Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 5 сентября 1960 года N 472

     

Об утверждении Положения о курсовых экзаменах
в заочных средних специальных учебных заведениях

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Министерства высшего и среднего специального образования СССР
 от 9 сентября 1975 года

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________

По данной теме следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года N 160 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)"  - Примечание изготовителя базы данных.

____________________________________________________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемое Положение о курсовых экзаменах в заочных средних специальных учебных заведениях.

2. Считать утратившим силу Положение о курсовых экзаменах в заочных средних специальных учебных заведениях, утвержденное приказом по Министерству высшего образования СССР от 30 июля 1956 года N 6.

ПОЛОЖЕНИЕ
о курсовых экзаменах в заочных средних
специальных учебных заведениях

    

     

I. Общие положения

1. Экзамены в заочных средних специальных учебных заведениях имеют целью определить степень усвоения учащимися изучаемых предметов и умение применять полученные знания при решении практических задач.

2. Перечень предметов, выносимых на экзамены и зачеты, устанавливается учебными планами, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

3. В течение учебного года проводится одна или две лабораторно-экзаменационных сессии общей продолжительностью для учащихся I и II курсов 30 календарных дней и учащихся III-VI курсов 40 календарных дней.

Примечание.  Исключение составляют учащиеся-заочники музыкальных училищ, для которых установлены иные сроки отпусков.

4. Лабораторно-экзаменационные сессии могут проводиться несколькими потоками с чередованием по курсам и специальностям.

Сроки проведения лабораторно-экзаменационных сессий устанавливаются: директором учебного заведения в соответствии с утвержденными учебными планами и с учетом интересов предприятий (учреждений), на которых работает большинство учащихся-заочников. Установленные сроки отражаются в учебных графиках, рассылаемых учащимся.

II. Порядок подготовки к экзаменам

5. Каждому учащемуся не позднее чем за месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии направляется извещение о сроках ее проведения.

6. Учащимся, успешно выполнившим учебный план, до начала лабораторно-экзаменационной сессии высылается справка-вызов по прилагаемой форме.

Справку-вызов учащийся предъявляет руководству предприятия (учреждения) для предоставления ему дополнительного оплачиваемого отпуска. Выдача справок-вызовов и явка учащихся на экзамены подлежат строгому учету.

7. Успешно выполнившими учебный план и имеющими право на дополнительный оплачиваемый отпуск считаются учащиеся-заочники, которые не имеют академической задолженности за предыдущий курс и к началу лабораторно-экзаменационной сессии выполнили с положительной оценкой все контрольные работы и курсовые проекты по предметам, выносимым на лабораторно-экзаменационную сессию.

Примечание. Учащиеся, оставленные по уважительной причине на повторный курс и не пользовавшиеся за данный курс оплачиваемым отпуском, имеют на него право, если они за 2-й год обучения успешно выполнили соответствующий учебный план.

8. Учащимся, не выполнившим по уважительным причинам учебный план к началу лабораторно-экзаменационной сессии, директор учебного заведения назначает другой срок ее проведения. Учащиеся, которым перенесен срок лабораторно-экзаменационной сессии, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

9. Учащиеся, не выполнившие учебный план и не имеющие права на дополнительный оплачиваемый отпуск, но прибывшие на лабораторно-экзаменационную сессию, могут получить консультации преподавателей, выполнить лабораторно-практические работы, сдать зачеты по практике и экзамены по теоретическим предметам. Таким учащимся после выполнения ими учебного плана оплачиваемый отпуск за данный учебный год не предоставляется.

10. Экзамены и учебные занятия в период лабораторно-экзаменационных сессий проводятся по расписанию, утверждаемому директором учебного заведения за 10 дней до ее начала. В учебно-консультационных пунктах, созданных на базе производственных предприятий, по поручению директора расписание может утверждаться заведующим УКП.

При составлении расписания необходимо руководствоваться следующим:

а) проводить в один день в учебной группе только письменный или устный экзамен;

б) по предметам, по которым установлены письменные и устные экзамены, сначала проводится письменный, а затем устный экзамен. В этом случае письменные работы экзаменующихся должны быть проверены преподавателем до начала устного экзамена;

в) учебные занятия и экзамены следует чередовать и распределять равномерно на период всей сессии, предусматривая длительность перерывов между устными экзаменами не менее двух-трех дней.

11. Экзаменационные билеты для проведения устных экзаменов и задания для письменных экзаменационных работ составляются преподавателями соответствующих предметов, обсуждаются на предметных комиссиях и утверждаются заместителем директора по учебной части не позднее чем за месяц до начала лабораторно-экзаменационной сессии.

Экзаменационные билеты должны быть подписаны составляющим их преподавателем.

12. В экзаменационные билеты включаются 2-3 вопроса из разных разделов программы, изучаемой в данном учебном году, а также в зависимости от специфики предмета - одна задача или пример (по русскому языку - предложение для разбора).

Комплект билетов должен по своему содержанию охватывать все основные вопросы пройденного материала предмета.

13. Задания для письменных экзаменационных работ должны содержать:

а) по русскому и родному языку - тексты диктантов (объемом 170 - 200 слов) соответственно количеству экзаменующихся групп;

б) по литературе - темы для сочинений по пройденному в данном учебном году материалу в количестве 4 - 5 тем на группу.

14. Утвержденные экзаменационные билеты, тексты диктантов и темы для сочинений направляются в учебно-консультационные пункты с таким расчетом, чтобы они поступили на УКП не позднее чем за 10 дней до начала экзаменов.

Экзаменационные билеты, тексты диктантов и темы для сочинений хранятся у заместителя директора учебного заведения (заведующего заочным отделением, заведующего УКП).

Тексты диктантов и темы для сочинений выдаются экзаменатору в день проведения экзаменов, а экзаменационные билеты - за неделю до проведения соответствующего экзамена. Содержание экзаменационных билетов предварительно до сведения учащихся не доводится.

III. Порядок проведения экзаменов

15. К экзамену по каждому предмету допускаются учащиеся, выполнившие по этому предмету установленные учебным планом контрольные и курсовые работы и сдавшие зачеты по лабораторным и практическим работам.

При явке на экзамены учащиеся обязаны иметь при себе проверенные контрольные и лабораторные работы, а также книжку успеваемости учащегося. Контрольные и лабораторные работы учащихся, сдавших экзамены по данному предмету, передаются в учебную часть.

Примечание. В случаях замены по отдельным предметам письменного выполнения контрольных работ устными зачетами (собеседованием) учебная часть представляет экзаменатору ведомость с указанием результатов собеседований.    

16 Экзамены проводятся за курс, на котором обучается учащийся. В пределах каждого курса сдача экзаменов по предметам должна проводиться в последовательности, устанавливаемой расписанием.

Примечание. Успевающим учащимся-заочникам, выполнившим полностью учебный план текущего курса, руководство учебного заведения может разрешить сдачу экзаменов по предметам следующего курса при условии выполнения ими контрольных и лабораторных работ, курсовых проектов, а также зачетов по этим предметам.     

17. Экзамены проводятся в том заочном учебном заведении (отделении), в котором учащийся обучается.

В отдельных случаях разрешается сдача курсовых экзаменов в других средних специальных учебных заведениях по направлению директора заочного учебного заведения или заведующего заочным отделением (УКП), при этом экзамены проводятся в соответствии с установленным порядком.

18. Для проведения письменного экзамена учащиеся всех специальностей курса объединяются в одну группу. Если число экзаменующихся превышает 40 человек, создается несколько групп. На проведение письменных экзаменов должно быть предусмотрено время не более:

а) одного учебного часа на группу по русскому и родному языку (диктант);

б) четырех часов на группу по литературе (сочинение).

Учащиеся, не выполнившие полностью экзаменационных работ в отведенное время, сдают их незаконченными.

Письменные экзаменационные работы, равно как и черновики, выполняются учащимися на бумаге со штампом учебного заведения.

19. При проведении устных экзаменов (если экзаменующихся более 15 человек) комплектуются 2-3 подгруппы с указанием времени явки на экзамен. Подгруппы сдают экзамены одна после другой в один и тот же день. Время, отводимое на одного экзаменующегося заочника, установлено в Положении о переводных и семестровых экзаменах в дневных и вечерних средних специальных учебных заведениях.

20. Во время сдачи экзамена в аудитории может находиться одновременно не более 5 учащихся.

В необходимых случаях учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, макетами, планами и другими справочными пособиями с разрешения преподавателя.

21. Во время экзамена экзаменатору следует, не прерывая учащегося, выслушать самостоятельное изложение им ответов на вопросы экзаменационного билета.

В зависимости от качества ответа и выполненных учащимся контрольных работ ему могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах материала, вынесенного на экзамен.

IV. Учет знаний учащихся

22. Знания учащихся оцениваются по цифровой пятибалльной системе 5 (пять), 4 (четыре), 3 (три), 2 (два), 1 (единица).

23. Экзаменационные оценки по предмету "Русский (родной) язык и литература" проставляются раздельно по письменному и устному экзаменам.

Учащиеся, получившие по письменному экзамену неудовлетворительную оценку, к устному экзамену по этому предмету не допускаются.

24. По лабораторно-практическим работам, а также по практическому обучению по специальности (производственная преддипломная практика) проставляются зачеты.

25. Оценки, полученные учащимися на экзаменах (в том числе и неудовлетверительные), а также зачеты заносятся преподавателем в экзаменационную ведомость и в книжку успеваемости.

Примечание. После лабораторно-экзаменационной сессии все отметки из экзаменационных ведомостей переносятся в учебную карточку учащегося.     

26. Итоговые оценки успеваемости (для занесения в приложение к диплому) определяются, как правило, по последней экзаменационной оценке.

V. Итоги лабораторно-экзаменационных сессий и порядок
перевода учащихся на следующий курс

27. Учащиеся, полностью выполнившие учебный план данного курса и успешно сдавшие все экзамены, переводятся на следующий курс приказом директора среднего специального учебного заведения.

28. Учащиеся, получившие в результате лабораторно-экзаменационной сессии неудовлетворительные оценки более чем по трем предметам, из учебного заведения исключаются.

Примечание. В отдельных случаях, при наличии уважительных причин, по решению педагогического совета такие учащиеся оставляются на повторный курс обучения или им устанавливается срок для пересдачи экзаменов по предметам, по которым были получены неудовлетворительные оценки.     

29. Учащиеся, не ликвидировавшие академической задолженности в установленный срок, оставляются на повторный курс обучения. Этим учащимся разрешается выполнять задания за следующий курс. Допуск к экзаменам по предметам следующего курса разрешается только после ликвидации задолженности за предыдущий курс.

30. В период лабораторно-экзаменационной сессии, после сдачи всех экзаменов, допускается с разрешения директора учебного заведения пересдача одного экзамена, по которому учащимся получена неудовлетворительная оценка.

31. На старших курсах с разрешения директора учебного заведения допускается повторная сдача экзаменов с целью углубления знаний и повышения оценок по отдельным предметам, изучавшимся ранее.

32. Оставление на второй год на том же курсе допускается не более двух раз за весь срок обучения.

33. Учащиеся-заочники, оставленные на повторный курс обучения, освобождаются от выполнения контрольных работ и сдачи экзаменов по предметам, по которым они имеют положительные оценки.

34. Результаты успеваемости за истекший учебный год обсуждаются на заседании педагогического совета, который намечает мероприятия по улучшению работы учебного заведения.

Образец

Штамп среднего специального

учебного заведения

СПРАВКА

(служит вызовом на лабораторно-экзаменационную сессию)

Тов.

  

  

является учащимся

  

курса

  

  

(наименование среднего специального учебного заведения)

успешно выполняет учебный план и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 2 июля 1959 года N 720 "О льготах для студентов вечерних и заочных средних специальных учебных заведений" имеет право на ежегодный дополнительный отпуск на _____ календарных дней с сохранением заработной платы из расчета среднемесячной заработной платы за последние двенадцать месяцев работы перед отпуском, но не свыше 80 руб. в месяц.

Тов.

  

  

должен явиться на сессию

  

  

(дата явки)

сроком на _____  дней.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»