Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 ноября 2001 года N 815


О федеральной целевой программе
"Сохранение и развитие архитектуры
исторических городов (2002-2010 годы)"

(с изменениями на 11 ноября 2006 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу
в связи с завершением реализации федеральной целевой программы "Сохранение и развитие
 архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)"
с 1 января 2007 года на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации  от 11 ноября 2006 года N 1546-р

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р.

____________________________________________________________________



В целях сохранения памятников истории и культуры, своеобразия архитектурного облика исторических городов России, их экономического и социального развития Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)".

____________________________________________________________________

С 1 января 2007 года завершена реализация федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)", утвержденной настоящим постановлением - распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р.

____________________________________________________________________     


Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 2002-2010 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размеры выделяемых на ее реализацию ассигнований.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2001 года N 815

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ
(2002-2010 ГОДЫ)"

(с изменениями на 11 ноября 2006 года)

____________________________________________________________________

С 1 января 2007 года завершена реализация настоящей федеральной целевой программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р.

____________________________________________________________________     

     

Паспорт Программы

Наименование
Программы

-

федеральная целевая программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)"

Основания для
разработки Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 года N 283-р

Государственные
заказчики Программы



-




Государственный комитет Российской Федерации по строительству и
жилищно-коммунальному комплексу (по памятникам градостроительства, архитектуры, инженерного искусства и прочим объектам недвижимости);
Министерство культуры Российской Федерации (по иным объектам исторического и культурного наследия)

Цели Программы,
важнейшие целевые
показатели



-





сохранение, восстановление и совершенствование архитектурной среды,
всего архитектурного облика исторических городов как важнейшего компонента национального культурного достояния России.
Обеспечение благоприятных предпосылок для улучшения функционирования исторических городов, создания комфортных условий
проживания

Основные задачи
Программы











-














исследование, объективная оценка, восстановление и совершенствование
архитектурного наследия исторических городов.
Комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов как мест наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия.
Создание благоприятных условий жизни в исторических частях городов, поддержание и развитие социальных контактов и социального обслуживания, образования, деятельности религиозных конфессий, туризма.
Улучшение условий экономической деятельности в исторических городах с целью восстановления и развития традиционных производств, народных и художественных промыслов и ремесел, торговых ярмарок, выставок.
Обеспечение нормативно-правовой, научно-методической, проектно-изыскательской, строительно-технологической, финансовой,
организационной, информационной и кадровой поддержки реализации Программы

Сроки и этапы
реализации Программы



-






I этап (2002-2005 годы) - обеспечение сохранности ценного архитектурно-градостроительного наследия с целью придания импульса
социально-экономическому развитию исторических городов
II этап (2006-2010 годы) - реализация системы программных мероприятий, сохранение и дальнейшее развитие архитектуры, совершенствование социально-экономической, культурной и градостроительной базы
исторических городов

Перечень основных
мероприятий
Программы



-





сохранение и возрождение общего исторического архитектурного облика
городов.
Возрождение исторических центров городов или их целостных фрагментов.
Сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия.
Развитие архитектуры современных городских районов

Исполнители основных
мероприятий
Программы

-




органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
администрации исторических городов - участников Программы;
субъекты хозяйственной и культурной деятельности в городах;
научно-исследовательские и другие организации, отбираемые на конкурсной основе

Объем и источники
финансирования
Программы (в ценах
2001 года)








-










общие затраты на реализацию Программы за счет средств всех источников финансирования - 36271 млн. рублей (I этап - 18665,1 млн. рублей), из них за счет средств федерального бюджета - 1880,4 млн. рублей, в том числе на общепрограммные мероприятия - 729 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 70 млн. рублей;
подпрограмма "Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга" - 34968,98 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1661,39 млн. рублей;
подпрограмма "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях
экономической реформы"
- 573 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 149 млн. рублей

Ожидаемые конечные
результаты
реализации Программы








-









сохранение и восстановление бесценного архитектурно-градостроительного наследия, развитие архитектуры.
Подъем культуры и образования, содействие развитию экономики российских исторических городов.
Совершенствование условий жизни населения, в том числе содействие в стабилизации экологической обстановки.
Стимулирование развития важных секторов рыночной экономики: строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, туризма, народных промыслов.
Удовлетворение потребностей населения в полноценном отдыхе, укреплении здоровья, воспитании подрастающего поколения

Система организации
контроля за
исполнением
Программы


-






ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы несут Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерство культуры Российской Федерации.
Информация и проект доклада о ходе выполнения Программы представляются ежегодно в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

     

I. Введение

Федеральная целевая программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 года N 238-р на основе и с учетом ранее утвержденных Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы, федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга" и государственной программы "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России".

В состав Программы входят две подпрограммы: "Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга" и "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы".

В процессе реализации Программы могут разрабатываться и другие подпрограммы в установленном порядке. Объем финансирования этих подпрограмм, включая средства федерального бюджета, должен определяться при их разработке и утверждении в каждом конкретном случае.

Программа разработана в русле действий мирового сообщества, отвечает духу и букве принятых международных документов, к которым присоединилась Россия. Программные мероприятия соответствуют действиям, предпринимаемым Российской Федерацией по взятым на себя обязательствам при ратификации международных соглашений, в частности Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (г.Париж, 1972 год), Конвенции Совета Европы об охране архитектурного наследия Европы (г.Гранада, 1985 год), а также принципам Международной хартии по охране исторических городов (1987 год).

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы на федеральном уровне осуществляют государственные заказчики - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерство культуры Российской Федерации.

К реализации Программы будут привлекаться общественные организации: Союз архитекторов России, Российский союз исторических городов и регионов, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, российская ассоциация "Регион", Ассоциация малых и средних городов России и др.

Процесс возрождения исторической городской среды, памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений находит постоянную поддержку Русской православной церкви и других религиозных конфессий.

Сохранение и устойчивое существование такой значимой для национальной экономики и культуры общности, как исторические города, в результате реализации Программы приведет к повышению деловой, социальной и строительной активности в масштабах страны. Сохранение уникальных памятников и улучшение качества застройки будут способствовать решению проблемы создания эффективного городского хозяйства, повышению жилищного уровня в условиях реформируемого общества.

Последовательное осуществление государственной политики по восстановлению и развитию исторической городской среды, способствующее подъему патриотических настроений населения, объективно приведет к укреплению территориальной целостности и надежности государства.

     

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Количество исторических городских поселений в Российской Федерации составляет 478, в них проживает 69,9 млн. человек.

Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия.

Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.

Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.

Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.

Категория IV - прочие исторические города.

Таблица 1

Исторические
города

Количество по категориям

I

II

III

IV

                   
 Малые и средние   

         
 3       

              
      34      

             
      67     

         
    228  

                   
 Крупные           

         
 5       

              
      12      

             
      29     

         
    47   

                   
 Столичные         

         
 2       

              
      -       

             
      -      

         
    -    

                   
 Всего             

         
 10      

              
      46      

             
      96     

         
    275  


Примечание. В таблице не учтены поселки городского типа.

К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении и разрухе и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы.

Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне. Неудовлетворительное состояние характерно для большинства улиц и дорог. Недостаточно развита социальная инфраструктура.

Решение проблемы состоит в следующем:

сохранение и совершенствование композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторических городов в их развитии;

комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов и других районов исторической застройки;

поступательное развитие архитектурного творчества и органичное включение объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города;

современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого;

ликвидация (или значительное сокращение) отставания в обеспеченности исторических городов системами и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры;

разработка и внедрение механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской среде.

Проведенный анализ сложившейся архитектурно-градостроительной ситуации в исторических городах страны позволяет разделить их на четыре основные группы в зависимости от процентного соотношения территории исторической застройки и общей территории поселения.

К первой группе относятся города, в которых исторические территории занимают основную часть застроенных городских земель (50 процентов и более). Практически все городские функции в таких городах осуществляются в системе исторической застройки или в непосредственном контакте с ней. Такие города составляют около 30 процентов исторических городов, в основном это малые города и поселки городского типа с численностью населения до 10-12 тыс. человек. В отношении городов этой группы речь может идти о комплексном сохранении исторического облика и исторической застройки.

Ко второй группе относятся города, в которых исторические территории занимают около 30-50 процентов застроенных городских земель. На них сосредоточена значительная часть жилищного фонда и расположены практически все учреждения общегородского административно-делового, общественно-культурного и торгового центра. В эту группу входят около 60 процентов малых, 50 процентов средних исторических городов и 10 процентов крупных исторических городов. Города этой группы нуждаются в совершенствовании (наиболее ценные - в восстановлении) общего архитектурного облика и возрождении исторических центров.

К третьей группе относятся города, исторические территории в которых занимают 15-30 процентов застроенных городских земель. В группу этих поселений входят средние и часть крупных городов, а также ряд малых городов.

На протяжении длительного времени такие города существовали в своих исторических границах, фиксирующих небольшое по площади поселение с регулярным планом, а основное развитие они получили во второй половине ХХ века на новых территориях. Общий облик значительной части этих городов достаточно сильно изменен и требует сохранения архитектуры исторического центра, его полного или фрагментарного возрождения.

К четвертой группе относятся города, в которых исторические территории занимают не более 5-15 процентов застроенных городских земель. К этой группе в основном относятся крупные и крупнейшие города, а также часть средних городов (всего около 20 процентов от общего числа исторических поселений). Исторические центры этих городов, как правило, сохранили свою целостность только в более или менее значительных фрагментах. В ряде случаев речь может идти лишь о сохранении и реставрации отдельных ансамблей и памятников.

Обоснование необходимости программного подхода для решения выявленных проблем состоит в следующем.

Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение и развитие архитектуры исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете мирового опыта высокой централизации процессов управления, накопленного в ряде развитых стран в течение многих десятилетий.

Всесторонний анализ современной непростой ситуации в исторических городах России показывает, что для достижения целей, отвечающих интересам всех участников градостроительной деятельности, необходимо интенсивное развитие программного подхода в данной области. Более того, именно в современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения комплекса требований устойчивости развития исторических городов.

Программа предусматривает разработку взаимоувязанного по целям и задачам комплекса действий всех субъектов градостроительной деятельности. Такой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивает эффективное решение задач государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.

III. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации


Решение проблемы сохранения и развития архитектуры исторических городов является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, института гражданского общества, а также социальной сферы.