Действующий

О федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" (с изменениями на 21 ноября 2007 года)

5. Система программных мероприятий

Программные мероприятия определены по их значимости и сгруппированы по следующим разделам:

обеспечение геостратегических приоритетов;

решение задач федерального значения;

мероприятия межрегионального значения;

региональные мероприятия, требующие государственной поддержки;

нормативно-правовое обеспечение Программы и необходимые институциональные преобразования.

В первую группу включены мероприятия, направленные на развитие межгосударственного сотрудничества и защиту геостратегических интересов России на Дальнем Востоке и в Забайкалье. К их числу относятся строительство экспортных нефте- и газопроводов, освоение залежей углеводородов, сохранение и эффективное использование биологических ресурсов региона, сохранение экосистемы озера Байкал, создание транснациональных транспортных коммуникаций, мероприятия по интеграции региона в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона.

Во вторую группу включены мероприятия и проекты федерального значения, связанные с развитием федеральных энергетических систем и объектов, освоением природных ресурсов, закреплением населения на Дальнем Востоке и в Забайкалье.

В третью группу включены мероприятия межрегионального значения, реализация которых отвечает интересам двух или нескольких субъектов Российской Федерации, расположенных на Дальнем Востоке и в Забайкалье. К ним относятся развитие межсубъектных транспортных сетей, переработка нефти и газоконденсата, строительство и реконструкция трубопроводов, развитие электроэнергетики, промышленных предприятий, выпускающих универсальную продукцию, освоение новых технологий в экономике. В социальной инфраструктуре приоритетными направлениями являются развитие информационного пространства, сохранение и использование научного потенциала, обеспечение занятости и закрепления населения в регионе.

В четвертую группу включены проекты субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья, требующие государственной поддержки и имеющие важнейшее значение для развития экономики, социальной сферы, агропромышленного и промышленного производства, инженерной инфраструктуры, а также малого и среднего предпринимательства в регионе.

Учитывая особую значимость проблемы сохранения экосистемы региона (озеро Байкал, реликтовые леса, морские биологические ресурсы и др.), необходимо проведение экологической экспертизы программных мероприятий до начала их реализации.

Отдельный раздел Программы посвящен вопросам нормативно-правового обеспечения и необходимым институциональным преобразованиям.

Перечень мероприятий Программы представлен в приложении.

Обеспечение геостратегических приоритетов в регионе

Главными направлениями работы по обеспечению геостратегических приоритетов в регионе являются:

интеграция Дальнего Востока и Забайкалья в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона;

развитие международных транспортных коридоров в регионе, системы экспортной поставки нефти и газа, а также рыбохозяйственного комплекса;

обеспечение устойчивого развития эколого-экономической системы в бассейне озера Байкал.

Географическое положение Дальнего Востока и Забайкалья обусловливает наиболее оптимальный вариант вовлечения данного региона в мировое хозяйство, в частности, в экономическое сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Экономика этих стран остается крупнейшим потребителем сырья и топлива, а Дальний Восток и Забайкалье в своем развитии неизбежно будут ориентированы на сложившиеся отрасли специализации: горнодобывающую и лесную, а также на рыбохозяйственный комплекс.

В Программу включены проекты по интеграции экономики региона в мировую экономическую систему, в том числе проекты развития топливно-энергетического комплекса, транспортных коридоров, портового хозяйства, рыбной и горнодобывающей отраслей.

Основная цель Программы заключается в создании условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику Дальнего Востока и Забайкалья, формировании инвестиционного климата, не менее привлекательного, чем в сопредельных странах Северо-Восточной Азии.

Целью Программы является также увеличение объема внешней торговли Дальнего Востока и Забайкалья для содействия развитию экономики и социальной сферы региона, интеграции России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Восточной Азии.

Программой предусматривается финансовая и институциональная поддержка реализации проектов, направленных на развитие экспорта, что позволит, по предварительным расчетам, увеличить объемы экспорта Дальнего Востока и Забайкалья в 2005 году до 7,2 млрд. долларов США (что в два раза превышает уровень 2000 года), а в 2010 году - до 12 млрд. долларов США.

В соответствии с федеральной целевой программой "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" (подпрограмма "Международные транспортные коридоры") на территории Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года предусматривается формирование и развитие евро-азиатского транспортного коридора "Транссиб" и коридоров, обеспечивающих транспортировку китайских транзитных грузов, - "Приморье-1" и "Приморье-2".

Приоритетными направлениями развития транспортной системы региона являются:

в сфере железнодорожного транспорта - реконструкция и модернизация региональной инфраструктуры с целью повышения скорости движения поездов, реконструкция и строительство новых пограничных и припортовых станций, подходов к строящимся портам, совершенствование информационных и других сервисных служб;

в автодорожном хозяйстве - строительство и реконструкция основных магистральных автомобильных дорог (включая обходы, мосты, путепроводы, транспортные развязки и т. д.), строительство и реконструкция объектов дорожного сервиса (гостиниц, мотелей, станций технического обслуживания, автозаправочных станций и др.);

в сфере автомобильного транспорта - совершенствование парка автотранспортных средств, повышение безопасности дорожного движения и обеспечение соблюдения природоохранных требований в процессе эксплуатации автотранспортных средств, дальнейшее развитие международных автобусных перевозок пассажиров по регулярным маршрутам по автомагистралям, входящим в состав международных транспортных коридоров;

в системе автомобильных и мультимодальных терминалов строительство сети терминалов и терминальных комплексов, создание транспортных логистических центров в крупных транспортных узлах;