____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Росстата от 10 октября 2017 года N 666
____________________________________________________________________
Государственный комитет Российской Федерации по статистике
постановляет:
Утвердить прилагаемые "Основные положения о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен".
Председатель Госкомстата России
В.Л.Соколин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Госкомстата России
от 25.03.2002 N 23
Целью настоящих Основных положений является определение важнейших методологических принципов организации статистического наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги населению и расчета индексов потребительских цен.
В соответствии с законом Российской Федерации "Об индексации доходов и сбережений граждан в РСФСР" от 24 октября 1991 года N 1799-1 наблюдение за изменением потребительских цен возложено на органы государственной статистики.
Федеральное государственное статистическое наблюдение за уровнем и динамикой потребительских цен осуществляется с применением методологии и инструментария, которые разрабатываются и утверждаются Госкомстатом России по согласованию с другими заинтересованными ведомствами.
Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляется в рамках Федеральной программы статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России после ее согласования на заседании Правительства Российской Федерации.
Расширение границ наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и услуги в части перечня товаров и услуг, входящих в единую корзину, населенных пунктов, где осуществляется сбор информации, а также видов расчетов на региональном уровне не финансируется Госкомстатом России.
Настоящее положение устанавливает назначение и порядок наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и платные услуги на потребительском рынке и определения индекса потребительских цен на территории Российской Федерации.
I.1. ИПЦ характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.
I.2. Расчет ИПЦ осуществляется в целом по Российской Федерации, федеральным округам к субъектам Российской Федерации по единому набору товаров (услуг)-представителей.
II.1. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.
II.2. ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.
II.3. Средние цены (тарифы) на отдельные виды товаров и услуг складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Средние цены (тарифы) на товары и услуги определяются как среднеарифметические взвешенные величины из уровней цен отдельных городов и регионов.
II.4. Информация о средних потребительских ценах и тарифах на продовольственные, непродовольственные товары и платные услуги населению в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ используется при определении его величины как в целом по Российской Федерации, так и по ее субъектам.
Исходя из средних цен (тарифов) на отдельные виды товаров и услуг, определяется стоимость необходимого социального набора, на основании которой согласно Федеральному закону "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" (от 6 июля 1996 года N 87-ФЗ) рассчитывается ее величина.
Средние цены на потребительские товары и услуги также применяются для формирования стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, и стоимости других наборов товаров и услуг, исчисленных по различным нормам потребления, в целях экономического анализа и различных сопоставлений.
III.1. Наблюдение за ценами и тарифами на товары и платные услуги на потребительском рынке и расчет индекса потребительских цен включает в себя следующие этапы работы:
- отбор населенных пунктов;
- отбор базовых предприятий торговли и сферы услуг;
- отбор товаров (услуг)-представителей;
- регистрация цен и тарифов;
- формирование системы весов для расчета индекса потребительских цен;
- расчет средних цен (тарифов) на товары и услуги;
- расчет индекса потребительских цен;
- подготовка ценовой информации для стоимостной оценки потребительской корзины, на базе которой проводится определение величины прожиточного минимума;
- расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации;
- расчет стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения.
Расчет ИПЦ производится на базе информации, полученной из двух источников:
- данных об изменении цен, рассчитанных на основе регистрации цен и тарифов на товары и услуги на потребительском рынке, за каждый отчетный период;
- данных о структуре фактических потребительских расходов населения за предыдущий год, которые используются в качестве весов при расчете ИПЦ.
IV.1. Наблюдение за потребительскими ценами проводится на территории всех субъектов Российской Федерации. Ценовая информация собирается во всех столицах республик (в составе Российской Федерации), краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно - в районных центрах (городах, поселках городского типа, далее - "города"), отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами. В соответствии с действующей методологией и принятыми международными нормами индекс потребительских цен на товары и услуги строится для городского населения.
IV.2. Отбор городов для наблюдения за ценами в субъектах Российской Федерации осуществлялся в соответствии со следующими критериями:
- общее число обследуемых населенных пунктов в регионе, как правило, должно находиться в пределах 2-4 городов;
- города, отобранные для наблюдения за ценами, должны отражать географические особенности региона и располагаться в различных его частях;
- в выборку не должны включаться города, расположенные в непосредственной близости друг от друга и от территориального центра, если уровни и динамика цен в этих городах не имеют принципиальных различий;
- отобранные для наблюдения за ценами города должны характеризоваться наличием устойчивого наполнения потребительского рынка товарами и услугами, входящими в перечень, принятый для ежемесячного наблюдения;
- численность населения городов, отобранных для ежемесячного наблюдения за ценами, суммарно должна составлять не менее 35% городского населения региона.
На основании выработанных критериев сформирован перечень населенных пунктов, в которых сбор информации об уровне цен и тарифов на товары и услуги будет организован с 2003 года (приложение N 1).
Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли, а также на вещевых, смешанных и продовольственных рынках как в стационарных торговых заведениях, так и при передвижной торговле (палатки, киоски и т.д.), и в организациях сферы услуг. В выборочную совокупность включаются предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в розничной торговле.
Для отбора базовых организаций могут быть использованы данные статистической отчетности, налоговых органов, организаций по управлению имуществом и других органов исполнительной власти.
VI.1. Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов Российской Федерации репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Госкомстатом России и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).
VI.2. В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, репрезентативно включены товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные товары и услуги необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, алкогольные напитки и т.д.). Отбор позиций произведен с учетом их относительной важности для потребления населения, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является их доля в общих потребительских расходах населения. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами в тех случаях, когда их доля составляет 0,1% от общих потребительских расходов населения.
VI.3. Набор состоит из трех крупных групп: продовольственные товары, непродовольственные товары и платные услуги населению.
Каждая группа представлена конкретными товарами (услугами) или малыми товарными подгруппами.
Потребительский набор товаров и услуг, по которому осуществляется наблюдение за ценами, приведен в приложении N 2.
VII.1. Регистрация цен и тарифов на товары и услуги проводится специалистами территориальных органов государственной статистики.
VII.2. Сбор информации для расчета ИПЦ проводится путем регистрации цен на конкретные виды товаров и услуг ежемесячно с 23 по 25 число отчетного месяца. По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация цен может быть проведена в более ранние сроки, но не более чем на один-два дня до установленного времени.
VII.3. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации" от 6 июля 1996 года N 87-ФЗ органами государственной статистики проводится еженедельная регистрация цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав необходимого социального набора, принятого для расчета долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации.
VII.4. Регистрации подлежит фактическая цена товара, имеющегося в свободной реализации (без учета товаров, реализуемых на льготных условиях) и оплачиваемого наличными деньгами. Потребительская цена включает НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также расходы и доходы организаций товаропроводящей сети.
VIII.1. Источником информации о потребительских расходах населения являются ежегодные данные, полученные в результате обследований бюджетов домашних хозяйств. Для определения удельного веса отдельных статей потребительского набора используется также дополнительная информация: данные о структуре розничного товарооборота, о производстве отдельных видов продукции, другие источники; применяются экспертные оценки.
Потребительские расходы домашних хозяйств являются частью денежных расходов, которые направляются на приобретение потребительских товаров и услуг. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются расходы на покупку ювелирных изделий, оплату материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений, являющиеся инвестициями в основной капитал.
VIII.2. Учитывая различия в структуре потребления населением товаров и услуг по отдельным субъектам Российской Федерации, ИПЦ на региональном уровне разрабатывается на базе структуры потребительских расходов населения, рассчитанной для данного региона, на федеральном уровне - на базе структуры потребительских расходов в целом по Российской Федерации за предыдущий год.
Структура потребительских расходов, предназначенная для расчета ИПЦ, разрабатывается по категории "все население".
Помимо этого, используя данные о расходах отдельных групп населения, осуществляются расчеты сводных индексов потребительских цен в разрезе групп населения с различным уровнем доходов.
VIII.3. Пересмотр системы весов, используемой при построении индексов потребительских цен, осуществляется ежегодно. При высоких темпах инфляции, вызывающих значительные и резкие изменения в структуре потребления населения в течение короткого промежутка времени, в систему весов, используемую для расчета ИПЦ, в течение отчетного года могут вноситься соответствующие коррективы.
IX.1. На базе собранной ценовой информации рассчитываются средние цены на отдельные виды товаров и услуг. По Российской Федерации средние потребительские цены определяются как среднеарифметические взвешенные величины из уровней цен товаров и услуг в отдельных регионах, а по отдельным регионам - в отдельных городах. При исчислении средних цен на отдельные виды товаров и услуг в разрезе субъектов Российской Федерации и по России в целом используется информация о численности наличного населения в отдельных городах и регионах.
IX.2. Средние цены на отдельные товары и услуги складываются под влиянием многообразных ассортиментных, а также территориальных сдвигов, сезонных колебаний и других факторов. Таким образом, изменение средних цен на товары отличается по своему экономическому содержанию от индексов цен по этим товарам прежде всего тем, что учитывает не только ценовой фактор, т.е. изменение конкретных цен на отдельные товары, но и структурные, ассортиментные сдвиги.