Научно-методический и координационный центр: Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ).
Руководитель подпрограммы - Т.Я.Кузнецова.
Разработчики подпрограммы: Т.Я.Кузнецова, зав. кафедрой библиотековедения АПРИКТ (руководитель авторской группы), С.А.Добрусина (РНБ), Ю.А.Гриханов (АПРИКТ), Э.Р.Сукиасян (РГБ), Е.С.Чернина (РНБ). Консультанты: О.И.Перминова (РГБ), Ю.Н.Столяров (МГУКИ), Т.А.Семенова (Школа консервации и реставрации "Раритет").
Реализация Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации во многом определяется эффективностью кадровой политики в отрасли. В современной системе подготовки библиотечных кадров не представлена номенклатура специальностей, связанных с сохранностью библиотечных фондов. Это является одной из основных причин крайне слабой кадровой обеспеченности большинства направлений работы в этой области. Дефицит специалистов по сохранению фондов обусловлен отсутствием государственного заказа на их подготовку и воспроизводство, вызванным несколькими разнородными, но в равной степени негативными факторами:
1. Игнорированием на протяжении десятилетий общественной важности подготовки кадров по сохранности фондов в национальном масштабе, что объяснялось приоритетом идеологической функции в деятельности отечественных библиотек по сравнению с мемориальной, связанной с сохранением культурного наследия человечества.
2. Ограниченным представлением руководителей отрасли о масштабах потребностей библиотек в кадрах хранителей и реставраторов фондов, поскольку считалось, что специалисты этого профиля необходимы только в нескольких старейших книгохранилищах, имеющих отделы гигиены и реставрации книг и самостоятельно воспроизводящих необходимые кадры.
3. Междисциплинарным, многоотраслевым характером знаний, практических умений и навыков, требующихся специалистам в области сохранения библиотечных фондов, что осложняло реализацию соответствующих учебных программ в вузах и средних профессиональных учебных заведениях.
В сложившейся ситуации компенсаторную функцию по формированию кадров по сохранению библиотечных фондов были вынуждены взять на себя созданные с начала 30-х годов службы гигиены и реставрации фондов в крупнейших библиотеках страны (БАН, ГПБ имени М.Е.Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ), Государственной библиотеке СССР имени В.И.Ленина (ныне РГБ) и др.). Они готовили по мере необходимости специалистов по реставрации своих фондов и одновременно осваивали и разрабатывали методы консервации документов в тесном сотрудничестве с лабораториями и службами реставрации архивов и музеев, а также на основе обмена опытом с зарубежными специалистами. К настоящему времени при крупных библиотеках, в том числе региональных (РГБ, РНБ, ВГБИЛ, БРАН, ГПИБ, Научной библиотеки РГГУ, ГПНТБ России, ГПНТБ Сибирского отделения РАН, Донской государственной публичной библиотеки и др.), сложились достаточно дееспособные коллективы, решающие проблемы консервации документов. По мере необходимости они реализуют собственные учебные проекты, организуют международные и внутрироссийские конференции, семинары, обучающие семинары и мастер-классы.
Появились и профильные образовательные структуры, например, школа реставрации книг и рукописей "Раритет", готовящая специалистов среднего звена для проведения массовой реставрации фондов.
Несмотря на это, основной контингент библиотекарей и реставраторов в библиотеках страны не владеет необходимыми знаниями в области сохранения фондов. Наличие таких знаний у выпускников библиотечных факультетов не предусмотрено ныне действующими государственными образовательными стандартами 05.27.00 "Библиотековедение и библиография" и 05.17 "Библиотечное дело".
Для обеспечения кадрами сферы сохранения библиотечных фондов необходимы кардинальные изменения образовательной политики, организационно-функциональной структуры и содержания специального образования, максимально ориентированного на решение конкретных задач сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, поставленных в Национальной программе.