ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 ноября 2001 года N 01-06/45259
Об оказании методической помощи
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 31 мая 2011 года N 1143
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единообразного исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации таможенными органами разъясняем следующее.
Исходя из соотношений статей 79 и 80 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее ФКЗ), следует различать срок вступления в силу и срок исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, срок вступления в силу определяется моментом провозглашения решения и связан с тем, что принятое Конституционным Судом Российской Федерации решение не может быть отменено. Срок исполнения определяется моментом официального опубликования либо вручения лицу, которое должно его исполнять, официального текста решения. При этом необходимо учитывать, что решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно, правовые акты либо отдельные их нормы, признанные неконституционными, утрачивают силу с момента вступления решения Конституционного Суда Российской Федерации в силу, то есть не могут с указанного момента исполняться, применяться или реализовываться иными способами.
Положение части 3 статьи 79 ФКЗ предусматривает, что решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В настоящее время порядок прекращения исполнения решений таможенных органов, основанных на актах или их отдельных положениях, которые признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ТК России не урегулирован. В связи с этим, при принятии решений о возможности исполнения постановлений по делам о нарушении таможенных правил, необходимо учитывать все обстоятельства в каждом конкретном случае, а также положения статьи 374 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что решением Конституционного Суда Российской Федерации может быть признана неконституционной и, соответственно, недействующей правовая норма либо правовой акт, а в связи с этим произойти смягчение либо отмена ответственности за нарушение таможенных правил, при решении вопроса о необходимости прекращения исполнения постановлений по делам о нарушениях таможенных правил, таможенным органам необходимо учитывать положения статьи 234 Таможенного кодекса Российской Федерации о придании обратной силы актам, смягчающим ответственность за таможенные правонарушения. Таким образом, неисполненные на момент опубликования решения (вручения официального текста) Конституционного Суда Российской Федерации постановления таможенных органов, вынесенные до вступления в силу этого решения без учета обстоятельств, смягчающих ответственность, как, например, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, не подлежат дальнейшему исполнению (порядок прекращения исполнения указан в пункте 10 приложения 2 к письму ГТК России от 24.05.2001 N 01-06/20493), а уже взысканные суммы не подлежат возврату лицу, привлеченному к ответственности.
Если же решение Конституционного Суда Российской Федерации не носит характер акта отменяющего или смягчающего ответственность за правонарушение (в частности, изменяющее подведомственность рассмотрения дел о нарушениях таможенных правил, как, например, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2001 N 144-О), постановления таможенных органов, вынесенные до вступления в силу такого решения и основанные на правовых нормах, признанных впоследствии неконституционными, подлежат исполнению в соответствии с установленным законодательством порядком.
Статс-секретарь -
заместитель председателя Комитета
генерал-лейтенант таможенной службы
Ю.Ф.Азаров
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка