Недействующий

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 октября 2001 года N 1005

     

Об утверждении требований, предъявляемых таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению воздушных, морских (речных) и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 11 августа 2011 года N 1645
____________________________________________________________________



В целях совершенствования организации и повышения эффективности таможенного контроля и таможенного оформления в воздушных, морских (речных) и железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также совершенствования нормативной базы по таможенному делу

приказываю:

1. Утвердить:

- Требования, предъявляемые таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению воздушных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (приложение 1);

- Требования, предъявляемые таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению морских (речных) пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (приложение 2);

- Требования, предъявляемые таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации (приложение 3).

2. Региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ГТК России, руководствоваться положениями требований, указанных в п.1, при участии в разработке заданий на проектирование, при согласовании проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) воздушных, морских (речных) и железнодорожных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и при приемке их в эксплуатацию.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа осуществлять первому заместителю председателя ГТК России В.И.Мещерякову.

Председатель Комитета
генерал-полковник
 таможенной службы
М.В.Ванин


Приложение 1
к приказу ГТК России
 от 22.10.2001 N 1005

 
ТРЕБОВАНИЯ,
предъявляемые таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению воздушных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Требования, предъявляемые таможенными органами Российской Федерации к строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению воздушных пунктов пропуска (далее - Требования) разработаны с целью проведения единой политики по строительству (реконструкции), обустройству и техническому оснащению помещений и сооружений пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, устанавливаемых в аэропортах и на аэродромах, открытых для международного сообщения (далее - ВПП).

2. Требования предназначены для использования при подготовке заданий на проектирование новых и на реконструкцию действующих пунктов пропуска.

3. При проектировании ВПП необходимо руководствоваться отраслевыми руководящими документами, а также соответствующими СНиПами, государственными стандартами, эталонами, санитарными нормами, правилами пожарной безопасности, правилами и инструкциями по вопросам использования средств связи, технических средств таможенного контроля и другими нормативными актами, регламентирующими проектирование, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений ВПП.

4. В процессе проектирования ВПП подрядчик уточняет площадь помещений, их число, конкретные места размещения средств связи, технических средств контроля, в том числе средств контроля за делящимися и радиоактивными материалами, теленаблюдения, охранно-пожарной сигнализации.

5. В Требованиях использованы следующие понятия:

а) служебные помещения - помещения для сотрудников таможенных органов, определяемые установленными нормами, оборудованные необходимыми материально-техническими средствами для осуществления ими должностных обязанностей;

б) специальные помещения - помещения, к обустройству и оснащению которых предъявляются специальные требования (установка окон, панелей и дверей повышенной прочности, оснащение охранной и пожарной сигнализацией, с определенным режимом работы (оружейные пирамиды, сейфы и шкафы для хранения валютных ценностей и конфискованных товаров и т.п.);

в) досмотровые помещения (площадки) - помещения (площадки), предназначенные для проведения таможенного досмотра товаров, грузов и транспортных средств, а также личного досмотра физических лиц и снабженные необходимым оборудованием и техническими средствами;

г) зал официальных лиц и делегаций - организуется в соответствии с Положением о залах официальных лиц и делегаций, организуемых в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.96 N 1116, и является специализированной частью BПП (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 40, ст.4654; 1999, N 44, ст.5319);

д) зона таможенного контроля - специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории Российской Федерации, создаваемая для осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

е) зал таможенного контроля - помещения (комнаты), предназначенные для проведения таможенного оформления и таможенного контроля лиц, товаров, грузов и транспортных средств и снабженные необходимым оборудованием и техническими средствами;

ж) транзитный зал - помещения (комнаты), предназначенные для временного пребывания пассажиров (лиц), следующих в третью страну назначения через ВПП транзитом без оформления и пересечения государственной границы Российской Федерации;

з) сектор таможенного контроля - рабочие места сотрудников таможенных органов, оборудованные для производства таможенного оформления и таможенного контроля.

6. Служебные, специальные помещения, досмотровые помещения (площадки) предназначены для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления воздушных судов, пересекающих государственную границу Российской Федерации, товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации воздушным транспортом.

II. Архитектурно-планировочная часть

7. Проектирование служебных и специальных помещений в ВПП производится в соответствии со СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания", 2.11.01-85 "Складские здания", 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения". При этом должно быть предусмотрено наличие (приложение 1):

- служебных помещений (комнат, кабинетов для размещения сотрудников подразделения таможенного органа);

- помещений, для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления физических лиц, пересекающих государственную границу Российской Федерации;

- помещений и площадок для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (стоянки воздушных судов, досмотровые площадки в местах хранения товаров);

- складских помещений и площадок;

- специальных помещений.

8. Все помещения для размещения сотрудников таможенного органа в ВПП должны быть выделены в единый блок с отдельным входом для сотрудников и посетителей и запасным выходом. Для исключения несанкционированного доступа в служебную зону и поддержания пропускного режима отдельный вход в нее должен быть оборудован местом пропуска сотрудников и посетителей.

9. Залы таможенного контроля должны быть предусмотрены в международном секторе аэропорта на прилете, вылете и транзите товаров физических лиц, пересекающих границу, в этом же секторе должен быть предусмотрен зал официальных лиц и делегаций.

10. Залы таможенного контроля должны исключать возможность контакта между физическими лицами, следующими в различных направлениях, проходящими контроль и встречающими (провожающими). Залы могут быть разделены перегородками или находиться в несмежных помещениях.

11. Зал таможенного контроля на прилет должен включать последовательно по направлению движения пассажиров:

- сектор накопления пассажиров;

- сектор обработки и получения багажа пассажиров;

- сектор ожидания, заполнения и оформления документов;

- сектор таможенного контроля.

12. В секторе таможенного контроля должны быть предусмотрены:

- рабочие места сотрудников таможенных органов (стол для досмотра товаров физических лиц, стойка для работы с таможенными документами);

- места опроса физических лиц;

- комнаты личного досмотра физических лиц, оборудованные в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

- комнаты старшего группы оформления;

- комнаты дежурной смены;

- технические средства таможенного контроля;

- технические средства радиационного контроля;

- средства связи.

13. В секторе ожидания, заполнения и оформления документов для оформления физическими лицами таможенных деклараций и иных документов должно быть предусмотрено наличие столов и стоек.

14. Зал таможенного контроля на вылет должен включать последовательно по направлению движения пассажиров:

- сектор ожидания и заполнения документов;

- сектор таможенного контроля;

- сектор регистрации и обработки багажа пассажиров;

- сектор накопления пассажиров.

Зал таможенного контроля должен исключать возможность контакта физических лиц, проходящих контроль, с посторонними лицами и доступа последних в него.

Обустройство сектора таможенного контроля - то же, что в секторе таможенного контроля на прилет.

15. В зале официальных лиц и делегаций должны быть помещения, средства контроля и связи, необходимые для проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров официальных лиц.

16. В транзитном зале предусматривают наличие служебных помещений для оперативной работы сотрудников таможенного органа.

17. Площадки для таможенного контроля и таможенного оформления транспортных средств должны соответствовать условиям для создания полноценного таможенного контроля и таможенного оформления воздушных судов, выполняющих международные рейсы. Площадки включают в себя стоянки пассажирских и грузовых воздушных судов.

При наличии в ВПП участка переработки грузов, перевозимых автомобильным транспортом, в его пределах должны иметься площадки (стоянки) для:

- накопления партий товаров, таможенного оформления и таможенного контроля грузового автотранспорта при его убытии за границу;

- таможенного оформления и таможенного контроля грузового автотранспорта при его прибытии из-за границы;

- накопления партий товаров, таможенного оформления и таможенного контроля легкового автотранспорта при его убытии за границу;

- таможенного оформления и таможенного контроля легкового автотранспорта при его прибытии из-за границы;

- хранения изъятых товаров и транспортных средств.

Площадки при необходимости оборудуются боксами контроля - углубленного досмотра автотранспортных средств, а для контроля грузового автотранспорта - средствами малой механизации (число боксов определяется расчетами при проектировании в зависимости от грузопотока).

Зоны таможенного контроля в секторах прилета и вылета создают в соответствии с требованиями приказа ГТК России от 13.07.2000 N 594 "Об утверждении положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля" (зарегистрирован Минюстом России 14.08.2000, per. N 2354).

Зона таможенного контроля должна быть огорожена непрозрачными перегородками высотой не менее 2 м с расположенными (по ходу движения) дистанционно управляемыми калитками шириной прохода не менее 1,5 м. По возможности ставят перегородки с односторонней прозрачностью со стороны зоны таможенного контроля.

К зоне таможенного контроля товаров физических лиц должны предъявляться следующие требования:

- к площадке должен быть обеспечен подъезд грузового автотранспорта и погрузочной техники с шириной маршрута не менее 2,5 метра, уклоны на маршруте не должны превышать 5%;

- зона таможенного контроля на прилет должна иметь ограждение с проходами для физических лиц на входе в нее и на выходе из нее;

- в нерабочее время зоны таможенного контроля должны закрываться и ставиться под охрану, входные двери в зону должны быть раздвижными либо открывающимися наружу;

- рентгеновские аппараты должны устанавливаться парами так, чтобы операторы располагались лицом друг к другу, а проход для физических лиц находился посредине, его ширина - не менее 1,8 м, ширина прохода для пассажиров у одиночного рентгеновского аппарата - не менее 1,2 м, для производства технического обслуживания и ремонта с боковых сторон рентгеновского аппарата должен быть проход шириной 0,8 -1 м;

- расстояние от перегородки со стороны входа до начала транспортера рентгеновского аппарата и от конца досмотрового стола до перегородки со стороны выхода - не менее 2 м, общая длина зоны таможенного оформления и таможенного контроля должна быть не менее 10 м;

- для обслуживания инвалидов необходимо предусмотреть маршруты их движения к месту таможенного контроля и таможенного оформления без лестничных маршей или отдельный вход, оборудованный подъемными приспособлениями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»