____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1084,
приказываем:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 2003 года прилагаемые Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации*.
________________
* Публикуются без приложений.
2. Главнокомандующему Военно-воздушными силами, заместителю министра транспорта Российской Федерации, заместителю генерального директора Российского авиационно-космического агентства организовать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (по согласованию) разработку проектов нормативных правовых актов и служебных документов в соответствии с прилагаемыми Правилами.
3. Не применять на территории Российской Федерации Основные правила полетов в воздушном пространстве СССР*.
________________
* Утверждены приказом главнокомандующего ВВС от 03.07.85 N 161.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на главнокомандующего Военно-воздушными силами, заместителя министра транспорта Российской Федерации и заместителя генерального директора Российского авиационно-космического агентства.
Министр обороны Российской Федерации
С.Иванов
Министр транспорта Российской Федерации
С.Франк
Генеральный директор Российского
авиационно-космического агентства
Ю.Коптев
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
24 июля 2002 года,
регистрационный N 3615
Федеральные авиационные правила полетов
в воздушном пространстве Российской Федерации
1. Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (далее именуются - Правила) разработаны в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1084 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 40, ст.4861), стандартами и рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), принятыми для использования в практике полетов в воздушном пространстве Российской Федерации.
2. Правила устанавливают общий порядок выполнения полетов пилотируемыми воздушными судами гражданской, государственной и экспериментальной авиации в воздушном пространстве Российской Федерации. Полеты автоматических аэростатов, дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (далее именуются - ДПЛА) и непилотируемых летательных аппаратов выполняются по правилам, устанавливаемым специально уполномоченным органом в области обороны.
3. Правила распространяются на все воздушные суда, выполняющие полеты в воздушном пространстве Российской Федерации.
4. Настоящие Правила обязательны для руководства и исполнения всеми физическими и юридическими лицами, эксплуатирующими воздушные суда, осуществляющими обслуживание (управление) воздушного движения и контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации.
5. В случае установления факта нарушения Правил должностные лица обязаны немедленно принять меры к пресечению нарушения.
6. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
7. В целях настоящих Правил применяются следующие основные понятия:
1) "аварийная стадия" - общий термин, означающий при различных обстоятельствах стадию неопределенности, тревоги или стадию бедствия;
2) "авиационные работы" - работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей (ст.114 Воздушного кодекса Российской Федерации, Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1382);
3) "аэродром" - участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (ст.40 Воздушного кодекса Российской Федерации);
4) "аэродром горный" - аэродром, расположенный на местности с пересеченным рельефом и относительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км от контрольной точки аэродрома, а также аэродром, расположенный на высоте 1000 м и более над уровнем моря;
5) "аэродром запасной" - аэродром, предназначенный для посадки воздушного судна в случае, когда использование аэродрома назначения невозможно. Запасным может быть также и аэродром вылета;
6) "аэродром назначения" - аэродром, на котором посадка воздушного судна предусмотрена планом полета или заданием на полет. Аэродромы назначения подразделяются на аэродромы промежуточной и конечной посадки;
7) "аэродромное движение" - движение на площади маневрирования аэродрома, а также полеты воздушных судов в районе аэродрома;
8) "аэродромное диспетчерское обслуживание" - диспетчерское обслуживание аэродромного движения;
9) "аэронавигационная информация" - сведения (аэронавигационные данные) об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства и средствах радиотехнического обеспечения (далее именуются - РТО), необходимые для организации и выполнения полетов;
10) "аэростат" - летательный аппарат, подъемная сила которого основана на аэростатическом или одновременно аэростатическом и аэродинамическом принципах. Аэростаты подразделяются на пилотируемые, автоматические, привязные и свободные;
11) "безопасная высота полета" - высота полета, исключающая столкновение воздушного судна с земной (водной) поверхностью или препятствиями на ней;
12) "болтанка" - беспорядочные перемещения воздушного судна, возникающие при полете в условиях турбулентности атмосферы (болтанка считается слабой, когда прирост перегрузки достигает не более ± 0,5 g; умеренной - до ± 1,0 g; сильной - более ± 1,0 g, а при посадке: умеренная - ± 0,30,4 g; сильная - более ± 0,4 g.);
13) "взлет" - этап полета с момента начала ускоренного движения воздушного судна с линии старта на земной (водной) или искусственной поверхности (момента отделения от указанной поверхности при вертикальном взлете) до момента набора установленных высоты и скорости полета применительно к конкретному воздушному судну;
14) "взлет аэростата" - движение аэростата в воздухе, при котором происходит увеличение высоты его полета;
15) "взлетно-посадочная полоса" - часть аэродрома, предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки воздушных судов (далее именуется - ВПП);
16) "видимость (дальность видимости)" - максимальное расстояние, с которого видны и опознаются объекты;
17) "видимость на ВПП (дальность видимости на ВПП)" - максимальное расстояние, в пределах которого пилот воздушного судна, находящегося на осевой линии ВПП, может видеть маркировку ее покрытия или световые ориентиры. За видимость на ВПП ночью принимается видимость световых ориентиров;
18) "видимость полетная" - видимость из кабины воздушного судна в полете;
19) "видимость метеорологическая" - горизонтальная видимость, определяемая метеорологической службой с помощью технических средств или визуально по ориентирам видимости;
20) "визуальные метеорологические условия" - метеорологические условия, выраженные в величинах дальности видимости, высоты нижней границы облаков и расстояния до облаков, при которых полет выполняется по правилам визуальных полетов;
21) "визуальный заход на посадку" - заход на посадку, когда пространственное положение воздушного судна и его местонахождение определяются экипажем визуально по естественному горизонту, земным ориентирам, а также относительно других материальных объектов и сооружений;
22) "воздушная обстановка" - взаимное расположение воздушных судов и других материальных объектов в определенном районе воздушного пространства;
23) "воздушное судно" - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (далее именуется - ВС) (ст.32 Воздушного кодекса Российской Федерации);
24) "воздушная трасса Российской Федерации" - установленная для полетов воздушных судов часть воздушного пространства, ограниченная по высоте и ширине, обеспеченная средствами навигации и обслуживанием воздушного движения (далее именуется - воздушная трасса) (п.2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1084; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 40, ст.4861) (далее именуется - Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации);
25) "воздушное движение" - движение воздушных судов, находящихся в полете и на площади маневрирования аэродрома (п.2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации");
26) "высота абсолютная" - высота, определяемая относительно уровня моря, выбранного за начало отсчета;
27) "высота истинная" - высота, определяемая от точки на земной (водной) поверхности, расположенной непосредственно под объектом измерения, до этого объекта;
28) "высота относительная" - высота, определяемая от выбранного уровня до объекта, относительно которого производится измерение;
29) "высота рельефа" - абсолютная высота рельефа местности;
30) "высота полета" - общий термин, означающий расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна;
31) "высота нижней границы облаков" - расстояние по вертикали между земной (водной) поверхностью и нижней границей самого низкого слоя облаков;
32) "высота перехода" - высота, установленная для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное давление при наборе высоты полета;
33) "высота принятия решения" - высота, установленная для точного захода на посадку, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг в случае, если до достижения этой высоты командиром воздушного судна не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или положение воздушного судна в пространстве, или параметры его движения не обеспечивают безопасности посадки (далее именуется - ВПР);
34) "граница действия разрешения" - рубеж (пункт), до которого действительно диспетчерское разрешение;
35) "давление на аэродроме" - атмосферное давление на уровне рабочего порога ВПП;
36) "давление атмосферное стандартное" - установленное значение давления 1013,25 гектопаскаля (760 мм ртутного столба или 1013,25 мбар);
37) "дельтадром (парадром)" - участок земной поверхности со склоном, подготовленный и маркированный для размещения, взлета и посадки сверхлегких летательных аппаратов;
38) "демонстрационный полет" - полет с целью показа возможностей воздушного судна, летного мастерства (показ авиатехники, авиационный парад и т.п.);
39) "дирижабль" - аэростат, перемещающийся в атмосфере при помощи силовой установки и управляемый по высоте, направлению, скорости, дальности и продолжительности полета;
40) "заявка на полет (план полета)" - документ установленного образца, содержащий необходимые данные для обеспечения полета;
41) "запас высоты над препятствием" - минимальное расстояние по вертикали от воздушного судна до горизонтальной поверхности, проходящей через наивысшую точку препятствия, учитываемого в установленных границах;
42) "зона аэродромная (пилотажная)" - воздушное пространство установленных размеров для отработки техники пилотирования и других полетных заданий;
43) "зона ожидания" - воздушное пространство установленных размеров, расположенное, как правило, над радионавигационной точкой аэродрома (района аэродрома, аэроузла), предназначенное для ожидания воздушными судами своей очереди захода на посадку или подхода к аэродрому;
44) "зона специальная" - воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для выполнения испытательных полетов, дозаправки топливом в воздухе, полетов на высотах ниже нижнего эшелона, на скоростях, превышающих скорость звука, пусков ракет, воздушных стрельб;
45) "зона (район) единой системы организации воздушного движения Российской Федерации" - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого соответствующие оперативные органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации осуществляют свои функции (далее именуется - зона (район) ЕС ОрВД) (п.2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации);
46) "зональная навигация" - метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой заданной траектории с использованием технических средств;
47) "командир воздушного судна" - лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (ст.57 Воздушного кодекса Российской Федерации);
48) "контрольная точка аэродрома" - точка, определяющая местоположение аэродрома в выбранной системе координат (далее именуется - КТА);
49) "круг полетов" - установленный маршрут (схема) в районе аэродрома, по которому или по части которого выполняется набор высоты после взлета, заход на посадку, ожидание посадки, полет над аэродромом или выход воздушного судна за пределы аэродрома. Круг полетов устанавливается, как правило, на аэродромах государственной и экспериментальной авиации;