____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ФТС России от 21 декабря 2005 года N 1197
____________________________________________________________________
___________________________________________________________________
О дополнении Методических рекомендаций, приведенных в настоящем письме см. письмо ГТК России от 22 февраля 2002 года N 17-12/7609.
___________________________________________________________________
Управление организации таможенных расследований и дознания направляет новую редакцию Методических рекомендаций о порядке подготовки международных ходатайств по уголовным делам в иностранные государства.
Данные Методические рекомендации разработаны на основе приказа ГТК России N 922 от 15.10.2001 "Об утверждении Инструкции о порядке направления международных ходатайств в иностранные государства".
Полагаем, что новая редакция Методических рекомендаций позволит избежать тех ошибок, которые в данный момент допускаются при подготовке ходатайств и значительно сократить количество возвращаемых в таможенные органы международных следственных поручений в связи с ненадлежащим оформлением последних.
Положения новой редакции Методических рекомендаций отвечают нормам международного права и УПК РСФСР на момент их составления и могут быть приняты за основу при дальнейшем изменении законодательства.
Направляя вышеуказанные Методические рекомендации, прошу довести их содержание до сведения сотрудников подразделений дознания, таможенных расследований и оперативно-розыскных подразделений таможенных органов.
С момента их направления не подлежат применению Методические рекомендации УБТП ГТК России N 11-08/1666 от 25.02.99 и дополнительные разъяснения к ним N 11-08/8176 от 30.09.99.
Начальник Управления таможенных
расследований и дознания
генерал-майор таможенной службы
А.В. Константинов
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке подготовки международных ходатайств по
уголовным делам в иностранные государства
___________________________________________________________________
О дополнении настоящих Методических рекомендаций см. письмо ГТК России от 22 февраля 2002 года N 17-12/7609.
___________________________________________________________________
В соответствии со ст.32 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и заключенными международно-правовыми актами (договорами, конвенциями, межправительственными соглашениями), регулирующими порядок сношения и оказания правовой помощи по уголовным делам между правоохранительными ведомствами Российской Федерации и иностранных государств, таможенные органы России как органы дознания вправе получать от компетентных учреждений запрашиваемых государств правовую помощь по уголовным делам.
Под иностранными государствами следует понимать все государства, расположенные за пределами территории Российской Федерации (страны ближнего и дальнего зарубежья).
Правовая помощь оказывается компетентными органами запрашиваемых государств путем исполнения международных ходатайств об оказании правовой помощи (запросов, поручений о проведении следственных действий, в частности, допросов свидетелей, потерпевших, экспертов, обысков, выемок и т.д.), которые направляются в адрес последних на основании международных договоров, конвенций, соглашений (приложение 1).
При этом в правовой помощи может быть отказано лишь в случае, если ее предоставление может нанести ущерб суверенитету или безопасности, либо противоречит основным принципам законодательства запрашиваемой стороны, при этом международное ходатайство в кратчайшие сроки возвращается обратно без исполнения и запрашивающее учреждение уведомляется об обстоятельствах, которые препятствуют исполнению поручения.
В определенных случаях правовая помощь может быть оказана или получена и при отсутствии соответствующих правовых актов - на условиях взаимности.
Исполнение ходатайств (поручений) на условиях взаимности возможно только на началах "доброй воли" и зависит от желания запрашиваемого государства сотрудничать с Россией.
При этом необходимо учесть то обстоятельство, что при отсутствии международно-правового акта, регулирующего порядок сношения по уголовно-правовым вопросам, запрашиваемое государство может отказать в предоставлении правовой помощи без указания каких-либо причин и уведомления об этом.
Следует отметить, что государства - члены Содружества Независимых Государств осуществляют сотрудничество по уголовно-правовым и гражданским вопросам на основании Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в Минске 22 января 1993 года.
В настоящее время рассматривается новая редакция указанной Конвенции, с подписанием которой необходимо будет руководствоваться вновь принятым международно-правовым актом.
Между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки заключен Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 года, который находится на стадии ратификации.
Латвийская, Литовская и Эстонская Республики, которые не вошли в Союз Независимых Государств, в свою очередь, подписали с Россией двусторонние договоры о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам.
Однако следует иметь в виду, что Грузия, Республика Молдова, Украина, Латвийская Республика, Литовская Республика, Эстонская Республика в более поздние сроки с оговорками и замечаниями подписали Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20.04.59, которая является приоритетной по отношению к ранее заключенным ими международно-правовым актам, поэтому сотрудничество по уголовно-правовым вопросам осуществляется на основе именно Европейской конвенции от 1959 года.
Среди государств, заключивших в разное время по два и более международно-правовых акта о сотрудничестве по данным вопросам, особо следует выделить Финляндскую Республику, которая в 1978 году подписала с Россией Договор, позднее присоединилась к Европейской конвенции от 1959 года, а в 1993 году между Россией и одним из ее центральных органов (Центральной криминальной полицией) достигнуто соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании которого в настоящее время направляются международные поручения. Однако следует иметь в виду, что в определенной ситуации этот порядок может быть изменен в одностороннем порядке органами власти Финляндской Республики, то есть будет действовать Европейская конвенция от 20 апреля 1959 года.
В соответствии с международно-правовыми актами ходатайства (поручения) направляются через уполномоченные на то центральные органы договаривающихся сторон.
Для Российской Федерации центральным органом является Генеральная прокуратура Российской Федерации, для иностранных государств органы, наделенные в соответствии со своим национальным законодательством данными полномочиями.
Любое иностранное государство своими нормативными актами может наделить этими полномочиями и другие органы, нежели те, которые указаны в международном соглашении, в том числе изменять их название.
В связи с этим при подготовке ходатайств о правовой помощи исполнителям необходимо уточнять наименование центрального органа иностранного государства, в адрес которого оно направляется, а если получить подобную информацию не представилось возможным, указывать адресатом "Компетентные органы" и далее официальное название государства, например: "В компетентные органы Греческой Республики". В ходатайстве не указывается должность, звание, фамилия руководителя центрального органа иностранного государства - указывается только адресат (например: "Генеральная прокуратура Республики Казахстан").
Международные ходатайства, направляемые таможенными органами Российской Федерации напрямую, минуя официальный порядок прохождения через Генеральную прокуратуру Российской Федерации, компетентными органами иностранных государств возвращаются обратно без исполнения.
Ходатайства в соответствующие ведомства зарубежных стран направляются только через Управление таможенных расследований и дознания ГТК России (так как здесь они подвергаются детальной проверке и переводу на официальный государственный язык запрашиваемой стороны).
Сообщаем, что УТРД ГТК России занимается организацией исполнения международных ходатайств об оказании правовой помощи только по уголовным делам, возбужденным по ст.194 УК РФ, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Направление поручений по уголовным делам, возбужденным по статьям 188, 189, 190, 193 УК РФ является прерогативой органов предварительного следствия. Таможенный орган как орган дознания после возбуждения уголовного дела по одной из этих статей обязан в течение 10 суток провести лишь те неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые предусмотрены ст.119 УПК РСФСР.
Однако на практике продолжают иметь место случаи направления поручений таможнями по уголовным делам, возбужденным по статьям 188, 189, 190, 193 УК РФ.
Данное обстоятельство таможни мотивируют тем, что работники прокуратуры, до и после передачи уголовного дела по подследственности, нарушая требования ст.ст.31, 119, п.3 ч.1 ст.211 УПК РСФСР, в устном порядке дают указания оформить и направить международное следственное поручение о проведении следственных действий на территории зарубежных стран.
Генеральная прокуратура Российской Федерации считает подобные факты грубейшим нарушением уголовно-процессуального законодательства, поэтому подобные противозаконные и неоформленные надлежащим образом указания надзирающих прокуроров исполнению не подлежат.
В случаях настаивания прокуратуры на выполнении таможней указания (если оно оформлено в письменной форме) по направлению международного ходатайства просим в каждом сопроводительном письме указывать - кем и когда было дано подобное поручение. При этом к сопроводительному письму необходимо прикладывать надлежащим образом заверенную ксерокопию поручения прокурора для решения вопроса об его отзыве вышестоящим прокурором.
Исполнителям следует иметь в виду, что направлять ходатайства необходимо, по возможности, сразу после принятия решения о возбуждении уголовного, а не за несколько недель или дней до истечения срока производства по нему, так как запоздалое решение о направлении международного ходатайства об оказании правовой помощи в иностранное государство либо непринятие такого решения вообще, когда этого требуют обстоятельства дела, приводит к необоснованному приостановлению производства по уголовному делу, а также к соответствующему процессуальному реагированию со стороны надзирающего прокурора.
При направлении ходатайств необходимо обращать внимание на сроки давности по уголовным делам. На практике нередки случаи, когда на момент поступления ходатайства в УТРД либо в Генеральную прокуратуру Российской Федерации уголовные дела или уже прекращены по основаниям п.3 ч.1 ст.5 УПК РСФСР, или до истечения срока давности остается 1-2 месяца. Обычно такие ходатайства возвращаются обратно в таможни без исполнения, так как в их направлении уже нет необходимости.
Международно-правовыми актами не определены конкретные сроки исполнения иностранными государствами ходатайств об оказании правовой помощи, в связи с чем просим не направлять в адрес УТРД ГТК России письма с требованиями об ускорении сроков исполнения запросов, так как ни Генеральная прокуратура Российской Федерации, ни тем более ГТК России не могут контролировать работу компетентных органов запрашиваемых государств по исполнению направленных в их адрес поручений о производстве следственных действий.
Сроки исполнения международных следственных поручений иностранными государствами колеблются от 3 месяцев до 1,5 лет.
Управление таможенных расследований и дознания не исполняет международные запросы, направляемые сотрудниками оперативно-розыскных отделов таможенных органов по делам оперативного учета при отсутствии возбужденного уголовного дела, а при наличии последнего, ходатайства необходимо оформлять в строгом соответствии с требованиями международно-правовых актов и настоящих Методических рекомендаций.
Международные ходатайства об оказании правовой помощи по делам о НТП направляются в рамках межправительственных соглашений о сотрудничестве и взаимной правовой помощи в таможенных делах через отдел сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных стран УТРД ГТК России (порядок направления ходатайств в рамках дел о НТП регламентирован в методическом письме УТРД ГТК России от 16.04.2001 N 17-12/13109).
1. Ходатайство должно быть составлено на официальном бланке таможни.
2. В ходатайстве должно быть указано (приложения 2, 3):
а) официальное название запрашиваемого учреждения;
б) ссылка на международно-правовой акт, в соответствии с которым осуществляется правовая помощь (если между Россией и запрашиваемым государством не заключены международно-правовые акты о сотрудничестве по уголовно-правовым вопросам, то в ходатайстве необходимо указывать, что ходатайство направляется на условиях взаимности);
в) дата возбуждения уголовного дела, краткая и понятная фабула уголовного дела (причем в фабуле должно быть четко указано время совершения преступления), квалификация совершенного деяния, данные о размере причиненного ущерба; при наличии нескольких самостоятельных эпизодов преступления в фабуле дается только их перечисление с указанием причиненного ущерба;
г) цель запроса (предоставление информации, проведение процессуальных действий - допросов, выемок, обысков и т.д., причем проведение следственных действий должно указываться поочередно);
д) имена, отчества, фамилии свидетелей, потерпевших, подозреваемых, их местожительство и местопребывание;
е) для юридических лиц - их наименование и местонахождение (названия зарубежных фирм, их адреса по возможности указываются на иностранном языке);
ж) процессуальное положение лица, подлежащего допросу (свидетель, потерпевший, подозреваемый и т.д.), а также четкий перечень вопросов, которые требуется задать последнему, причем вопросы должны быть сформулированы в корректной и доступной для понимания форме;
з) названия иностранных фирм-производителей товаров, марок автомашин иностранного происхождения и т.д. по возможности должны выполняться на иностранном языке;
и) любая иная информация, которая может быть доведена до сведения запрашиваемой стороны для облегчения исполнения запроса, причем прилагаемые к ходатайству документы и их количество должны соответствовать объему и характеру проводимых следственных действий;
к) полный юридический адрес таможни, куда должны будут направляться материалы исполненного ходатайства.
3. При необходимости производства на территории иностранного государства таких следственных действий как выемка, обыск, изъятие образцов для сравнительного исследования и т.д., к ходатайству необходимо прилагать соответствующее постановление (Приложение 4), которое должно удовлетворять требованиям, предъявляемым уголовно-процессуальным законом к их оформлению (напоминаем, что любое постановление состоит из вводной, устанавливающей и резолютивной частей).
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с нормами международно-правовых актов иностранные государства практически не предоставляют оригиналы документов, а вместо них направляют заверенные в установленном порядке ксерокопии, причем только в случае, если к международному запросу прилагается процессуальный документ - постановление о производстве выемки. Исключение составляют случаи, когда предоставляемые документы могут носить не только информативный характер, но необходимы для производства экспертизы. О последнем необходимо указывать в постановлении о производстве выемки.
Отсутствие подобного постановления приводит к тому, что у сотрудника иностранного государства, который непосредственно занимается исполнением нашего поручения, нет правовых оснований для проведения такого следственного действия на территории своего государства (на его просьбы о выдаче копий тех или иных документов любое юридическое или физическое лицо может ответить законным отказом).
4. К ходатайству прилагается выписка из официального текста Уголовного кодекса Российской Федерации статьи, по которой возбуждено уголовное дело. Если в текст статьи законодателем вносились изменения и дополнения, то после названия статьи в скобках должна присутствовать ссылка на Федеральный закон, которым установлена новая редакция (приложение 5).
5. Ходатайство об оказании правовой помощи должен подписывать начальник таможни либо лицо официально исполняющее его обязанности в соответствии с приказом, им же выносятся все процессуальные постановления, такие как постановление о производстве выемки, обыска и т.д.
6. Ходатайство и все без исключения прилагаемые к нему документы (в том числе и выписка текста статьи Уголовного кодекса Российской Федерации), в соответствии с нормами международно-правовых актов, в обязательном порядке заверяются подписью должностного лица запрашиваемого учреждения (территориальной таможни) и скрепляется гербовой печатью.
7. В тексте ходатайства недопустимы какие-либо сокращения (типа "РФ", "РБ". "т/н"), поскольку наличие таковых вызывает у переводчика при переводе на иностранный язык двоякое толкование подобных терминов.