- построение многоуровневой системы специального образования в области сохранения библиотечных фондов, предусматривающей непрерывность образовательного процесса и согласованное развитие его основных звеньев - специального, среднего профессионального библиотечного, высшего и дополнительного профессионального библиотечного образования;
- создание государственной системы профессиональной подготовки администраторов по комплексному сохранению библиотечных фондов, технологов сохранения документальных фондов высшей квалификации, техников-консерваторов документальных фондов со средним профессиональным образованием, а также книговедов-архивистов высшей квалификации для работы с книжными памятниками, редкими и рукописными фондами. Открытие соответствующих программ переподготовки в системе дополнительного профессионального образования;
- унификация и стандартизация требований к образовательному уровню специалистов по сохранению библиотечных фондов на различных ступенях обучения; введение в государственные образовательные стандарты по библиотечному делу требований к освоению знаний по вопросам сохранения библиотечных фондов;
- разработка нормативных, учебных и учебно-методических материалов по основным направлениям кадрового обеспечения комплексного сохранения библиотечных фондов;
- включение в номенклатуру библиотечных должностей администраторов-хранителей библиотечного фонда, технологов-хранителей, технологов-консерваторов и техников-консерваторов; разработка тарифно-квалификационных характеристик (требований) к этим должностям;
- организация научных исследований состояния кадровой обеспеченности сохранения библиотечных фондов страны и мониторинга динамики уровня квалификации специалистов в этой сфере и потребностей отрасли в кадрах консерваторов.
Необходимо сформировать следующие уровни системы кадрового обеспечения сохранения библиотечных фондов и их учебную специализацию.
Первый уровень: профориентация на базе средней общеобразовательной школы - обучение первичным навыкам ремонта книг и технике переплетных работ на уроках труда.
Второй уровень: профессионально-техническое образование на базе СПТУ по специальности "Переплетчик-реставратор документов", предусматривающее обучение переплетному мастерству, фазовой консервации и массовой реставрации документов.
Третий уровень: среднее профессиональное библиотечное образование. На этом уровне предусматривается открытие в рамках специальности 05.17 "Библиотечное дело" новой специализации "Технология консервации и реставрации документов" с присвоением квалификации "Техник-консерватор". Кроме того, в учебные планы среднего профессионального библиотечного образования предполагается ввести учебные курсы по безопасности и обеспечению сохранности библиотечных фондов.
Четвертый уровень: высшее библиотечное образование. На этом уровне предстоит открытие в вузах культуры и искусства новых специализаций: "Технология сохранения документальных фондов" с присвоением квалификации "Технолог-хранитель документальных фондов" и "Консервация и реставрация документов" с присвоением квалификации "Технолог-консерватор документов" (в рамках специальности 05.27.00 "Библиотековедение и библиография"). Необходима также содержательная перестройка учебно-образовательного процесса с целью создания соответствующих условий для освоения всеми студентами библиотечных факультетов профильных вузов базовых знаний в области учета, организации, использования, обеспечения безопасности и сохранности библиотечных фондов, комплексной работы с книжными памятниками.
Пятый уровень: дополнительное профессиональное библиотечное образование, осуществляемое в формах переподготовки, повышения квалификации, стажировок.
- Профессиональная переподготовка предусматривает освоение новых знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных функций в области сохранения фондов, и осуществляется на базе высшего или среднего специального образования. В рамках этой формы обучения предполагается специализация по программам переподготовки: "Администратор-хранитель библиотечного фонда" (для библиотечных специалистов, не владеющих знаниями в области сохранения фондов), "Технолог-консерватор" (для специалистов - химиков, биологов, специалистов бумажно-целлюлозного производства и других, работающих или предполагающих работать в лабораториях служб консервации). "Книговед-архивист" и "Книговед-организатор фонда книжных памятников" (для специалистов, работающих с книжными памятниками, редкими и рукописными фондами, но не владеющими необходимыми для этого знаниями). Программы переподготовки реализуются в течение двухлетнего обучения.
- Повышение квалификации в различных формах (школы-семинары, мастер-классы, инновационные лаборатории, тренинг-мастерские и др.) должно стать основой достижения нового уровня профессионального мастерства, освоения новейших методов, технологий и научно-технических новшеств в области учета, сохранности и безопасности фондов, работы с книжными памятниками. Главное в этой форме обучения - дифференцированный подход к формированию контингента слушателей с учетом уровня их образования, базовой профессиональной подготовки, опыта работы, выполняемых функций.
- Стажировка необходима как действенная форма закрепления на практике знаний, полученных в результате теоретической подготовки, должна реализовываться по специализированным программам при персональном руководстве.