомобильных дорог.

Указанные затраты для работников органов управления дорожным хозяйством, не являющихся государственными служащими, включаются в сметы расходов на управление.

3.4. В соответствии с действующим законодательством органам исполнительной власти и местного самоуправления запрещается всякое вмешательство, способное ограничить законные права работников и их представителей или воспрепятствовать их осуществлению при пересмотре и выполнении Соглашения.

3.5. Лица, по вине которых нарушаются и не выполняются обязательства, предусмотренные Соглашением, несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.

3.6. В случае реорганизации представителя Стороны (Сторон) его права и обязанности по Соглашению переходят к его правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения или внесения изменений и дополнений в Соглашение.

3.7. В Соглашение по взаимному согласию Сторон могут быть внесены изменения и дополнения в порядке, установленном действующим законодательством.

3.8. Соглашение открыто для присоединения к нему организаций, органов исполнительной власти и территориальных органов управления автомобильными дорогами, не делегировавших ранее полномочий на его заключение и заявивших представителям сторон Соглашения о своем согласии распространить на них его действие (в этом случае заявления подаются и от стороны работников и от стороны работодателя).

     

4. Обязательства сторон и участников Соглашения

 4.1. В области стабилизации работы отраслевых организаций

4.1.1. Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса России (Росавтодор), ассоциации "АСПОР" и "РАДОР" совместно с ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства будут:

- участвовать в установленном порядке в разработке и принятии проектов законодательных и нормативно-правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права, работников дорожного хозяйства;

- содействовать заключению коллективных договоров во всех организациях дорожного хозяйства;

- содействовать укреплению и объединению дорожных организаций как единого технологического производственно-хозяйственного комплекса.

4.1.2. Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса России:

- будет способствовать обеспечению равного доступа на конкурсной основе на рынок подрядных работ дорожных организаций независимо от форм собственности;

- проведет работу с органами, уполномоченными управлять автомобильными дорогами территорий, по реализации условий настоящего Соглашения.

4.1.3. Министерство труда и социального развития Российской Федерации:

- окажет поддержку отраслевым органам государственного и хозяйственного управления, в том числе через свои органы на местах, по созданию объединений (союзов) работодателей;

- рассматривает с привлечением Федеральной инспекции труда и ее органов в регионах, Государственной службы дорожного хозяйства и ее территориальных органов представления профсоюзных комитетов о нарушении законодательства о труде в дорожных организациях. При необходимости создает совместные комиссии с участием инспекций труда ЦК профсоюза;

- примет соответствующие меры по осуществлению контроля со стороны Рострудинспекции за соблюдением трудового законодательства в части своевременности выплаты заработной платы и проведения по предложению профсоюза совместных регулярных проверок организаций всех форм собственности;

4.1.4. Организации дорожного хозяйства обеспечивают:

- бесперебойное и безопасное функционирование автомобильных дорог общего пользования;

- качественное выполнение работ по проектированию, строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями норм и условиями договоров на выполнение дорожных работ и, при необходимости, участие в мобилизационной подготовке и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;

- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров на согласованных сторонами условиях в соответствии с законодательством и настоящим Соглашением.

4.1.5. ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства своей деятельностью способствует созданию благоприятных трудовых отношений в коллективах, сотрудничеству между работодателями и работниками по вопросам, представляющим взаимный интерес, укреплению трудовой дисциплины, внедрению новых методов управления и хозяйственной деятельности.

4.1.6. Работодатели и их представители считают необходимым наличие отраслевого органа печати и будут содействовать сохранению и развитию средств массовой информации дорожного хозяйства, а также будут осуществлять поддержку и необходимую помощь отраслевым некоммерческим организациям, созданным для решения задач по социальной защите работников.

     

4.2. В области обеспечения занятости

4.2.1. В целях обеспечения реализации государственной политики занятости населения работодатели обеспечивают выполнение Отраслевой программы содействия занятости на 2002-2005 годы.

4.2.2. В целях повышения социальной защищенности работников стороны договорились о том, что:

- способствуют укреплению сложившейся системы средних специальных учебных заведений, ИПК, курсов повышения квалификации по подготовке и переквалификации работников дорожного хозяйства на основе прогноза занятости и качественных изменений рабочей силы;

- продолжат работу по переподготовке всех категорий руководящего состава и специалистов по овладению особенностями управления в условиях рыночных отношений;

- будут способствовать предотвращению нелегального найма иностранных работников и усилению контроля за использованием иностранной рабочей силы;

- увольнение работников по сокращению штата, численности применять только как вынужденную меру, когда исчерпаны все возможности их трудоустройства;

- увольнение работников по инициативе работодателя не допускается без предварительного согласия профсоюзного комитета организации в следующих случаях (фиксируется в коллективном договоре организации):

- сокращения численности или штата работников организации;

- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

1) прогула (отсутствия на работе без уважительных причин более четырех часов в течение рабочего дня);

2) разглашения государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, ставшей известной работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей;

- в случае неизбежного массового (свыше 10 процентов) сокращения работников работодатели, не менее чем за три месяца до момента сокращения, в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному комитету организации информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить. В течение этого срока работодатели осуществляют меры, обеспечивающие за счет средств организаций переквалификацию и трудоустройство высвобождаемых работников, бесплатное обучение их новым профессиям и создание новых рабочих мест. При переквалификации работников с отрывом от производства за ними сохраняется средняя заработная плата на весь срок обучения;

- работники извещаются о предстоящем увольнении по сокращению численности или штата не менее чем за три месяца;

- работники предпенсионного возраста (за три года до момента возникновения права на пенсию), лица, в семье которых один из супругов имеет статус безработного, матери-одиночки не могут быть уволены без трудоустройства по сокращению штата или численности работников в действующих организациях; работодатели будут способствовать трудоустройству вышеуказанных категорий работников при ликвидации организации;

- обеспечивается приоритетное предоставление вновь созданных рабочих мест работникам, высвобожденным ранее из данной организации, с учетом их деловых качеств;

- выпускникам учебных заведений (в т.ч. рабочим), обучавшимся по договорам или направлениям организаций и прибывшим для работы в эти организации, предоставляется работа по специальности и создаются условия труда в соответствии с действующими нормами законодательства о труде;

- работодатели разрабатывают и реализуют в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации"редакции Федерального закона от 20.04.96 N 36-ФЗ) социальный план организации, предусматривающий сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

- предусматриваются в коллективных договорах дополнительные меры по обеспечению занятости работников.

4.3. В области рабочего времени, времени отдыха и охраны труда

4.3.1 Государственная служба дорожного хозяйства Минтранса России, ассоциации "АСПОР" и "РАДОР" примут меры по:

- созданию служб охраны труда в дорожных организациях в соответствии со ст.12 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99  N 181-ФЗ и осуществлению организационно-методического руководства ими;

- организационно-методическому руководству и контролю за проведением в дорожных организациях аттестации рабочих мест по условиям труда согласно постановлению Минтруда России от 14.03.97 N 12 с последующей сертификацией работ по охране труда, обеспечением здоровых и безопасных условий труда работающих, соблюдением действующего законодательства о труде, правил и норм по охране труда и безопасности дорожного движения;

- реализации отраслевой программы по улучшению условий, охраны труда на 2002-2005 годы;

- проведению анализа состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в отрасли, подготовке предложений по их предупреждению в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.99 N 279 с дополнением N 406 от 24.05.2000;

- проверке знаний правил, норм и инструкций по охране труда работодателями при заключении с ними трудового договора;

- организации обучения и проверке знаний по охране труда работников согласно статье 18 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" от 17.07.99 N 181-ФЗ; с учетом отраслевой направленности в производственной деятельности.

- разработке, переработке нормативных документов по охране труда в дорожном хозяйстве и финансированию НИР по охране труда.

4.3.2. ЦК Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обязуется совместно с профсоюзными комитетами всех уровней:

- способствовать осуществлению мер, направленных на улучшение условий труда и профилактику производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников отрасли;

- проводить работу по осуществлению общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников, отраженных в коллективных договорах и Соглашениях по охране труда;

- содействовать созданию на предприятиях дорожного хозяйства совместных комитетов (комиссий) по охране труда;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»