Действующий

Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)

Статья 54. Условия изготовления и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов

(Наименованиев редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________     Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ - см. пункт 2 статьи 13 Федерального закона от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ.________________________________________________________________________________________________________________________________________     Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 5 апреля 2016 года N 92-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2016 года N 92-ФЗ - см. часть 2 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2016 года N 92-ФЗ.________________________________________________________________________________________________________________________________________     Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________    Положения настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 20 апреля 2021 года (дня вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ) - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ.

____________________________________________________________________

1. Кандидаты, избирательные объединения, выдвинувшие списки кандидатов, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть "Интернет", печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.     (Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)___________________________________________________________________     Взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 настоящей статьи, статьи 58, пункта 5 статьи 59 настоящего Федерального закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 7-П.

____________________________________________________________________

1_1. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Вместе с указанными сведениями в комиссию должны быть представлены также сведения, содержащие наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства).

(Пункт дополнительно включен с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате изготовления этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Все агитационные материалы кандидата, являющегося иностранным агентом, кандидата, аффилированного с иностранным агентом, избирательного объединения, выдвинувшего на соответствующих выборах (в том числе в составе списка кандидатов) такого кандидата, а также агитационные материалы, в которых использованы высказывания, указанные в пункте 9_5 статьи 48 настоящего Федерального закона, должны содержать информацию об этом в соответствии с пунктами 9_4 и 9_5 статьи 48 настоящего Федерального закона.     (Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 60-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 498-ФЗ. - См. предыдущую редакцию) ___________________________________________________________________     Взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 настоящей статьи, статьи 58, пункта 5 статьи 59 настоящего Федерального закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 7-П.

____________________________________________________________________

3. Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры или копии аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии, экземпляры или копии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя (адресе места жительства физического лица), изготовивших и заказавших эти материалы, и копия документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, также при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума вместе с указанными материалами в комиссию должны быть представлены электронные образы этих предвыборных агитационных материалов в машиночитаемом виде.     (Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июня 2017 года N 104-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2021 года N 43-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)___________________________________________________________________     Взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 настоящей статьи, статьи 58, пункта 5 статьи 59 настоящего Федерального закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 7-П.

____________________________________________________________________

4. Пункт утратил силу с 7 декабря 2006 года - Федеральный закон от 5 декабря 2006 года N 225-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

5. Запрещается изготовление печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, не выполнивших требования, предусмотренные пунктом 1_1 настоящей статьи, либо по договору с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума, с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7, 8_2 и 9_1 статьи 48 настоящего Федерального закона, пунктом 2 настоящей статьи.

(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 92-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)___________________________________________________________________     Взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 настоящей статьи, статьи 58, пункта 5 статьи 59 настоящего Федерального закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 7-П.

____________________________________________________________________

6. Запрещается распространение агитационных материалов, изготовленных с нарушением пункта 5 настоящей статьи и (или) с нарушением требований, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, пунктами 9, 9_3 - 9_5 статьи 48 настоящего Федерального закона.     (Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 92-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 20 апреля 2021 года N 91-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 14 марта 2022 года N 60-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)  ___________________________________________________________________     Взаимосвязанные положения пункта 5 статьи 48, статьи 51, пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 настоящей статьи, статьи 58, пункта 5 статьи 59 настоящего Федерального закона в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 7-П.

____________________________________________________________________

7. Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, участниками референдума и располагаться таким образом, чтобы избиратели, участники референдума могли ознакомиться с размещенной там информацией. Площадь выделенных мест должна быть достаточной для размещения на них информационных материалов комиссий и агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, иных групп участников референдума. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума должна быть выделена равная площадь для размещения печатных агитационных материалов. Перечень указанных мест доводится комиссиями, по предложениям которых выделены эти места, до сведения кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума (пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

8. Печатные агитационные материалы могут размещаться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах (за исключением мест, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи) только с согласия и на условиях собственников, владельцев указанных объектов. Размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, осуществляется на равных условиях для всех кандидатов, избирательных объединений, для инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 66-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9. Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы (оказывающие услуги) по подготовке и размещению агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума равные условия оплаты своих работ (услуг).