На территории Калининградской области на основании Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) создана и функционирует особая экономическая зона.
За время действия для Калининградской области особых экономических механизмов (особая экономическая зона, вторая редакция Программы) области удалось добиться определенных успехов.
Объем промышленной продукции в 2012 году составил 330,4 процента по отношению к уровню 2004 года в сопоставимых ценах (в целом по России - 126,5 процента), что является одним из лучших показателей среди субъектов Российской Федерации.
Объем отгруженной продукции сельского хозяйства составил 132 процента уровня 2004 года (в целом по России - 124,5 процента).
Налоговые доходы, перечисляемые в федеральный бюджет начиная с 2004 года, выросли в 10 раз (в ценах соответствующих лет).
Федеральный закон N 16-ФЗ предусматривает функционирование на территории Калининградской области таможенного режима свободной таможенной зоны. Иностранные товары ввозятся и используются на территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налогов и не подлежат никаким запретам и ограничениям экономического характера (например, квотированию).
Товары, ввозимые резидентами особой экономической зоны в Калининградской области, а затем реализуемые для свободного обращения на остальной части таможенной территории Российской Федерации, подлежат обложению импортными пошлинами, НДС и акцизами, и если данные товары подлежат запретам и иным ограничениям экономического характера, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, такие запреты и ограничения будут снова применены. Подакцизные товары не могут быть импортированы на территорию особой экономической зоны в рамках этого режима. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации (статья 181 Налогового кодекса Российской Федерации) автомобильные запасные части и компоненты, а также комплекты для сборки не рассматриваются в качестве подакцизных товаров.
В соответствии с Федеральным законом N 16-ФЗ товары, производимые в особой экономической зоне в Калининградской области из импортной продукции (материалы, сырье, компоненты, части) и реализуемые для свободного обращения на остальной части Российской Федерации, подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами, применяемыми к импортируемым товарам, которые используются при производстве готовой продукции. В таких случаях для целей расчета таможенных пошлин, подлежащих уплате, таможенная стоимость и количество импортируемых товаров, входящих в состав производимой продукции, определяется на дату размещения импортируемых товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны. Ставки таких применяемых пошлин определяются на основании страны происхождения импортируемых товаров, используемых при производстве.
Вместе с тем такое положение не распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Калининградской области, созданных и действующих согласно Федеральному закону "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" от 22 января 1996 года N 13-ФЗ (далее - Федеральный закон N 13-ФЗ). Им предоставляется 10-летний переходный период начиная со дня вступления в силу Федерального закона N 16-ФЗ (с 1 апреля 2006 года). Во время переходного периода эти юридические лица по-прежнему пользовались условиями, предусмотренными Федеральным законом N 13-ФЗ. Такие условия включали в себя освобождение от уплаты экспортных пошлин, если товары были вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации.
После истечения указанного 10-летнего переходного периода положения Федерального закона N 16-ФЗ, определяющие режим свободной таможенной зоны в особой экономической зоне в Калининградской области, будут применяться без таких оговорок.
В пункт 2 Протокола о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации со ссылкой на пункт 1450 доклада рабочей группы (в котором, в свою очередь, содержится отсылка к пункту 1124 доклада) включено обязательство Российской Федерации, предусматривающее, что, за исключением изъятий, которые применяются в течение переходных периодов в отношении товаров, поставляемых определенными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Калининградской и Магаданской особых экономических зон, особые экономические зоны в Российской Федерации будут создаваться, поддерживаться и управляться в соответствии с положениями Соглашения Всемирной торговой организации. Положения Соглашения Всемирной торговой организации будут применяться во всех особых экономических зонах в Российской Федерации.
Право компаний регистрироваться и осуществлять деятельность в этих зонах не будет обусловлено результатами экспорта, платежным балансом или исполнением определенных требований.
Относительно требований об использовании местных комплектующих изделий и материалов, о существенной переработке и об освобождении от уплаты пошлин и налогов в отношении товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в особой экономической зоне в Калининградской области и действующих в соответствии с Федеральным законом N 13-ФЗ с 1 апреля 2006 года, по-прежнему будут использоваться такие льготы в течение переходного периода, заканчивающегося 31 марта 2016 года.
Все другие товары, ввозимые в особую экономическую зону в Калининградской области в соответствии с положениями, которые предусматривают освобождение импортируемых товаров от обложения таможенными пошлинами и определенными налогами, на условиях их дальнейшей реализации на остальной части таможенной территории Российской Федерации, будут подлежать обложению такими пошлинами и налогами и прохождению таможенных формальностей при ввозе на остальную таможенную территорию Российской Федерации в неизменном виде либо после переработки в особой экономической зоне.
Следовательно, общий принцип сводится к тому, что деятельность особой экономической зоны начиная с даты вступления России во Всемирную торговую организацию должна частично, а с 31 марта 2016 года полностью подчиняться праву Всемирной торговой организации.
Непринятие к сведению положений права Всемирной торговой организации может в будущем привести к серьезным последствиям для бюджета Калининградской области с учетом значимости особой экономической зоны для экономики области.
В Единый реестр резидентов особой экономической зоны в Калининградской области с 2006 года включено 124 предприятия, из них на текущий момент действующими являются 94.
По состоянию на 1 мая 2013 года общий объем заявленных инвестиционных вложений в проекты резидентов особой экономической зоны в Калининградской области превышает 73,94 млрд. рублей.
Структура инвестиций по видам экономической деятельности выглядит следующим образом:
производство продуктов питания - 30 процентов;
транспорт - 24 процента;
строительство - 14 процентов;
химическое производство - 8 процентов;
производство телевизионной и другой бытовой электронной техники - 7 процентов;
производство строительных материалов - 6 процентов;
сельское хозяйство - 4 процента;
производство автомобилей - 3 процента;
прочие виды деятельности - 4 процента.