Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 26 февраля 2002 года N 59


Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы
нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минюста России от 29 октября 2003 года N 278
____________________________________________________________________


В целях совершенствования организации работы по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

приказываю:

Утвердить Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации согласно приложению.

Министр
Ю.Я.Чайка

     

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 26 февраля 2002 года N 59

РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов
субъектов Российской Федерации

     

I. Общие положения

1. Рекомендации по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - Рекомендации) разработаны с целью повышения эффективности работы Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) и его территориальных органов по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - юридическая экспертиза).

2. Юридическая экспертиза проводится в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст.4043; 2000, N 24, ст.2546), Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст.3356), постановлениями Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 24, ст.2281; 2000, N 49, ст.4826), от 29 ноября 2000 года N 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст.4826), положениями о территориальных органах Минюста России, иными правовыми актами Минюста России, а также настоящими Рекомендациями.

3. Юридическая экспертиза осуществляется в целях выработки федеральными органами государственной власти в пределах их полномочий, вытекающих из пункта "а" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер по обеспечению соответствия конституций, уставов, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - акты) Конституции Российской Федерации и федеральным законам (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации").

II. Подразделения в системе Минюста России,
 осуществляющие проведение юридической экспертизы

4. Юридическую экспертизу в системе Минюста России проводят:

экспертные подразделения территориальных органов Минюста России по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы);

экспертные подразделения федеральных управлений Минюста России по федеральным округам (далее - федеральные управления);

Управление законодательства субъектов Российской Федерации и федерального регистра Минюста России;

Департамент по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и юридических лиц Минюста России.

При необходимости к проведению юридической экспертизы в установленном порядке могут быть привлечены другие подразделения центрального аппарата и территориальных органов Минюста России, иные органы, учреждения и организации системы Минюста России.

5. Экспертные подразделения территориальных органов Минюста России по субъектам Российской Федерации проводят юридическую экспертизу актов субъектов Российской Федерации, поступивших в территориальные органы в порядке, установленном пунктом 7 Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 года N 904.

6. Управление законодательства субъектов Российской Федерации и федерального регистра Минюста России проводит юридическую экспертизу во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по обращениям федеральных органов государственной власти, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

7. Департамент по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество и юридических лиц Минюста России (далее - Департамент) проводит юридическую экспертизу актов, принятых по вопросам, подлежащим согласованию с Минюстом России в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

8. Экспертные подразделения федеральных управлений проводят юридическую экспертизу по поручению руководства Минюста России, полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, а также в целях оказания практической помощи и проверки деятельности территориального, органа Минюста России по субъекту Российской Федерации и в иных случаях (пункт 13 главы IV Рекомендаций).

III. Срок проведения юридической экспертизы

9. В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года N 550 "О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации" юридическая экспертиза проводится в срок до 30 дней с момента поступления правового акта в Минюст России или в территориальный орган Минюста России. При необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц.

IV. Организация проведения юридической экспертизы

10. В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" юридической экспертизе подлежат акты, включаемые в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Не рекомендуется проводить юридическую экспертизу отмененных или признанных утратившими силу актов.

При поступлении акта, вносящего изменение (дополнение) в ранее принятый акт, проводится юридическая экспертиза измененного (дополненного) акта.

11. Юридическая экспертиза совместных актов нескольких субъектов Российской Федерации проводится экспертным подразделением территориального органа Минюста России по тому субъекту Российской Федерации, который указан первым в числе подписавших нормативный правовой акт.

12. Повторную (дополнительную) юридическую экспертизу рекомендуется проводить в следующих случаях:

если принят федеральный закон по вопросу, регулируемому актом субъекта Российской Федерации;

если есть основания полагать, что в экспертном заключении содержится ошибочное положение, отсутствует указание на имеющееся в акте противоречие федеральному законодательству, и экспертное заключение должно быть изменено.

13. Повторная (дополнительная) юридическая экспертиза также может быть проведена в целях проверки деятельности территориального органа Минюста России и оказания ему практической помощи.

V. Рекомендации по проведению юридической экспертизы актов
по вопросам государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним

14. Департамент проводит юридическую экспертизу актов, принятым по вопросам, требующим согласования с Минюстом России, к которым относятся: порядок создания и структура учреждений юстиции по регистрации прав, принципы их размещения, положения об учреждениях юстиции по регистрации прав, а также акты, которыми вносятся изменения и дополнения в названные акты (статья 9 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 утверждена Федеральная программа поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, реализация которой возложена на Минюст России. Юридическая экспертиза соответствующих региональных программ, разрабатываемых на основании пункта 2 статьи 32 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в целях обеспечения единого подхода проводится Департаментом.

Экспертные заключения, подготовленные Департаментом на вышеуказанные акты, подписываются заместителем министра юстиции Российской Федерации, курирующим деятельность Департамента.

15. Экспертным подразделением территориального органа Минюста России проводится юридическая экспертиза иных актов, касающихся вопросов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, к которым, в частности, относятся следующие акты:

устанавливающие размер, порядок, сроки и формы внесения взимаемой на территории субъекта Российской Федерации платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах;

определяющие порядок присвоения условных номеров объектам недвижимого имущества при осуществлении их государственной регистрации.

Экспертные заключения на такие акты подлежат предварительному согласованию с Департаментом.

В органы государственной власти направляются заключения, согласованные с Департаментом.

16. Проекты экспертных заключений на акты, указанные в пункте 17 Рекомендаций, и тексты этих актов направляются в Департамент с сопроводительным письмом и подлежат рассмотрению Департаментом в срок не более 30 дней со дня его поступления в Минюст России.

Согласование осуществляется в форме письма.

Письма-согласования проектов экспертных заключений, подготовленных экспертными подразделениями территориальных органов юстиции на акты, касающиеся вопросов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подписываются руководителем Департамента либо лицом, его замещающим.

17. Территориальный орган, получивший письмо о согласии Департамента с позицией, изложенной в экспертном заключении, направляет экспертное заключение в орган субъекта Российской Федерации, принявший соответствующий акт.

18. Территориальный орган, получивший письмо Департамента, содержащее замечания по проекту экспертного заключения, при отсутствии возражений по существу замечаний, дорабатывает проект экспертного заключения и без дополнительного согласования направляет его в орган субъекта Российской Федерации, принявший соответствующий акт.

При несогласии с выводами, изложенными в письме Департамента, территориальный орган направляет в адрес последнего обоснованные возражения.

Департамент, получивший мотивированные возражения территориального органа, повторно рассматривает проект экспертного заключения и акт и направляет соответствующее письмо.

Территориальный орган, получивший письмо о согласии Департамента с позицией, изложенной в экспертном заключении, без дополнительного согласования направляет экспертное заключение в орган субъекта Российской Федерации, принявший соответствующий акт.

При несогласии Департамента с позицией территориального органа последний обязан доработать экспертное заключение, включив все имеющиеся замечания Департамента, и без дополнительного согласования направить доработанное экспертное заключение в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший акт. При этом в тексте заключения указывается, что оно составлено с учетом мнения Департамента.

VI. Рекомендации по правовой оценке актов

19. Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его содержания, порядка принятия, обнародования (опубликования), а также соответствия акта требованиям юридической техники (в том числе оценка наличия необходимых реквизитов).

20. При оценке формы акта следует иметь в виду, что в некоторых случаях федеральным законодательством конкретно устанавливается, в какой форме должен быть принят акт по определенному вопросу. Так, законами субъектов Российской Федерации регулируются наиболее важные вопросы экономической, социальной, политической жизни субъектов Российской Федерации. Неисчерпывающий перечень таких вопросов установлен частью 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5005; 2000, N 31, ст.3205; 2001, N 7, ст.608).

Федеральным законом от 19 сентября 1997 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства, 1997, N 38, ст.4339; 1999, N 14, ст.1653; Российская газета, 14 июля 2001 года, N 133) установлено, что федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (п. 3 ст.1).

Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются по вопросам, относящимся к его компетенции. Перечень таких вопросов установлен частью 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указание на необходимость регулирования тех или иных отношений законами субъектов Российской Федерации содержится также в других федеральных законах.

Таким образом, эксперту рекомендуется изучить, соответствует ли форма нормативного правового акта требованиям, предъявляемым федеральным законодательством.

21. Оценка соответствия содержания акта федеральному законодательству включает в себя рассмотрение:

а) целей и задач нормативного акта;

б) предмета правового регулирования, т.е. тех общественных отношений (определенного круга, сферы общественных отношений), которые регулируются соответствующим актом;

в) состояния правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений;

г) компетенции органа, принявшего акт;

д) конкретных правовых норм, содержащихся в акте субъекта Российской Федерации.

Цели, задачи и предмет правового регулирования акта рекомендуется проанализировать на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотреть с точки зрения соответствия разграничению предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному Конституцией Российской Федерации (ст.71, 72, 73, 76) и федеральными законами.

До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом (пункт 2 статьи 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3176).

При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере рекомендуется выявить место рассматриваемого акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего рекомендуется установить, во исполнение или в соответствии с каким федеральным законом (иным федеральным актом) принят акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие его принятие, основаниям, указанным в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве. В целях изучения состояния правового регулирования рекомендуется проанализировать не только федеральные законы и подзаконные акты, но и решения Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных органов судебной власти Российской Федерации.

При применении положений нормативных актов, имеющих комплексный характер (в частности, кодексов) следует иметь в виду, что существуют также законы, определяющие порядок их введения в действие и устанавливающие особенности применения некоторых положений данных правовых актов. Такие положения содержит, например, Федеральный закон от 5 августа 2000 года N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»