____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минздрава России от 24 августа 2020 года N 889
____________________________________________________________________
Улучшение и совершенствование организационных форм лекарственной помощи населению являются одним из важных направлений деятельности органов и учреждений здравоохранения по выполнению Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 года N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения".
Аптеки являются составной частью материально-технической базы здравоохранения. Их роль и задачи в лекарственном обеспечении населения определяются постоянным ростом и совершенствованием уровня амбулаторно-поликлинической, стационарной, санаторно-курортной помощи населению и повышением его материального и культурного уровня.
Строительство и территориальное размещение аптек и обеспеченность населения фармацевтическими кадрами должны отвечать задачам своевременного обеспечения населения лекарственной помощью с наименьшими затратами времени при высокой культуре обслуживания.
В целях дальнейшего улучшения лекарственного обеспечения населения и планирования развития и размещения сети аптек
Утверждаю:
1. Нормативы развития сети аптек системы Минздрава СССР (приложение N 1).
2. Методические указания об основных принципах размещения аптек (приложение N 2).
Приказываю:
I. Ввести в действие с 1979 года "Нормативы развития сети хозрасчетных аптек Минздрава СССР" и "Методические указания об основных принципах размещения аптек".
II. Министрам здравоохранения союзных республик:
а) при разработке соответствующих разделов территориальных перспективных планов развития сети аптек руководствоваться настоящими "Нормативами развития аптек системы Минздрава СССР" и "Методическими указаниями об основных принципах размещения аптек";
б) до декабря 1980 года утвердить республиканские нормативы развития сети хозрасчетных аптек, учитывающие местные особенности.
III. Главному аптечному управлению Минздрава СССР (тов.Клюев М.А.) по согласованию с Планово-финансовым управлением Минздрава СССР (тов.Головтеев В.В.) разрабатывать проекты перспективных планов развития сети хозрасчетных аптек страны, руководствуясь настоящими нормативами.
IV. Считать утратившими силу: пп.2 пункта 1, пункт VIII, приложение N 2 "Нормативы расширения и дислокации аптек" приказа министра здравоохранения СССР от 11 июля 1961 года N 308 "О мерах по дальнейшему улучшению лекарственного обслуживания населения".
V. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения СССР тов.Герасимова П.И.
Приложение 1
к приказу Минздрава СССР
от 27.07.78 N 705
Нормативы развития сети хозрасчетных аптек
Министерства здравоохранения СССР
Нормативы | ||
| Число жителей | Число фармацев- |
1. Средний расчетный показатель по стране | 9 | 78 |
2. В сельских населенных пунктах | 7 | 46 |
3. В городах и поселках городского типа |
|
|
в целом | 11 | 92 |
из них с числом жителей: |
|
|
от 10 до 50 тыс. | 10 |
|
от 50 до 100 тыс. | 12 |
|
от 100 до 500 тыс. | 13 |
|
от 500 до 1000 тыс. | 15 |
|
свыше 1000 тыс. | 20 |
|
Примечание: В городских поселениях с числом жителей до 10 тыс. целесообразность открытия хозрасчетных аптек определяется в зависимости от местных условий.
Приложение 2
к приказу Минздрава СССР
от 27.07.78 N 705
Методические указания
об основных принципах размещения аптек*
________________
* В дальнейшем принято сокращенное название - "Методические указания".
Методические указания выполнены на основе и в развитие действующих нормативных документов Министерства здравоохранения СССР, Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства и Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре, регламентирующих номенклатуру и категории учреждений здравоохранения, планировку и застройку населенных мест, номенклатуру типов общественных зданий для городского и сельского строительства.
Методические указания разработаны применительно к нормативам развития сети хозрасчетных аптек, утвержденным настоящим приказом и служат основой для рационального размещения сети аптек в целях своевременного и наиболее полного удовлетворения потребности населения в лекарственной помощи.
Методические указания распространяются на хозрасчетные аптеки системы Главного аптечного управления Министерства здравоохранения СССР, занятые обслуживанием амбулаторных больных, и мелкорозничную аптечную сеть.
По характеру выполняемой работы аптеки, обслуживающие амбулаторных больных, подразделяются на:
- хозрасчетные аптеки общего типа, обслуживающие население и лечебно-профилактические учреждения готовыми лекарственными средствами и лекарствами индивидуального приготовления;
- центральные районные аптеки (ЦРА) городских и сельских административно-территориальных районов, выполняющие все функции аптеки общего типа и осуществляющие административное и организационно-методическое руководство прикрепленными аптеками района (при отсутствии межрайонных контор).
Хозрасчетная аптека общего типа может иметь прикрепленную мелкорозничную сеть, которая включает:
- аптечный киоск. Организуется аптекой в местах значительного сосредоточения людей. Предназначен для продажи лекарств без рецептов, перевязочного материала, предметов санитарии, гигиены и ухода за больными;
- аптечный пункт I группы. Организуется при лечебно-профилактических учреждениях с правом приготовления лекарств и продажи готовых лекарств по рецептам и без них. Аптечные пункты при городских поликлиниках могут принимать рецепты на индивидуальное приготовление лекарств и передавать их в аптеку.
В сельских поселениях, где нет аптек, функции по продаже готовых лекарств населению осуществляют аптечные пункты II группы, организуемые при фельдшерско-акушерских пунктах и фельдшерских здравпунктах.
1.1. Развитие и территориальная организация сети аптек должны обеспечить:
- полное и своевременное удовлетворение потребности населения в лекарственных средствах и предметах медицинского назначения;
- повышение уровня организации лекарственного обслуживания, обеспечивающего оптимальные удобства для населения;
- количественный рост учреждений аптечной сети в соответствии с ростом потребностей населения и лечебно-профилактических учреждений в лекарственных средствах и других предметах медицинского назначения;
- равномерную загрузку и рентабельность хозрасчетных аптек;
- сближение уровней лекарственного обеспечения в городских и сельских поселениях;
- рациональное укрупнение аптек в пределах допустимого радиуса обслуживания;
- совершенствование существующих и применение более прогрессивных форм лекарственного обслуживания населения.
1.2. Нормативы для городских и сельских поселений являются среднесоюзными расчетными нормативами для составления перспективных и текущих планов развития сети хозрасчетных аптек. Нормативы развития аптек должны применяться дифференцированно для городских и сельских поселений в зависимости от числа жителей в них. Наряду с нормативами необходимо руководствоваться общими принципами территориального построения сети аптек, которые должны конкретизироваться применительно к местным условиям.
1.3. При определении числа аптек, их мощности и оптимального размещения целесообразно учитывать получение населением района, области, края, республики лекарственной помощи непосредственно в районном, областном, краевом или республиканском центрах.
1.4. Разработка плана развития сети аптек должна начинаться с анализа ее состояния. Для оценки фактической обеспеченности населения учреждениями аптечной сети и фармацевтическими кадрами рекомендуется применять следующие методы:
а) на основании статистических данных о числе аптек и штатной численности фармацевтических кадров следует определять показатели:
- плотности сети хозрасчетных аптек путем исчисления среднего числа населения, приходящегося на одну аптеку,
- обеспеченности населения фармацевтическими кадрами путем исчисления числа фармацевтических должностей в аптеках на 100 тыс. населения.
На основании проведенного анализа следует сделать вывод об уровне обеспеченности населения аптечной сетью и определить потребное число аптек и фармацевтических кадров для данного населенного пункта или отдельного административного и жилого района по соответствующим нормативам;
б) картографический анализ. Для этого всю существующую сеть аптек, киосков и аптечных пунктов, а также амбулаторно-поликлинических учреждений следует нанести на карту-схему населенного пункта или отдельного района. По результатам картографического анализа необходимо установить взаимосвязь лечебно-профилактических и аптечных учреждений.
Картографический анализ размещения сети аптечных учреждений позволит более правильно определить территориальное размещение вновь открываемых аптек, спланировать развитие аптек на ближайший период и на перспективу;
в) в пространственной организации сети хозрасчетных аптек необходимо учитывать: радиус обслуживания аптек в км, т.е. величину пути, проходимую населением от наиболее отдаленной части обслуживаемой территории до аптеки. Средний радиус обслуживания определяется как средняя арифметическая всех расстояний от аптеки до ближайших 3-4 аптечных учреждений, осуществляющих отпуск лекарств по рецептам (аптек, аптечных пунктов I группы). Например, расстояние до ближайших четырех аптек составляет 3 км, 1 км, 2 км, 4 км. Радиус обслуживания аптеки составит:
[(3/2 + 1/2 + 2/2 + 4/2) : 4] = 1,25 км
В городах радиус обслуживания аптеки не должен превышать радиуса обслуживания поликлиники, т.е. 1,5-2 км при пешеходном сообщении. Но принимая во внимание, что в жилом районе имеется несколько аптек, радиус обслуживания аптек в городе должен быть не более 1 км.
В крупнейших и крупных городах при застройке жилых районов зданиями в 9-12-16-20 этажей плотность населения увеличивается. В связи с этим радиус обслуживания аптек в этих городах может быть до 0,5 км.
В сельской местности радиус обслуживания аптек в основном не должен превышать 5-10 км при средней плотности населения 50-70 жителей на 1 кв. км.
При планировании сети аптек следует учитывать не только длину пешеходного пути до аптеки, но и транспортную доступность аптечного учреждения.
Пешеходно-транспортная доступность измеряется временем передвижения населения до аптечного учреждения.
В городах пешеходно-транспортная доступность начинается с величины передвижения более 300 м и не должна превышать 10-15 мин. В сельской местности при расстоянии от населенного пункта до аптеки от 3 до 10 км пешеходно-транспортная доступность не должна превышать 30-40 мин.
1.5. При составлении плана развития сети аптечных учреждений и определении территориального размещения вновь открываемых аптек необходимо принимать во внимание следующие факторы:
- фактическую обеспеченность населения аптеками и фармацевтическими кадрами;
- административно-территориальное устройство республики, края, области, города;
- распределение городов, поселков городского типа и сельскохозяйственных поселений по числу жителей в них;
- средние абсолютные показатели плотности населения, степень заселения территории;
- организацию амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению;
- экономико-географические, социально-экономические и другие особенности различных зон страны.
Кроме этого, при планировании рационального размещения аптек в сельской местности необходимо учитывать дополнительно следующие факторы:
- производственное значение отдельных населенных пунктов;
- удаленность населенных пунктов от районного центра, города, краевого, областного центра;