(с изменениями на 11 ноября 2006 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу
в связи с завершением реализации федеральной целевой программы "Сохранение и развитие
архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" с 1 января 2007 года на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р.
____________________________________________________________________
В целях сохранения памятников истории и культуры, своеобразия архитектурного облика исторических городов России, их экономического и социального развития Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)".
____________________________________________________________________
С 1 января 2007 года завершена реализация федеральной целевой программы "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)", утвержденной настоящим постановлением - распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р.
____________________________________________________________________
Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании федерального бюджета на 2002-2010 годы включать указанную Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно размеры выделяемых на ее реализацию ассигнований.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2001 года N 815
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ
ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ
(2002-2010 ГОДЫ)"
(с изменениями на 11 ноября 2006 года)
____________________________________________________________________
С 1 января 2007 года завершена реализация настоящей федеральной целевой программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р.
____________________________________________________________________
Паспорт Программы
Наименование | - | федеральная целевая программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" |
Основания для | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 года N 283-р |
Государственные | - | Государственный комитет Российской Федерации по строительству и |
Цели Программы, | - | сохранение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, |
Основные задачи | - | исследование, объективная оценка, восстановление и совершенствование |
Сроки и этапы | - | I этап (2002-2005 годы) - обеспечение сохранности ценного архитектурно-градостроительного наследия с целью придания импульса |
Перечень основных | - | сохранение и возрождение общего исторического архитектурного облика |
Исполнители основных | - | органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; |
Объем и источники | - | общие затраты на реализацию Программы за счет средств всех источников финансирования - 36271 млн. рублей (I этап - 18665,1 млн. рублей), из них за счет средств федерального бюджета - 1880,4 млн. рублей, в том числе на общепрограммные мероприятия - 729 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 70 млн. рублей; |
Ожидаемые конечные | - | сохранение и восстановление бесценного архитектурно-градостроительного наследия, развитие архитектуры. |
Система организации | - | ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы несут Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерство культуры Российской Федерации. |
I. Введение
Федеральная целевая программа "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 года N 238-р на основе и с учетом ранее утвержденных Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы, федеральной целевой программы "Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга" и государственной программы "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России".
В состав Программы входят две подпрограммы: "Сохранение и развитие исторического центра г.Санкт-Петербурга" и "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы".
В процессе реализации Программы могут разрабатываться и другие подпрограммы в установленном порядке. Объем финансирования этих подпрограмм, включая средства федерального бюджета, должен определяться при их разработке и утверждении в каждом конкретном случае.
Программа разработана в русле действий мирового сообщества, отвечает духу и букве принятых международных документов, к которым присоединилась Россия. Программные мероприятия соответствуют действиям, предпринимаемым Российской Федерацией по взятым на себя обязательствам при ратификации международных соглашений, в частности Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (г.Париж, 1972 год), Конвенции Совета Европы об охране архитектурного наследия Европы (г.Гранада, 1985 год), а также принципам Международной хартии по охране исторических городов (1987 год).
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы на федеральном уровне осуществляют государственные заказчики - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Министерство культуры Российской Федерации.
К реализации Программы будут привлекаться общественные организации: Союз архитекторов России, Российский союз исторических городов и регионов, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, российская ассоциация "Регион", Ассоциация малых и средних городов России и др.
Процесс возрождения исторической городской среды, памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений находит постоянную поддержку Русской православной церкви и других религиозных конфессий.
Сохранение и устойчивое существование такой значимой для национальной экономики и культуры общности, как исторические города, в результате реализации Программы приведет к повышению деловой, социальной и строительной активности в масштабах страны. Сохранение уникальных памятников и улучшение качества застройки будут способствовать решению проблемы создания эффективного городского хозяйства, повышению жилищного уровня в условиях реформируемого общества.
Последовательное осуществление государственной политики по восстановлению и развитию исторической городской среды, способствующее подъему патриотических настроений населения, объективно приведет к укреплению территориальной целостности и надежности государства.
II. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Количество исторических городских поселений в Российской Федерации составляет 478, в них проживает 69,9 млн. человек.
Все исторические города России разделяются на четыре категории по ценности их архитектурно-градостроительного наследия.
Категория I - исторические города международного (мирового) значения, наследие которых имеет признанный международным сообществом уникальный характер и нуждается в принятии особых мер и процедур по его сохранению.
Категория II - исторические города общегосударственного (общенационального) значения, наследие которых имеет выдающийся характер и для его сохранения требуется разработка комплексных программ и специальных проектов по реконструкции и возрождению исторической среды.
Категория III - исторические города регионального значения, наследие которых обосновывает их выделение из общего списка и нуждается в сохранении и использовании его как градостроительного наследия.
Категория IV - прочие исторические города.
Таблица 1
Исторические | Количество по категориям | |||
I | II | III | IV | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Примечание. В таблице не учтены поселки городского типа.
К настоящему времени большинство исторических городов России находятся в запустении и разрухе и, как правило, не способны самостоятельно решать многочисленные проблемы.
Значительное количество памятников истории и культуры требует срочной реставрации либо консервации. Большинство жилых и общественных зданий исторической застройки нуждаются в модернизации или реконструкции. Инженерное оборудование, особенно в малых и средних исторических городах, находится на низком уровне. Неудовлетворительное состояние характерно для большинства улиц и дорог. Недостаточно развита социальная инфраструктура.
Решение проблемы состоит в следующем:
сохранение и совершенствование композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторических городов в их развитии;
комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов и других районов исторической застройки;
поступательное развитие архитектурного творчества и органичное включение объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города;
современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого;
ликвидация (или значительное сокращение) отставания в обеспеченности исторических городов системами и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры;
разработка и внедрение механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской среде.
Проведенный анализ сложившейся архитектурно-градостроительной ситуации в исторических городах страны позволяет разделить их на четыре основные группы в зависимости от процентного соотношения территории исторической застройки и общей территории поселения.
К первой группе относятся города, в которых исторические территории занимают основную часть застроенных городских земель (50 процентов и более). Практически все городские функции в таких городах осуществляются в системе исторической застройки или в непосредственном контакте с ней. Такие города составляют около 30 процентов исторических городов, в основном это малые города и поселки городского типа с численностью населения до 10-12 тыс. человек. В отношении городов этой группы речь может идти о комплексном сохранении исторического облика и исторической застройки.
Ко второй группе относятся города, в которых исторические территории занимают около 30-50 процентов застроенных городских земель. На них сосредоточена значительная часть жилищного фонда и расположены практически все учреждения общегородского административно-делового, общественно-культурного и торгового центра. В эту группу входят около 60 процентов малых, 50 процентов средних исторических городов и 10 процентов крупных исторических городов. Города этой группы нуждаются в совершенствовании (наиболее ценные - в восстановлении) общего архитектурного облика и возрождении исторических центров.
К третьей группе относятся города, исторические территории в которых занимают 15-30 процентов застроенных городских земель. В группу этих поселений входят средние и часть крупных городов, а также ряд малых городов.
На протяжении длительного времени такие города существовали в своих исторических границах, фиксирующих небольшое по площади поселение с регулярным планом, а основное развитие они получили во второй половине ХХ века на новых территориях. Общий облик значительной части этих городов достаточно сильно изменен и требует сохранения архитектуры исторического центра, его полного или фрагментарного возрождения.
К четвертой группе относятся города, в которых исторические территории занимают не более 5-15 процентов застроенных городских земель. К этой группе в основном относятся крупные и крупнейшие города, а также часть средних городов (всего около 20 процентов от общего числа исторических поселений). Исторические центры этих городов, как правило, сохранили свою целостность только в более или менее значительных фрагментах. В ряде случаев речь может идти лишь о сохранении и реставрации отдельных ансамблей и памятников.
Обоснование необходимости программного подхода для решения выявленных проблем состоит в следующем.
Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение и развитие архитектуры исторических городов, представляется естественным и единственно возможным в свете мирового опыта высокой централизации процессов управления, накопленного в ряде развитых стран в течение многих десятилетий.
Всесторонний анализ современной непростой ситуации в исторических городах России показывает, что для достижения целей, отвечающих интересам всех участников градостроительной деятельности, необходимо интенсивное развитие программного подхода в данной области. Более того, именно в современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения комплекса требований устойчивости развития исторических городов.
Программа предусматривает разработку взаимоувязанного по целям и задачам комплекса действий всех субъектов градостроительной деятельности. Такой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивает эффективное решение задач государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.
Решение проблемы сохранения и развития архитектуры исторических городов является важной составной частью общего процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, института гражданского общества, а также социальной сферы.