ПОЛОЖЕНИЕ
о системе технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации со 2 декабря 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года N 1850
____________________________________________________________________
I. Основные положения.
1.1. Настоящее Положение устанавливает единую систему технического обслуживания и ремонта для всех видов торгово-технологического оборудования предприятий торговли, общественного питания, торговых баз, складов, в том числе и закупаемого по импорту.
1.2. Под системой технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации технического обслуживания и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий, входящих в нее.
1.3. Торгово-технологическое оборудование согласно Общесоюзному классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции, утвержденному постановлением Госстандарта СССР от 30.12.75 N 58, включает следующие подгруппы:
оборудование холодильное;
оборудование тепловое;
машины для переработки мяса, овощей и теста (оборудование для переработки продуктов на предприятиях общественного питания);
автоматы и полуавтоматы торговые и разменные;
оборудование механическое для предприятий общественного питания;
оборудование для плодоовощных баз и фабрик-заготовочных;
оборудование для предприятий торговли;
оборудование для механиков оптовых баз и складов;
составные части технологического оборудования для предприятий общественного питания и пищеблоков.
1.4. Поддержание торгово-технологического оборудования в исправном состоянии обеспечивается эксплуатационным и ремонтным персоналом:
знанием устройства оборудования, правил его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта;
выполнением требований эксплуатационной документации при использовании, хранении и транспортировании оборудования;
своевременным проведением технического обслуживания и ремонта оборудования в объеме, предусмотренном эксплуатационной и ремонтной документацией;
содержанием оборудования в установленной комплектности;
своевременным обеспечением запасными частями и материалами;
систематическим контролем состояния оборудования должностными лицами предприятий торговли и общественного питания, отвечающими за его эксплуатации, а также специалистами ремонтно-монтажных предприятий.
1.5. Термины и определения системы технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования приняты согласно ГОСТ 18322-78.
1.6. Под техническим обслуживанием понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности оборудования при использовании его по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
Для торгово-технологического оборудования установлены два вида технического обслуживания: при использовании и регламентированное.
Техническое обслуживание при использовании - включает обслуживание оборудования при подготовке к использованию по назначению, использовании его по назначению, а также непосредственно после его окончания.
Регламентированное техническое обслуживание оборудования - предусматривает выполнение всех работ с периодичностью и в объеме, установленном эксплуатационной документацией, независимо от технического состояния изделия в момент начала технического обслуживания.
1.7. Под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности оборудования, восстановлению его ресурса или составных частей.
1.7.1. Для торгово-технологического оборудования установлены: текущий и капитальный ремонты.
Текущий ремонт - это ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и (или) восстановлении отдельных частей.
Капитальный ремонт - это ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
1.7.2. Капитальный и текущий ремонты могут быть плановыми и неплановыми.
Неплановый ремонт проводится с целью устранения последствий отказов или происшествий.
1.8. Основными задачами по организации технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования является:
разработка и проведение мероприятий по содержанию торгово-технологического оборудования в исправном состоянии;
обучение обслуживающего персонала правилам эксплуатации и технического обслуживания;
планирование и организация технического обслуживания и ремонта оборудования и контроль за соблюдением периодичности и качества их выполнения;
осуществление систематического контроля технического состояния оборудования;
организация периодических поверок контрольно-защитных приборов, средств измерения, а также контроль технического освидетельствования баллонов и сосудов, работающих под давлением, грузоподъемных машин и других объектов Гостехнадзора;
своевременное обеспечение организаций и предприятий, выполняющих техническое обслуживание и ремонт оборудования, запасными частями, материалами, эксплуатационной и ремонтной документацией;
оформление в установленном порядке претензий (рекламаций) на оборудование, вышедшее на строя до истечения гарантийного срока;
распределение и контроль за правильным расходованием денежных средств, материалов и запасных частей, выделяемых на проведение комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования;
анализ эксплуатационных показателей обслуживания и разработка предложений по повышению его качества, технического уровня и надежности;
обобщение передового опыта в проведении технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования, его распространение и практическое внедрение в ремонтно-монтажных организациях и предприятиях отрасли "торговля".
2. Объем, трудоемкость и периодичность технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования.
2.1. Техническое обслуживание содержит регламентированные в эксплуатационной документации и в настоящем Положении операции по поддержанию работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы. Перечень основных работ, выполняемых при техническом обслуживании торгово-технологического оборудования, приведен в приложении N 1.
2.2. Содержание работ, выполняемых при текущем ремонте, определяется эксплуатационной и ремонтной документацией на оборудование. Перечень основных работ, выполняемых при текущем ремонте, приведен в приложении N 2.
2.3. Комплекс работ, выполняемых при капитальном ремонте, определяется ремонтной документацией на соответствующее торгово-технологическое оборудование.
2.4. Периодичность технического обслуживания (ремонта) - это интервал времени или наработка между данными видами технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности.
2.5. Под трудоемкостью технического обслуживания (ремонта) понимаются трудозатраты на проведение одного технического обслуживания (ремонта) данного вида.
2.6. Нормативы трудоемкости технического обслуживания (ремонта) торгово-технологического оборудования установлены на основе анализа результатов хронометража времени выполнения соответствующих работ слесарем 4 разряда. Контрольный объем работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования включает: подготовительно-заключительные операции, операции по выполнению перечня основных работ и 10% объема работ, выполняемых по мере необходимости (согласно приложениям 1, 2), а также устранение случайных отказов оборудования, обусловленных его надежностью.
Нормативы установлены при условии выполнения технического обслуживания и ремонта оборудования слесарем с радиусом зоны действия до 1,5 км и с использованием при этом новых или восстановленных запасных частей.
Нормативы трудоемкости предназначены для ориентировочного расчета численности слесарей по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и для расчета заработной платы использоваться не могут.
Нормативы периодичности и трудоемкости технического обслуживания и ремонта торгово-технологического оборудования приведены в приложении N 3.
ПЕРЕЧЕНЬ
основных работ, выполняемых при техническом обслуживании торгово-технологического оборудования
1. Оборудование холодильное (камеры, шкафы, прилавки, витрины, льдогенераторы)
1.1. Работы, обязательные для всех видов оборудования:
- проверка оборудования внешним осмотром на соответствие правилам техники безопасности;
- осмотр внутренних поверхностей охлаждаемого объема;
- проверка комплектности оборудования и наличия ограждения холодильного агрегата;
- проверка надежности крепления и отсутствия механических повреждений защитного заземления (зануления) от автоматического включателя до заземляющих устройств;
- осмотр электроаппаратуры, приборов автоматики и затяжка электроконтактных соединений;
- проверка исправности и правильности крепления электропроводки от автоматического выключателя до клеммника электродвигателя компрессора;
- проверка исправности осветительных приборов;
- проверка состояния дверных ручек, замков, поддонов, сливных устройств, резиновых уплотнений дверей охлаждаемых объектов;
- проверка работоспособности оборудования и его составных частей;
- проверка герметичности холодильной установки;
- проверка работы автоматической и полуавтоматической систем оттайки;
- проверка работы компрессора и электродвигателя по шуму и нагреву;
- проверка давления конденсации;
- проверка уровня масла в картере компрессора;
- проверка натяжения ремней и затяжки крепления холодильного агрегата и электродвигателя;
- проверка работы водорегулирующего вентиля ВРВ и соленоидного вентиля СВМ;
- проверка автоматического режима работы холодильной установки и температуры в охлаждаемом объеме;
- отметка в учетных документах о проведении технического обслуживания.
1.2. Работы, выполняемые по мере необходимости:
регулировка тепловой защиты и замена тепловых элементов магнитного пускателя;
регулировка РД, ТРВ, термостата в зависимости от требуемого режима работы;
регулировка плавности перемещения и плотности прилегания дверок и шторок оборудования;
регулировка зазора между вентилятором и диффузором;
устранение утечек, дозарядка холодильным агентом и маслом системы;
устранение неисправностей, вызывающих повышенный шум оборудования;
установка технологического фильтра для осушки системы холодильной установки;
регулировка работы ВРВ и СВМ;
подтяжка ремней привода компрессора и вентилятора, крепления холодильного агрегата;
проведение дополнительного инструктажа работников торговли и общественного питания при нарушении ими правил эксплуатации оборудования;
остановка оборудования на консервацию на случай длительного перерыва (в зимнее время, на период ремонта помещений и т.д.);