Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

ПРИКАЗ

от 27 июля 1973 года N 566


О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению работы
фельдшерско-акушерских пунктов страны

(с изменениями на 23 сентября 1981 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минздрава России от 21 марта 2003 года N 118
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1981 года N 1000.
____________________________________________________________________



Программой КПСС, решениями XXIII и ХХIV съездов КПСС, постановлениями пленумов ЦК КПСС по сельскому хозяйству намечена широкая программа дальнейшей интенсификации сельскохозяйственного производства.

В соответствии с директивами партии и правительства в стране проведена работа по повышению качества медицинской помощи сельскому населению, укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, укомплектованию их квалифицированными кадрами, оснащению современным медицинским оборудованием, развитию и приближению специализированной медицинской помощи к сельскому населению, осуществлены меры по улучшению охраны здоровья женщин и детей в сельской местности.

Вследствие специфики условий жизни и труда жителей сельской местности значительную роль в обеспечении сельского населения медицинской помощью выполняют фельдшерско-акушерские пункты. В 1972 году в сельской местности страны насчитывалось 89718 федьдшерско-акушерских пунктов, в них было сделано 229733,0 тыс. амбулаторных посещений жителей и 91660,8 тыс. посещений среднего медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов к жителям на дому.

Осуществляемые в последние годы мероприятия по приближению к сельскому населению врачебной помощи способствовали изменению содержания работы фельдшерско-акушерских пунктов, в деятельности которых усилилась профилактическая направленность. Изучение работы значительного числа фельдшерско-акушерских пунктов показало, что в большинстве из них более половины всех посещений составляют посещения по поводу выполнения врачебных назначений, 1/3 - по поводу профилактических осмотров, наименьшее количество составляют посещения по поводу заболеваний.

В большинстве республик в связи с развитием сети врачебных родовспомогательных стационаров, наличием хороших путей сообщения, транспорта и средств связи, происходит сокращение сети колхозных родильных домов. В целом по стране с 1965 года по 1973 год число колхозных роддомов уменьшилось на 3403 и коек в них - на 10678.

В результате повышения материального и культурного уровня жизни сельского населения, а также правильной организации работы по проведению профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий, медицинские работники многих фельдшерско-акушерских пунктов добились на своих участках резкого снижения детской смертности, инфекционной заболеваемости, ликвидации дифтерии, полного охвата рожениц стационарным родовспоможением и активного участия населения в работе по санитарному благоустройству сел и деревень: Славянский фельдшерско-акушерский пункт Курчумского района Восточно-Казахстанской области, зав. т.Рыбалко Н.Я.; Калининский - Тульчинского района Винницкой области, зав. т.Каракой Т.К.; Малиновский - Даугавпилского района Латвийской ССР, зав. т.Петроченко Н.К.; Ангорский - Термезского района Сурхандарьинской области Узбекской ССР, зав. т.Хузайкулова; Даниловский - Калининской области, зав. т.Богачева Н.М.; Барановский - Гродненской области БССР, зав. т.Цихун О.Н.; Куйконак - Вахшского массива Таджикской ССР и др.

Медицинские работники перечисленных и многих других фельдшерско-акушерских пунктов пользуются заслуженным авторитетом у населения, партийных и советских органов, руководителей колхозов и совхозов, удостоены правительственных наград. В числе медицинских работников страны, удостоенных высокого звания Героя Социалистического Труда, заведующие фельдшерско-акушерскими пунктами: Каракой Тихон Кириллович (Винницкая область), Кетова Анастасия Степановна (Смоленская область), Федореева Надежда Георгиевна (Приморский край).

За прошедшие годы органами здравоохранения союзных республик при активной помощи партийных и советских органов, колхозов, совхозов и общественных организаций, были осуществлены мероприятия по улучшению материально-технического состояния фельдшерско-акушерских пунктов, оснащению их медицинским оборудованием, инструментарием и хозяйственным инвентарем, телефонизации, укомплектованию медицинскими работниками, повышению качества работы фельдшерско-акушерских пунктов. В ряде республик по этим вопросам были приняты специальные постановления и изданы приказы органов здравоохранения.

Большую помощь в улучшении материально-технической базы и строительстве фельдшерско-акушерских пунктов оказали колхозы и совхозы. Так, в течение 8-й пятилетки в РСФСР было построено более 4 тысяч новых фельдшерско-акушерских пунктов и для 3,5 тыс. пунктов совхозы и колхозы предоставили хорошие помещения.

В Украинской ССР за этот период на средства колхозов и совхозов построено более 3 тысяч пунктов.

Во всех республиках проведена работа по обеспечению фельдшерско-акушерских пунктов транспортом колхозов и совхозов. Так, министерствами здравоохранения и сельского хозяйства Казахской ССР издано и направлено в области письмо "О порядке предоставления транспорта медицинским работникам сельской местности". В РСФСР по этому вопросу разработано специальное положение. За прошедшие годы в стране улучшилась укомплектованность фельдшерско-акушерских пунктов медицинскими работниками. В 1972 году в целом по СССР этот показатель составил 97,8%; в Узбекской ССР - 98,5%; в Грузинской ССР - 99,1%; Молдавской ССР - 98,5%.

Число фельдшерско-акушерских пунктов, не имеющих ни одного среднего медицинского работника за период с 1965 г. по   971 г. уменьшилось в целом по стране более чем в 2 раза (с 3635 до 1384).

Такое положение достигнуто в результате большой работы органов здравоохранения, успешно решающих совместно с партийными, советскими и хозяйственными организациями сельских районов вопросы создания надлежащих условий труда и быта для медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.

Большое внимание уделяется работе по повышению квалификации медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.

Основной формой повышения квалификации являются республиканские, краевые, областные курсы специализации и усовершенствования средних медицинских работников. Кроме того, при областных (краевых, республиканских) и центральных районных больницах проводится повышение квалификации на прерывистых семинарах, декадниках, межрайонных и районных тематических совещаниях: на базах лучших фельдшерско-акушерских пунктов практикуется проведение "Дня фельдшера", "Дня акушерки" и "Дня патронажной медсестры".

Повысился уровень организационно-методического руководства работой фельдшерско-акушерских пунктов со стороны органов здравоохранения республик (краев, областей), республиканских, краевых, областных и центральных районных больниц. Вопросы деятельности фельдшерско-акушерских пунктов систематически заслушиваются на коллегиях, медсоветах, издаются соответствующие приказы, письма по обмену опытом работы, проводятся совещания и съезды средних медицинских работников (РСФСР, Украинская, Латвийская, Молдавская, Казахская и др. республики).

Большая работа по улучшению деятельности фельдшерско-акушерских пунктов была проведена Калининским облздравотделом. С этой целью специалисты оргметодотдела Калининской областной больницы и центральных районных больниц провели детальное изучение состояния работы фельдшерско-акушерских пунктов. На основе полученных сведений, совместно с партийными и советскими органами, руководителями колхозов и совхозов, общественностью районов были разработаны и осуществлены мероприятия по улучшению материальной базы фельдшерско-акушерских пунктов, укомплектованию их кадрами, повышению качества медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами.

В Молдавской ССР большинство фельдшерско-акушерских пунктов переведены в новые помещения, которые, с целью более рационального использования медицинских работников, строятся в комплексе с аптечным пунктом и детской молочной кухней.

Наряду с этим в некоторых республиках, краях, областях руководители органов и учреждений здравоохранения не уделяют должного внимания организации работы фельдшерско-акушерских пунктов, укомплектованию медицинскими кадрами и повышению их квалификации, созданию надлежащих условий работы.

Материально-техническое состояние еще многих фельдшерско-акушерских пунктов продолжает оставаться неудовлетворительным, в ряде мест они занимают малоприспособленные помещения, располагаются в арендуемых зданиях (Казахская, Узбекская, Таджикская республики и др., ряд областей Украинской ССР, РСФСР).

Значительное число фельдшерско-акушерских пунктов все еще неудовлетворительно оснащено медицинским и хозяйственным оборудованием; особенно плохо они обеспечиваются весами, ростомерами, гинекологическими креслами. На многих фельдшерско-акушерских пунктах не созданы надлежащие условия для хранения термолабильных медикаментов и препаратов, содержащих ядовитые, наркотические и сильнодействующие вещества.

В отдельных районах не организован регулярный завоз медикаментов на фельдшерско-акушерские пункты, выполняющие одновременно функции аптечных пунктов, в результате чего ассортимент медицинских товаров в них крайне недостаточен.

Органы здравоохранения не принимают должных мер для обеспечения своевременного и полного выделения сельсоветами средств, ассигнований фельдшерско-акушерским пунктам на приобретение медицинского оборудования, инвентаря, медикаментов.

В ряде республик (РСФСР, Казахской, Украинской ССР, Таджикской, Литовской) имеются фельдшерско-акушерские пункты, неукомплектованные средними медицинскими работниками, например в Украинской ССР из года в год остаются неукомплектованными более 100 фельдшерско-акушерских пунктов.

Одной из причин недостаточной укомплектованности фельдшерско-акушерских пунктов является текучесть медицинских кадров из сельской местности, обусловленная в основном неудовлетворительными жилищно-бытовыми и производственными условиями работников пунктов.

В большинстве областей, краев, республик недостаточно проводится работа по аттестации заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами. Во многих случаях ограниченно проводится повышение квалификации медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов, мало используются такие хорошо зарекомендовавшие себя формы работы, как повышение квалификации на курсах в районных и областных (краевых, республиканских) лечебных учреждениях, очно-заочное обучение, прерывистые семинары.

Уровень организационно-методической работы и руководства областных (краевых, республиканских) и центральных районных больниц фельдшерско-акушерскими пунктами во многих случаях еще недостаточный. Выезды врачей часто носят формальный характер, не даются конкретные предложения по улучшению работы фельдшерско-акушерских пунктов, нет проверки выполнения предложений, данных ранее. Имеют место случаи, когда вследствие отсутствия должного врачебного контроля за работой фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшера и акушерки ведут в широком объеме самостоятельный прием больных, взрослых и детей и их лечение, недостаточно выполняют врачебные назначения и профилактические мероприятия.

В ряде мест выявлена слабая преемственность в работе фельдшерско-акушерских пунктов и соответствующих лечебно-профилактических учреждений по охране здоровья детей и женщин, следствием чего является недостаточная ориентация медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов в воспитании здорового ребенка, позднее выявление заболевших детей в возрасте до 1 года и неумение оказать им первую доврачебную помощь; позднее взятие на учет беременных, недостаточное их обследование и несвоевременное направление к врачу.

В некоторых местах слабо осуществляется врачебный контроль за работой фельдшеров, которым разрешена выдача больничных листков, вследствие чего выявлены случаи небрежного хранения и необоснованной выдачи больничных листков.

Обеспечение фельдшерско-акушерских пунктов утвержденной медицинской документацией во многих районах осуществляется с перебоями, в связи с чем ведется произвольная документация.

В отдельных республиках (Молдавская, Казахская) создается сеть акушерских пунктов, вместо закрываемых колхозных родильных домов. Самостоятельные акушерские пункты не входят в номенклатуру учреждений здравоохранения и существование их неправомерно. Имеет место в ряде республик, областей необоснованное развитие сети фельдшерско-акушерских пунктов.

В целях дальнейшего улучшения работы фельдшерско-акушерских пунктов:

I. Утверждаю:

1) Положение о фельдшерско-акушерском пункте. (Приложение 1).

2) Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом. (Приложение 2).

3) Положение об акушерке фельдшерско-акушерского пункта. (Приложение 3).

4) Положение о патронажной медицинской сестре фельдшерско-акушерского пункта. (Приложение 4).

5) Положение о санитарке фельдшерско-акушерского пункта. (Приложение 5).

II. Приказываю:

1. Министрам здравоохранения союзных, автономных республик, заведующим краевыми, областными отделами здравоохранения:

1) осуществить мероприятия по совершенствованию работы фельдшерско-акушерских пунктов, имея в виду усиление профилактической и оздоровительной работы; строго ограничить лечебную деятельность медицинских работников пунктов их компетенций;

2) повысить уровень организационно-методического руководства и помощи в работе фельдшерско-акушерских пунктов со стороны учреждений здравоохранения районов; обеспечить четкую преемственность в работе фельдшерско-акушерских пунктов с другими учреждениями здравоохранения района;

3) обеспечить наиболее рациональное использование сети имеющихся фельдшерско-акушерских пунктов, развертывание новых учреждений осуществлять лишь в крайних случаях, при невозможности обеспечения максимального приближения врачебной помощи.

Рассмотреть вопрос о реорганизации отдельных фельдшерско-акушерских пунктов во врачебные амбулатории, с учетом местных условий;

4) обязать местные органы здравоохранения с учетом конкретных условий и объема работы не вводить должности акушерок в колхозные родильные дома, расположенные на территории деятельности фельдшерско-акушерских пунктов, а их функции возлагать на акушерок этих пунктов.

Предусмотреть сокращение колхозных родильных домов, исходя из того, что главным направлением в обеспечении акушерской помощи на селе является приближение врачебного стационара родовспоможения;

5) до конца 1973 года реорганизовать в фельдшерско-акушерские пункты или ликвидировать, в зависимости от местных условий, существующие акушерские пункты;

6) в течение 1973 года проверить состояние материально-технической базы и организацию работы фельдшерско-акушерских пунктов и разработать мероприятия по дальнейшему улучшению их деятельности, имея в виду:

- обеспечение в ближайшие 2-3 года улучшение материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов, оснащение их медицинским оборудованием, инструментарием, мягким и твердым инвентарем. Внести, при необходимости, на рассмотрение Совета Министров союзных республик предложения по строительству фельдшерско-акушерских пунктов за счет нецентрализованных источников финансирования, улучшению условий размещения фельдшерско-акушерских пунктов за счет предоставления местными советами, колхозами, совхозами и другими хозяйственными организациями соответствующих санитарным требованиям помещений, по обеспечению фельдшерско-акушерских пунктов телефонной связью, транспортом и улучшению жилищно-бытовых условий медицинских работников пунктов;

- организовать бесперебойное снабжение фельдшерско-акушерских пунктов необходимым ассортиментом медикаментов, перевязочных средств, бакпрепаратов, дезсредств и др. и обеспечить постоянный контроль со стороны районных аптек за работой аптечных пунктов в сельской местности;

- обеспечить дальнейшее расширение сети молочных кухонь в сельской местности, создавая в них необходимые санитарно-гигиенические условия;

- обеспечить создание передвижных фельдшерско-акушерских пунктов в районах отгонного животноводства; - принять меры по укомплектованию фельдшерско-акушерских пунктов медицинскими кадрами; шире проводить аттестацию заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами;

- улучшить работу по повышению квалификации фельдшеров, акушерок, патронажных медицинских сестер фельдшерско-акушерских пунктов, обеспечить усовершенствование знаний каждого из средних медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов не реже 1 раза в 5 лет, используя для этого постоянно действующие курсы по усовершенствованию и специализации средних медицинских (фармацевтических) кадров, а также путем проведения семинаров, декадников, заочно-очных и прерывистых курсов;

- шире проводить мероприятия по изучению и распространению передового опыта работы фельдшерско-акушерских пунктов, путем организации на базе лучших из них постоянно действующих республиканских, областных и районных школ передового опыта, издания методических писем, освещающих передовые формы и методы работы фельдшерско-акушерских пунктов, а также проведения по данному вопросу конференций и совещаний фельдшеров, акушерок и патронажных медицинских сестер;

7) довести до сведения работников фельдшерско-акушерских пунктов должностные права и обязанности, утвержденные настоящим приказом.

2. Директору Всесоюзного научно-исследовательского института социальной гигиены и организации здравоохранения им.Н.А.Семашко тов.Богатыреву И.Д. в течение 1973-75 гг.:

- изучить лучшие формы и методы лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической деятельности фельдшерско-акушерских пунктов и подготовить информационно-методическое письмо, обобщающее передовой опыт их работы;

- разработать проект методических указаний о работе заведующего фельдшерско-акушерских пунктом, фельдшера, акушерки и патронажной медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта, определяющих формы и методы их работы, в том числе формы их участия в работе по диспансерному обслуживанию больных и отдельных групп здорового взрослого населения и детей, в пределах прав и обязанностей, предусмотренных положениями, утвержденными настоящим приказом.

3. Директору Центрального научно-исследовательского института санитарного просвещения тов.Лоранскому Д.Н. разработать и издать в 1974-1975 гг. наглядные пособия, плакаты, материалы для печати, радио и телевидения по вопросам охраны здоровья женщин и детей в сельской местности.

4. Начальнику Отдела медицинской статистики тов.Церковному Г.Ф. совместно с отраслевыми управлениями в течение 1973-1974 гг. пересмотреть учетно-отчетную документацию фельдшерско-акушерских пунктов.

5. Начальнику Главного управления учебных заведений тов.Исакову Ю.Ф. совместно с отраслевыми управлениями разработать мероприятия по улучшению работы по повышению квалификации медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.

6. Директору ГИПРОНИИЗДРАВа тов.Рощину А.В. осуществить в плане работ на 1973 год изучение и обобщение опыта проектирования и строительства фельдшерско-акушерских пунктов и дать рекомендации по использованию наилучших проектных решений фельдшерско-акушерских пунктов.

7. Считать утратившим силу "Положение о сельском фельдшерско-акушерском пункте", утвержденное 31.12.54.

Приложение 1
к приказу Министра здравоохранения СССР
от 27 июля 1973 года N 566

     

ПОЛОЖЕНИЕ
о фельдшерско-акушерском пункте

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»